Шахматная страничка - О. Сергеев

                Этюды, задачи,.. - поэзия шахмат,
               Красивых идей совершенная вязь,
               На клетчатой плахе с восторженным: - Ах, ты!
               В пленительность схватки ввергающих вас.
                (Владимир О.Сергеев.
                "Шахматная поэзия").


   Этюды, задачи,.. - высокая планка!
Вы - Мастер! Но я не пойму одного:
Всем ясно, как день, Вы - Рауль Капабланка.
Зачем псевдоним Вам - Сергеев В.О.?

   Поэт и гроссмейстер! В новейшей эпохе
Процент таковых исключительно мал.
Позвольте, да Вы - Александр Алёхин,
И как это сразу я Вас не узнал!

   А, впрочем, Алёхин - икона, легенда.
И Вы - индивид, я совсем не шучу.
Но, главное, что не Остап, и не Бендер.
Я Вам от души предлагаю ничью!


   


Рецензии
Володя!
Моя шахматная натура, окунувшись в знакомую, но, увы, изрядно подзабытую стихию, обрадовалась безмерно. Буквально повеяло молодостью...
С замечанием Миши согласен на 100%. Там есть ощутимый, особенно с учетом твоей незаурядной техники, ритмический сбой. Я тоже много раз вертел эту строку и всё время спотыкался. Нужно будет – пришлю детальное обоснование с разложением каждого слова и каждого слога по полочкам.

Но главное – стишок что надо!

Леонид Пивоваров   13.02.2011 19:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид. Ничего, конечно же, "обосновывать" не надо, такому корифею, как ты, безапелляционно верю на слово. Хотя, откровенно, никакого сбоя ритмического не слышу, хоть чё хошь делай!
Но буду "вертеть" строку и, возможно, исправлю. Однако ведь, не обещаю!!!
Обзадачили.......))))))))

Зенченко Владимир   13.02.2011 20:59   Заявить о нарушении
... лишь пО фотокАрточке Я Вас узнАл...
Вот так у меня "складывалось" звучание, Леонид.
раз-ДВА-раз-два-ТРИ-раз-два-ТРИ-раз-два-ТРИ

Зенченко Владимир   13.02.2011 21:02   Заявить о нарушении
аха)) и.. РРАЗ- два, три
всем здрасьти!))
мне тоже вальсовка услышалась.
ничего, милые мужчины, что вклинилась? ))

Алиса Нескучная   13.02.2011 21:22   Заявить о нарушении
Я просто очень рад! Вспоминаю ведь постоянно о рыжем хвостике!
С возвращением, Алиса, из страны Чудес! (Надеюсь, у Алисы всё в порядке, и долгое отсутствие - лишь дефицит свободного времени?)
А заодно помоги нам разобраться с этой строчкой, которая всем мерещится по-разному.

Зенченко Владимир   13.02.2011 21:32   Заявить о нарушении
Володя, при прочтении слышится: пАфатаКарточке...

ну, вот вспомнилось: "...ссисилЁнвматимАтики..")))))))
а слово "фото" , которое несет смысловую нагрузку, словно "съедается", поскольку становится слабой долей ..
такое нередко происходит со словами, образованными при помощи сложения слов, слияния основ и сложения части слова с целым, как в данном случае.
ой, и с кем это я тут умничаю.....)))
а вот вы напойте. если нравится "пАфата.." - хозяин барин.
;)

а стих замечательный!

Алиса Нескучная   13.02.2011 22:00   Заявить о нарушении
Леня, не сердись, пожалуйста, что я встряла..)

Алиса Нескучная   13.02.2011 22:02   Заявить о нарушении
Володя, сам вынуждаешь "обосновывать".

"лишь пО фотокАрточке Я Вас узнАл."

Формально всё правильно. Чистейший амфибрахий. Но это всего лишь на первом уровне. Нет ударений на явно безударные слоги (разные там кОгда, чтобЫ и т.д., свойственные начинающим рифмовать), нет лишних стоп или слогов (поскольку тут задумана и выполняется сплошная силлабо-тоника) – и ладно!..

