Диплом
Руководителем моей дипломной работы была Стариченко Ирина Леонидовна. Женщина на редкость жизнелюбивая. Это, наверное, самая активная и яркая брюнетка достаточно крупного формата, встретившаяся мне в жизни. На первых этапах моего знакомства с акварелью именно она давала мне первые уроки этого удивительного искусства. Прежде я зелёное рисовала зелёной краской, синее – синей, меняя только насыщенность. Ирина Леонидовна открыла для меня новый трепетный мир, обратив моё внимание на потолок, окрашенный белой краской. Она просто попросила рассказать, какие цвета я на потолке вижу.
Я впервые тогда заметила море вариантов: от самых нежных, тёплых и прозрачных на свету до сильных, плотных и холодных в тени. Это было ещё до учёбы в институте. Я брала всего несколько уроков, если не ошибаюсь, четыре, но с тех пор полюбила живопись навсегда.
Ирина Леонидовна на курсе нам ничего не преподавала. Пока мы учились, она защищала диссертацию. Волею случая я попала именно к ней по работе с дипломом. Уверена, что проблем я не добавила. Мы только две части моего труда, переплетённого психологией, педагогикой и рисованием поменяли местами.
Отдать на проверку работу я приехала в частный дом к назначенному времени. Калитка была закрыта. Во дворе никого не было. Аккуратно отодвинув задвижку, я отворила калитку и стала гладить подбежавшую ко мне собачку. Из конуры вышла другая собачка, крепкая кавказская овчарка. Мы с ней спокойно обменялись взглядами, я прошла на крылечко и постучала в дверь. У Ирины Леонидовны, когда она открыла, замерло лицо и пропал дар речи.
- Как ты прошла? Собаки никого не пропускают! - шептала она тихонечко.
- Без проблем. - пожала я плечами, входя.
- Ты только таких фокусов больше не устраивай, - сказала она уже в помещении. - ты не представляешь себе, что это за собачки!
С темой своей работы я выступала и в городском и в республиканском институте усовершенствования учителей, причём достаточно долго, и была совершенно уверена в том, что перед комиссией не растеряюсь.
С Ириной Леонидовной мы решили моё выступление для защиты дипломной работы сделать кратким. В день защиты она даже не пришла, потому что была во мне абсолютно уверена. Мы столкнулись на следующий день в институтском коридоре.
- Поздравляю! - довольно и бодро произнесла она, одобрительно щурясь.
- С чем?
Мы смотрели друг на друга, и она ничего не понимала, меняя выражение лица. Я тоже с прошлого дня ничего не понимала.
Претендентом на красный диплом из всего курса я была одна. Государственные экзамены были сданы на «отлично».
Я шла защищаться второй. Темой работы предыдущей выступающей была мягкая игрушка из поролона. Вместе с мамой моя сокурсница сделала накануне защиты красивых пластичных кукол. Девушка их великолепно преподнесла и защитилась.
Я расставила наглядный материал и встала за кафедру.
Двадцать человек – комиссия, около шестидесяти - студентов и родителей. Среди них – мой папа. Это был второй раз, когда он за пять лет пришёл ко мне в институт.
Как-то раз он помог мне принести работы на выставление, и тогда его остановил декан. Домой папа в тот день вернулся очень довольным. «Она у Вас необычная, как из прошлого века» - сказал тогда обо мне свои впечатления наш факультетский босс. Мне тогда такое определение показалось странным, но тёплым. Эту фразу, конечно, можно рассматривать по-разному... Всё может быть. Вполне возможно, что именно в прошлом веке я бы чувствовала себя комфортнее.
К защите дипломной работы я на самом деле была готова эмоционально. К окончанию института я достаточно уверенно «владела аудиторией». Опыт выступлений появился, когда ещё на начальных курсах читала доклады в городском институте усовершенствования учителей. Мама, для создания моей наивной внешности визуальной солидности, заказала серый костюм со строгим жакетом. Когда я выходила за кафедру перед аудиторией, в огромном зале все начинали улыбаться. Я тоже улыбалась. А когда начинала говорить, педагоги брали ручки и конспектировали мою речь, становясь серьёзными.
Именно благодаря опыту, когда почувствовала во время выступления от господ «присяжных» полное невежество, свою, приготовленную краткой, речь, я уменьшила ещё раза в три.
