Уговор. Ч. 3. Возвращение

Седеют тучи в небесах,
Холодный ветер свищет.
Вот-вот и полночь на часах –
“Пора бы на кладбище”.
Собрал на кладбище жених
Гроздь молодой рябины,
За поясок семян льняных,
Шиповник и барвинок.
Неверный свет осенних звезд
Да полумесяц мутный.
“Ну, вот… тропинка… лес… погост…
Теперь – не оглянуться б!..”
Едва прошел в полночной тьме –
То лесом, то кустами.
Пришел, и аж остолбенел:
Могила-то пустая.
Расшатан, повалился крест,
Земля с могилы в кучу,
На дне могилы – гроб отверст.
“Ну,– думает,– тем лучше!”
В труну шиповник положил,
Сжал в кулаке рябину
И гроб с землею окропил
Да разбросал барвинок.
Домой пришел до петелей.
Улегся под иконы.
Уснул с лампадкой. И во сне
Идет к нему покойник.
“За что ж ты так меня, дружок?
Пришел, все мне изгадил
И не пускаешь на порог;
Мне ж спать-то где-то надо!”
“Ну-ну, рассказывай давай,
Зачем был на женитьбе?”
“Так ты же сам меня позвал –
Меня и отпустили”.
“Ну, полно! хватить заливать!
Чего больной ребенок?”
“А мне откуда это знать?
Ведь он же полугодок”.
“Не человек мое дитё:
В нем семя не живое.
Пока отца мне не найдешь,
Не будет те покою!”
“Чего уж тут скрывать теперь…
Я знал твою девицу:
Любили мы друг друга с ней,
Хотели пожениться.
Отец ее мне дал отказ –
Холодный и жестокий,
Мол, дочка вон кака у нас –
Ты ей и не в подметки
Пошел в корчму, вина купил.
Напился до безумства,
Нарочно баню натопил
Да в ней и задохнулся.
Все думали, кто на земле,
Что был несчастный случай.
А здесь-то я ни тем, ни тем
Ни на кой ляд не нужен.
Потом и ты был, пригласил.
На Фоминой неделе.
А я подумал, да решил:
“Чай, все же веселее”.
А уж потом, узнал когда,
Кто у тебя невеста,
Такая горькая беда
Закралася мне в сердце.
Я у калитки посидел,
А там, как вы задрыхли,
Я через каменку влетел
И с ней… ну… в общем… в смысле…”
“Да будь ты проклят!” “Я уже”.
“Как мне вернуть младенца?”
“А ты пойди, скажи жене:
Ей все это известно”.
Отец жене все рассказал,
Дал чесноку, барвинку.
И вот она весь день в слезах
Сбирается на цвинтар.
Взяла полынь, ребенка, рожь,
Топор, свечу и косу
И, как ударило полночь,
Отправилась к погосту.
Полынью высыпала круг,
Свечу воткнула в землю:
“Ни человек живой, ни труп
Здесь не пройдут, ни звери!”
Дитё меж кругом и свечой
На землю положила
И крепче левою рукой
Топор свой обхватила.
Поют русалки у реки,
Нетопыри порхают.
Стоит невеста средь могил
И заговор читает:
“Восстану с солнцем ото сна,
Туманами умоюсь.
Пойду на полночь, и луна
Мой путь от глаз сокроет;
Пойду я от дверей к дверям
И из ворот в ворота,
И звезды путь мой сохранят
С порога до порога!
Гори-цветок, живи-вода,
Седой тысячелистник
Да сохранят мя без вреда
Отныне, днесь и присно!”
Все мёртво в серебре луны,
Как крест вдруг зашатался
И из полугнилой труны
Зеленый труп поднялся.
“Нешто пришла? Нешто одна?
А ежли застращаю?”
Она швырнула рожь к ногам,
Читать не прекращая:
“Вода, земля и небеса,
К вам, ваша дочь, взываю!
Болота, реки и леса,
Вас словом заклинаю!
Не дуйте, ветры, дождь, не лей!
Замри, живущий в смерти!
Пропой, велю тебе, петель,
Да сгинут в пекло черти!”
“Хотела что ли обмануть?
Дак мне-то лишь потеха.
А ежли я тебе швырну?
Не соберешь вовеки!”
Невеста от плеча дитё
Как рубанула в темя.
“На, забирай себе свое!
Мое губить не смейте!”
Кровища брызнула в лицо.
И лишь разжала руку,
Чернеет перед мертвецом
Топор, застрявший в чурке.
Покойник потемнел, как грязь,
Защелкал мертвой пастью
И начал с клокотом шептать
Какие-то заклятья.
Слова, хоть были и глухи,
Гремели, как железо.
Но вот пропели петухи,
И разом все исчезло.
Чуть погодя, испив росы,
Лицо утерши кровью,
Невеста лезвие косы
Воткнула в изголовье.
Домой вернулась кое-как:
Малютка дремлет в зыбке –
Румянец рдеет на щеках,
А на лице – улыбка.
Невеста после мертвеца –
Что подпустила к телу –
Болела сильно без конца
И к Семику успела.
Похоронили в пеленах
В одной земле с тем трупом.
Замест креста у ней в ногах –
Топор, в чурбан воткнутый.