Но на втором уровне уже начинаешь слышать акцентирование отдельных слогов в рамках грубой сетки "ударный-безударный". И тут выясняется, что второе (побочное и менее сильное) ударение в слове "фотокарточке" должно приходиться на ""фОто-". Но, несмотря на свою "побочность", всё равно оно должно звучать сильнее, нежели служебное слово – предлог "по". А у тебя сам размер заставляет выпячивать этот предлог. В этом я и вижу ритмический дефект. Кстати, и Миша увидел-услышал.
Естественно, я вначале УСЛЫШАЛ, а уж потом начал АНАЛИЗИРОВАТЬ причины моего ритмического дискомфорта...

Ещё бОльшая тонкость (и ещё менее заметная шероховатость) в этой же строке. Третье ударение приходится на местоимение "я" – не совсем значащее слово, ибо сам контекст определяет, от лица кого ведется повествование. Переставь слова – не "Я вас", а "вАс я", и логика строки сразу намного выиграет. Правда, появляется некоторый "вАсья", но это уже не имеет отношение к акцентированию, а лишь к сочетанию звуков и ассоциациям с ними.

Я пару месяцев назад начал писать в виде эссе обобщение своих наблюдений, с, как мне кажется, новым, неакадемическим, взглядом на стихотворную ритмику. Увы, личные сложности вынудили прервать эту интересную мне самому работу. Всё же надеюсь закончить её и опубликовать на Стихире.

Леонид Пивоваров   13.02.2011 22:17   Заявить о нарушении
Алиса! Как можно на тебя сердиться?..
Забавно, что, когда уже ты публиковала свое последнее замечание, я почти то же самое "высоколобо-научно" и развесисто формулировал. Но развесистось требует жертв и времени. Вот и опоздал! Разве за тобой, молодой, энергичной и шустрой, можно угнаться?!..

Леонид Пивоваров   13.02.2011 22:24   Заявить о нарушении
Настаивать на своём после этаких доводов защиты русского языка будет, пожалуй, неразумно. Спорить - лишь затягивать процесс. Согласен списать "дефект" на своеобразие своего музыкального слуха. Возможно, я "слышу" не так. Помните, Бендер в исполнении А.Миронова, сходя с корабля говорил:" Я так вижу! Давайте спорить!" Это когда его выдворяли, как художника.
Исправлю...............................................

Зенченко Владимир   14.02.2011 07:56   Заявить о нарушении
Разрешите и мне слово добавить, как автору препарированного объекта иронии.

"Лишь по фотокарточке я Вас узнал!" - увы, фраза не ахти какая.
В ней совершенно лишнм, "сорным" является слово "лишь".

Было бы разумнее вместо тяжеловесного слова "фотокарточка" заменить более лёгким по восприятию словом "фотоснимок"(если уж автор иронии захотел оставить чувство времени Капабланки, Алёхина и О.Бендера).

И строчка могла бы быть напримерно такой:

"Я по фотоснимку Вас сразу узнал".

За стихи - спасибо!

Жаль, что с шахматами у Вас не так блестяще...

Удачи!

.

Владимир О.Сергеев   18.08.2011 12:54   Заявить о нарушении

Наверное, было бы нетактично не прислушаться к "объекту иронии", Владимир. Не считаю слово "лишь" сорно-лишним. Оно ведь несёт свой смысл. Но не спорю, аргументов и аргументаторов более чем достаточно, чтобы завершить дискуссию. И если одобрите строку:"Вот по фотоснимку я Вас и узнал!", моментально внесу изменения.

Спасибо за внимание и помощь.



Зенченко Владимир   18.08.2011 14:43   Заявить о нарушении
Аргумент Марка Твена - мудрость на все времена.
Ещё раз спасибо.

Зенченко Владимир   18.08.2011 14:46   Заявить о нарушении
Эврика!
Надеюсь, дискуссия закончена. На страничке итоговый вариант.
Прошу всех взглянуть.