Заседатели продолжали общаться между собой. Они меня не слушали. Даже не смотрели в мою сторону.
- Благодарю за внимание! – сказала я, завершив выступление. Мне удалось поймать членов комиссии врасплох. Никто не ожидал такого внезапного завершения моей речи. Взрослые дяди и тёти даже не знали, какие вопросы мне задавать, потому что не слушали меня совсем.
- Ну, если вопросов нет, спасибо, до свидания! - я собрала плакаты и таблицы, и освободила кафедру следующему выступающему.
Папа сказал, что я молодец, так и надо поступать с теми, кто в такой момент тебя игнорирует. И ушёл, не дождавшись оценок. А когда начали объявлять оценки, Оле поставили «пять», а мне за мой многолетний методически выверенный труд – «четыре».
В зале гулом пронеслось «ого!» Все знали, насколько серьёзно я готовила свою работу.
Придя домой, я не выдержала. Свою толстую стопку листов черновиков подбросила под потолок, обливаясь слезами.
- Мне поставили четыре. Так что поздравлять меня – не с чем!
Ирина Леонидовна не долго пребывала в шоке. Стальным голосом она скомандовала: «Дай сюда работу!». Вынув из портфеля, я отдала. Тут же она продолжила громко, гулко, а в тот момент, ещё и грозно, продолжила: «Пошли!», развернулась, и быстрым шагом отправилась в кабинет к декану. Практически вытащив его из приёмной, она задвинула его массой своего очарования в длинный узкий кабинет истории искусства в торце здания, прочно перегородив проход к двери собой. Меня она не пригласила, но сказала с места шагу не делать. И говорила уже там, уединясь, громко. Я слышала:
- Пока ты не прочтёшь это от корки до корки, я тебя отсюда не выпущу! - Он не сопротивлялся. Начал читать.
- Что я теперь сделаю? Комиссия была вчера.
- Собирай завтра! Или послезавтра я эту работу, в том виде, в котором она есть, отправлю в Москву. Пусть решают там, чего эта работа стоит! Заодно и посмотрят, чем вы тут занимаетесь!
Комиссию и в самом деле собрали. Мне поставили «пять» и позже выдали красный диплом. Но с этого момента я раздумала учиться в аспирантуре, хотя планы были. А оказалось всё так неприятно...
Дай Бог им всем, педагогам, здоровья крепкого! Времени не воротишь. Да и обиды все уже давно пережиты. Наверное, так должно было случиться, так начал формироваться мой характер. Всё равно я думаю о годах учёбы с теплом, вспоминая каждого из педагогов с чувством огромной признательности. Что бы ни было, а они были мастерами своего дела, радуя нас, студентов, своими достижениями, показывая работы на выставках, а мы, в ответ, стремились соответствовать и вдохновлять их на очередные творческие подвиги своими успехами.
Как мне сейчас кажется, самой яркой личностью на факультете был наш педагог по живописи. Он же являлся и председателем кафедры живописи. Видно полагая, что я не подведу, постоянно предлагал работать по диплому с ним. Я отказывалась, естественно. Моя методическая работа была практически завершена. Мне не нужна была защита по живописи.
- Я работалю над методикой, потому что заканчиваю педагогический институт! - всякий раз отвечала я.
- Заберите у неё краски и кисти! Живопись ей больше не нужна! – капал он на мой сформированный разум в ответ. Так мы и общались, отшучиваясь, на занятиях по живописи в окружении группы.
Оказывается, именно он обратил внимание комиссии на то, что мои плакаты, таблицы и пособия были выполнены на жёстком картоне, а не на планшетах, и поэтому предложил оценку моей работы снизить. И все повелись!
Вот так легко иногда меняются судьбы людей.
Среди педагогов на факультете, к сожалению, в тот момент была далеко не здоровая обстановка. Живописцы и графики – мужчины, о женщинах речи нет, порой возносились над педагогами других направлений. Студенты продёргивали это в своих театрализованных постановках, а педагоги не понимали, или делали вид, что не понимают нашего сарказма.