Конец третьей части.
Начало см.:
http://stihi.ru/2011/02/14/1539 (часть первая: "Свадьба")
http://stihi.ru/2011/02/14/1548 (часть вторая: "Младенец")

Из цикла "По старому присловью..."


Рецензии
Замечательно! Повеяло русскими народными сказками. Были на Руси эдакие страшилки, уж и не знаю для кого, для дитей или взрослых. Однако читая Ваше произведение окунулась в давно забытые ощущения - интересно, аж жуть.Спасибо Вам и успехов в творчестве.

Наталья Соловьева 3   07.05.2011 02:06     Заявить о нарушении
Спасибо. Такие страшилки (да еще и не такие) и до сих пор, слава богу, есть. Сам лично слышал: и в экспедициях, и в городе (!), и даже от среднестатистической молодежи (!!!).

Конфутатис Малэдиктис   07.05.2011 05:55   Заявить о нарушении
Подозреваю, что в городе от молодежи в лучшем случае можно услышать вольный пересказ эпизодов фильмов ужасов, сваленых в единую кучу.

Наталья Соловьева 3   07.05.2011 16:44   Заявить о нарушении
Зря иронизируете: не все так плохо.
То есть, оно, конечно, плохо. Но не настолько.

Конфутатис Малэдиктис   08.05.2011 07:23   Заявить о нарушении
Прощу прощения за настойчивость, но уж больно интересная тема. Ребенок принес из школы историю о призраке живущем в актовом зале, причем ушлые ребятки ухитрились "сфотографировать" нечто в режиме негатив. Половина младших классов с замиранием сердца лазили в актовый зал на поиски и с визгом удирали от любого шороха. Такие истории о призраеах относятся к городскому фольклеру? Или под эту категорию попадают более значительные. Например, призрак убиенного императора, женщины на мосту, Черного кота (г.Питер)

Наталья Соловьева 3   08.05.2011 11:41   Заявить о нарушении
Так, а вот теперь проявлю настойчивость))) Не могли бы Вы написать эту и историю и прислать фото (barsikapfff-2@mail.ru)?
Ситуация на сомо-то деле спорная. Просто призраки (полупрозрачные белесые невесты, старухи и пр.), перестановка или полеты предметов, стон и звуки гремящих цепей - это называется полтергейст. Предварительно (окончательно - когда прочитаю историю) могу сказать, что и история Вашего ребенка - также рассказ о проявлении полтергейста. В чем же спорность ситуации? А в том, что в фольклористике (как отечественной, так и зарубежной) нет единого мнения о статусе (или даже месте) полтергейста в системе фольклора. [тут я начал подбирать аргументы pro et contra, но их оказалось слишком много].
Классикой жанра городского фольклора являются городские легенды: мальчик с красными глазами, крокодилы в канализации, зеленый туман в Голосовом овраге, люди-тени.

