Творцам инструкция разослана

Творцам инструкция разослана –
Гореть свечою неустанно.
Висят примеры Айвазовского,
Висят примеры Левитана.

Стоять не статуей под аркою
С цветочными горшками вместе,
А пролететь звездою яркою,
Взорваться лампочкой в подъезде!

Всё той же жертвенности требуют
Отцы – хранители Парнаса.
И задают такие ребусы,
Куда без крыльев не подняться.

Но есть у Господа достойные,
Что прописались в электричке:
Его мыслители запойные
И музы их, алкоголички.

И, стало быть, не всё потеряно,
И не дождется преисподня
Вовек того, кому доверена,
Возможно, истина Господня.

2009


Рецензии
Здравствуйте, Иван!

Добрался-таки до Вашей философской лирики. Сильно. И очарован, и приятно удивлен. Удивлен - потому что очень сложно выдать что-нибудь еще никем не выданное путем философской лирики. Где и лексика не располагает ни экспрессивностью, ни фонтанностью (да простится мне этот ненарочитый неологизм). В чем тут секрет, спрашиваю себя. И сам же отвечаю. Секрет есть, но он не лежит на поверхности. Сила, которую Вы достигаете - в неделимом сплаве тонкой лиричности, чуткого ощущения слова и обнаженности мысли. Это очень сильный замес. На этом замесе настоянна, к примеру, поэтика Тютчева. Сказать громко и ясно, и при этом лирично, не только не надрывая, но даже не повышая голоса. Пожалуй, так.

Думаю, Вам не стоит особо переживать по поводу непризнанности. Придут в своё время молодые и дерзские исследователи русской литературы и отдадут должное. Напомню Вам поэтичекую судьбу Иннокентия Анненского. А весь этот словесный мусор, который мы наблюдаем, смоет половодьем времени. И не спасут его от безвестности ни высокие места современных литературных конкурсов, ни страницы толстых журналов. Это неизбежно.

P.S.
Вернулся, чтобы внести исправление. Оговорился вчера, правильнее и корректнее сказать не "мусор", а "сор". Словесный сор. Хотя слова одного ряда, но контекст разнится. Все, что пребывает в состоянии хаоса и есть сор. (А мусор - это то, что требуется вымести.) Приведи его в гармонию, и сор перестанет быть таковым. Точно так же и с высшей степенью языка - поэзией. Посмотришь на некое произведение - и сделано крепко, и рифмы не банальные и даже образностью блещет... Ан, нет. Не поэзия - в высоком понимании этого слова. А бывает наоборот - и и слова как-будто обыденные, и образность стремится к нулю, а сверкнет какой-то новорожденной мыслью, как искрами рассыпется во тьме, и понимаешь сразу и безоговорочно - поэзия. Так когда-то искренне удивлялся Андрей Белый, впервые открыв для себя почти еще юную Цветаеву: как это? На чем держится? Ведь ни одного образа нет! А сверкает, да еще как. Против всех правил. А гораздо позже точно так же удивлялся и восхищался стихотворением Михаила Юрьевича "Наедине с тобою, брат..." один советский поэт. И в самом деле, чем берет это сбитое сплошь из глагольных рифм, совершенно лишённое образности, стихотворение? А какая мощь из него прёт! Тончайшая лирическая мощь.

И по самому большому счету и от поэтов первой величины остается десяток-другой стихотворений, все остальное - сор. Что уж говорить о собратьях второго-третьего ряда. Что с того, что оставил после себя неугомонный, горячий, музыкальный и гневный Константин Бальмонт два десятка книг? Только бальмонтоведы о них и ведают.

Впрочем, и публицистические стихи, и сатирические, и даже почти газетного плана тоже, видимо, нужны, только её величество Поэзия здесь ни при делах. Однако, знаю, что Вы и сами это прекрасно понимаете, раз тщательно разбили стихи по разделам. И это справедливо.

Жму руку!

Станислав Осадчий   28.02.2016 23:17     Заявить о нарушении