Как однажды здорово Андрюшка Вишняков на «посвящении в студенты» сыграл нашего босса-живописца в незабываемой кожаной кепочке! Он представил его горделивым и не видящим никого, кроме себя. Какие замечательные сценарии писал для этих постановок Славка Люйко, мастер графических миниатюр и шаржей уже в то время и истинный художник сегодня. К постановке я, будучи председателем профбюро факультета, привлекала друзей из театра. Всё ставилось профессионально.
Среди педагогов была иерархия, а те студенты, которые попали на обучение к более прославленным, более талантливым, как они сами это считали, педагогам, относились к элите, независимо от того, что на самом деле собой представляли. Первая группа для нашей, второй, была недосягаема. Даже рисунок у них вёл график, глубоко уважаемый и мною в том числе человек, которого знал наверное весь город, судя по бесконечной очереди за надгробными памятниками. А они производились тут же, в свободное от занятий со студентами время.
Первой группе везло во всём! Они часто, закрываясь на все замки от внешнего мира, рисовали обнажёнку, а мы с нашими педагогами по рисунку – женщинами, которые время от времени покидали нас по причине декретного отпуска, никого не могли найти, порой даже на портрет.
Как-то раз мы с Маринкой Ельцовой, возвращаясь из столовой, проходя мимо соседнего с институтом покосившегося домика, уговорили старушку с очень выразительным лицом, испещрённым глубокими морщинками, попозировать нам на портрет. Это была отчётная работа, а бабка пару раз посидела и объявила, что дед её больше не пускает. Вот это был облом! Вся работа – на смарку! Так и оценивали портрет не оконченным.
Из-за апломба некоторых педагогов, из-за того, что они, «имея вес», на факультете поддерживали подобных себе среди студентов, иногда казалось, что мы вообще учимся в художественном институте, а не в педагогическом. На факультете между кафедрами была настоящая война, потому что были и такие педагоги и студенты, которые отстаивали своё мнение, что для будущих преподавателей важнее научиться работать мозгами, нежели одной кистью, плодя мазню. Важнее обрести знания в области искусствоведения и методики обучения рисованию.
Кафедра истории искусства была вне сражений. Авторитетность Елены Павловны Зальцман, возглавляющей кафедру, не обсуждалась. Эта женщина была значимой личностью в городе. А вот методисты страдали, они не могли сопротивляться «живописным гениям факультета», потому что и сам декан преподавал живопись, и работал со студентами, надо сказать, плодотворно. Однажды по его просьбе я позировала на занятиях его группе в испанском наряде, изображая Кармен. Мой образ соответствовал тематике, и работы получились динамичными, сочными и, бесспорно, интересными. Так мне удалось прослушать за несколько часов новый стиль в обучении живописи.
На самом деле у каждого педагога своя методика, свой подход к студентам, и чем больше вариантов теоретического обучения студенту удаётся прослушать, тем вернее и удачнее создаётся и формируется своя персональная техника в рисунке и в живописи и в преподавании этих предметов. Вот в этом направлении педагогам бы и работать, давать возможность студентам посмотреть на разные методики обучения, а на факультете была война за принципиальное лидерство живописи, что было в корне не верно.
Проблема противостояния между тем, что именно на художественно-графическом факультете педагогического института важнее - назрела, и моя защита дипломной работы оказалась апогеем этого противостояния. А сама моя работа – разорвавшимся снарядом на этой глупой войне, в которой всё же победил разум.
Защита дипломных работ велась в несколько этапов. После истории с моей защитой к другим дипломникам-теоретикам отношение изменилось. Отличная защита Андрея Вишнякова и Марины Маценко произошла не только из-за качества и удачно раскрытой тематики, сути работ, но и из-за страха перед справедливостью. Позиция «тяжёлого» авторитета хрупкой на вид женщины, искусствоведа Елены Павловны, была жёсткой, а она являлась руководителем дипломных работ у ребят.
Тем более, что накануне кое-кто из элиты факультета в тот момент уже получил «по зубам» от менее «увесистого» в авторитарном смысле, но очень весомого для меня лично и, что конечно, значительно важнее, для будущего факультета, руководителя моей дипломной работы, Стариченко Ирины Леонидовны.
Из записи в дневнике: «Сколько всего произошло за этот месяц! Было больно, обидно, глупо, смешно. Эта история с защитой, задуманная заранее, закончилась всё же моей победой!»
АМ. 13.02.11
http://www.proza.ru/2011/02/13/1896
Свидетельство о публикации №111021310632