Зенченко Владимир   20.08.2011 16:54   Заявить о нарушении
Володя! Твой новый вариант звучит безукоризненно. И по смыслу точен. Все же у меня два вопроса.

1. Не лучше ли в конце поставить знак вопроса ( возможно – вкупе с восклицательным знаком)? То есть "?" или "?!"

2. Не относится к стиху.
Ты так описываешь словами свое восприятие амфибрахия:
раз-ДВА-раз-два-ТРИ-раз-два-ТРИ-раз-два-ТРИ

Из своего опыта я знаю, что на счёт "ТРИ" иногда акцентируют особо резкие движения и приёмы танцоры, репетирующие под "ля-ля-ля", то есть под собственный голос. А у меня сложилось впечатление, что ты имеешь прямое отношение к музыке. У музыкантов всегда сильная доля – первая, и для графического подчеркиваня этого факта в нотном тексте перед сильной долей ставится тактовая черта. Собственно, в этом и заключается моя трактовка стихотворной ритмики, в первую очередь – силлабо-тоники.

Дактиль:
РАЗ-два-три РАЗ-два-три РАЗ-два-три и т.д.
Амфибрахий:
три РАЗ-два-три РАЗ-два-три РАЗ-два-три и т.д.
Анапест:
два-три РАЗ-два-три РАЗ-два-три РАЗ-два-три и т.д.

То есть разница всего лишь в длине ЗАТАКТА (в лингвистических терминах – АНАКРУЗЫ)."

В двустопных размерах – аналогично.

Отсюда очень легко строятся разные логаэды и дольники: пропускаются НЕКОТОРЫЕ безударные доли, но метр при этом остаётся прежним.

При такой трактовке можно навсегда забыть об изобретении теоретиков прошлых веков – пиррихиях и спондеях, резко уменьшится количество "черных дыр" и неоправданных акцентов на малозначащих и вспомогательных словах.

Вот, благодаря твоему стиху я сдвинулся с мёртвой точки – начал излагать свою самопальную теорию. То, что она верна, сомнению не подлежит, а вот будет ли она удобна другим – не берусь предсказывать.

Леонид Пивоваров   20.08.2011 19:24   Заявить о нарушении
Леонид, здравствуй.
Рад, что я чему-то там посодейтвовал в твоих творческих изысканиях.
Спасибо.

Тема, конечно, долгая, но... Да, я имею музыкальное образование. Не ахти какое, но, полученное в детстве, оно, конечно же, сформировало, запечатлелось и наложило отпечаток. Вот смотри: люди идут на концерт симфонической музыки, идут на определённого исполнителя, на определённого дирижёра. А, казалось бы, музыка-то написана одним автором, ноты одни и те же, нюансы в нотах тоже. Почему же знатоки различают Клиберна и Рихтера? Ведь у них даже инструмент одинаковый - рояль. Возможно, пример у меня не самый удачный, но так я пытаюсь объяснить тебе, что "слышу" сам себя именно так, а не иначе. В частности, в истории с этой злополучной строчкой.
Ну да Бог с ней! Думаю, строка "реабилитирована". И сам Сергеев В.О. "примет" её. Как и моё глубочайшее уважение.

Спасибо, Леонид. За визит, за внимание. Всяческих тебе благ!

Зенченко Владимир   20.08.2011 19:47   Заявить о нарушении
Кстати, в конце можно поставить и вопросительный знак. А если его не поставить, будет несколько "нагловатая интонация" сохранена: мол, ничью предлагаю безапеляционно, возражений не принимаю, моё слово последнее. Вопросительный знак сохранит "предложение ничьей", учитывающее желание "соперника". А поскольку именно я взял на себя роль ироничного "комментатора", то и "нахально-нагловатое" остаётся. наверное, за мной. Пусть, в итоге, останется "моё предложение".)))
Как-то вот так. (Не уверен, что "говорю" внятно, понятно и здраво).

Зенченко Владимир   20.08.2011 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.