Конфутатис Малэдиктис   09.05.2011 02:07   Заявить о нарушении
Пожалу1, я Вас разочарую. Хотя начало истории положила безвременная кончина молодой учительницы, не было там никакого полтергейста. Была детская жажда неизведанного. Фотографии - это отделтная и довольно забавная история. Старшие дети завернулись в занавеску, высунулись из-за занавеса и запечатлели себя на мобильник, поставив его на режим негатива.В обычном режиме, даже цветочки на "саване" хорошо видны. Дальше дело техники. Малышня под впечатлением шугалась от всего, но упорно лезла в актовый зал. Ситуация здорово напоми нает мультик о котенке по имени Гав. " Пойдем еще немножко побоимся!"

Наталья Соловьева 3   09.05.2011 02:40   Заявить о нарушении
Печально. И с учительницей, и с фальсификацией. Но в общем подобные случаи действительно бывают, и что на отнесение к фольклорной традиции, что на неотнесение - оснований в абсолютно равной степени предостаточно. Хотя лично меня смущает тот факт, что подобное понимание полтергейста (но не сам полтергейст!) заимствовано из Европы, а значит не может быть признано фольклорным, т.е. народным, специфическим этнически.

Конфутатис Малэдиктис   09.05.2011 03:18   Заявить о нарушении
Это Вы зря. Словечко заимствованное, а проявления были всегда. Только говорили о них по другому: то бесы играют, то домовой шалит.

Наталья Соловьева 3   09.05.2011 03:43   Заявить о нарушении
Вот и я о том же. Часть действий полтергейста присутствует в фольклоре (домовой двигает предметы, стонет; с 90-х гг. - барабашка устраивает беспорядок), но не все: видения призраков, пятна крови, раскрытые на определенной странице книги, мокрые потолки и стены - этого у народа нет (разве что мокрые следы у колыбели - кикимора приходила, малютку спортила). Но ведь и тот же самый домовой - прибирает по дому, заплетает косичку в гриве лошади; кикимора (домашняя, жена домового) - домывает посуду, распутывает пряжу, баюкает младенца, чтоб ночью уставших хозяев не будил. Полтергейст этого не делает. Он привязан к месту, а не к человеку, как, например, приходящий покойник, который, кстати, является во плоти и крови, а не бестелесным духом; он разговаривает, что-то приносит, что-то делает, подразумевается обоюдная активность, а не простое созерцание того, как полупрозрачная старуха в очередной раз проходит сквозь стену и исчезает в зеркале, не говоря ни слова.
Это разница в форме. В восприятии она также имеется. "Козни бесовские" - классическое средневековое (причем официально церковное) объяснение, посему и к фольклору не имеет отношения. А вот народная традиция предполагает объяснение через культ предков, пантеон хранителей и хозяев (например, домовой и болотник соответственно). Потому и спорная ситуация.

Конфутатис Малэдиктис   09.05.2011 04:38   Заявить о нарушении
Хм. А ведь я об этом не задумывалась. КАмни в сказках присутствуют( Алатырь, указательные, на шее у Аленушки, царства в камушек превращаются), а вот люди.На память приходит только богатырь Святогор, но это несколько иная тема.

Наталья Соловьева 3   09.05.2011 22:00   Заявить о нарушении
Ну так да! А я о чем?! Только со Святогором - отдельный случай (это несовсем людь). Кстати, Афанасьева я нашел - там тоже покойница уходит тихо, все, кроме младенца каменеют, а сам младенец умирает.

Конфутатис Малэдиктис   10.05.2011 05:55   Заявить о нарушении
значит память меня подвела. В оправдание могу сказать, что читала-то давно, еще в детстве.

Наталья Соловьева 3   10.05.2011 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.