Ощущение праздника. размышление на тему
Привожу ее на своей странице, поскольку тоже являюсь членом жюри этого мероприятия, но так вот красиво писать в прозе не умею))
ОЩУЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА.
Закончился наш 1-й Международный поэтический конкурс. Честно говоря, лично у меня во время проведения конкурса часто было ощущение праздника. Новые имена, яркие строчки, нешуточные страсти, реальное соперничество. Порою даже хотелось скинуть виртуальную судейскую мантию и самому кинуться в бой, получить… ну, что дадут, то и получить.
Какие опасения были, когда я согласился на многочасовые сидения за компьютером? Я боялся дилетантства, полуграмотности, того, что уже нельзя назвать графоманством, но еще невозможно оценить как поэзию. Почти четверть века в нашей стране все мы были обработаны излучением, которое пострашнее чернобыльского – излучением пошлости, попсы и гламура. Слово «духовность» стало чуть ли не ругательным. С одной стороны - книги смог печатать каждый, это и хорошо и плохо, а вот то, что писателей перестали пускать со своими книгами в книжные магазины, что литературу на прилавках заменило глянцевое чтиво, это тревожило и тревожит всерьез.
И вдруг – десятки участников с абсолютным поэтическим слухом, грамотностью, свежими голосами… Поистине, наша страна – птица Феникс.
Виртуальные огоньки, знак повышенного внимания читателей, загорались на сайте часто. И не зря. Вот несколько строчек. Екатерина Тарас:
Мы разные до кончиков души…
Я – хаоса беспечное создание.
Ты – воплощенье точной чистоты:
Контроль, порядок, логика, вниманье.
В твоих постройках мёртвые черты,
В моих – ещё бурлит полёт фантазии,
И если плохо – ты пойдёшь к врачу,
А я скажу интуитивно – сглазили.
Если и есть миллион определений любви, то представленные строчки точно входят в этот миллион.
И еще не могу не удержаться:
Ой, вдали от дома белые халаты
Да й вдали от дома – русской речи нет.
Что ж не видно краю? – длинные палаты,
Да й гляжу в оконце – дымный воли свет…
Запрягай повозку с резвыми жребцами,
Увози, родимый, вдаль от здешних стен,
Укради гнедую душу с бубенцами,
Дай подняться младе с раненых колен!
Могу поспорить, что эти строчки скоро станут (если уже не стали) песней. Читал их и слышался (почему-то) голос Ваенги. Убрать бы некоторые документальные подробности про препараты, хирургические нитки, и было бы, на мой взгляд, гораздо лучше.
Я очень жалею, что в финал конкурса не попала Анна Юннис из Санкт-Петербурга. Вернитесь к ее стихам, перечитайте:
Она лишь под вечер выходит из дома.
На пальцах сапфир, а в ушах - бирюза.
И курит лишь тонкие с терпким ментолом,
И каждому встречному смотрит в глаза.
Боа с горностаем – небрежно на плечи.
В любимом кафе - дорогое вино.
Спокойная музыка, жёлтые свечи -
Красивое, но неживое кино.
Вам не показалось, что блоковская Незнакомка уже слегка кивнула автору головой? Анна признается, что дала на конкурс случайную подборку. Но даже в ней есть такие строчки:
И кто же Вам сказал, что мне скучны балы,
Что кавалеров всех своих в Сибирь сослала,
Что смерть моя - на кончике иглы,
Что опрометчиво любовью называла,
И что глаза мои теперь как ночь темны?
И кто же Вам сказал, что мне без Вас - тоска,
Что мню себя я пушкинской Татьяной,
Что Вам я совершенно не близка,
Что думаю о Вас я постоянно,
Что я в отчаянье своём низка?
Писать стихи-маски, от лица героя, совсем непросто. Нужно вжиться в эпоху, в характер, с ситуацию. У Анны это получается настолько убедительно, что начинаешь гадать: кто ж это? Матушка Екатерина? Елизавета? Анна Иоановна? Тогда причем здесь Пушкин… Да нет же, это просто царственная женщина и ссылка кавалеров в Сибирь – это все лишь любовная отставка.
Очень, очень хочется посмотреть стихи Анны Юнис в более подробной и неслучайной подборке.
Я думаю, все обратили внимание на впечатляющую географию конкурса: несколько стран, вся Россия. Но вот что интересно – иногда стихи, написанные в глубинке, бывают лучше некоторых столичных. Вот Татьяна Чинчибаева:
Женщина с печальными глазами
В зеркало смотрела на меня.
Не увяла красота с годами,
Всё ещё волнуя и маня.
Волос-локон ниспадал на плечи,
На щеках румянец нежно цвёл.
Ярко на столе горели свечи,
Только Он сегодня не пришёл.
Вы скажете, что в нынешний век интернета все равно, где жить – в Москве или в Республике Алтай, Майминском районе, с. Урлу-Аспак… Не соглашусь. Среда влияет на человека. Если у Татьяны появляются и там такие строчки, значит, талант дан прочный, неслучайный, ей надо писать и работать.
Конкурсов сейчас проводится много. Но это наш конкурс. Это мы вырабатывали здесь правила, спорили, восхищались, удивлялись. Мы запомнили имена и голоса друг друга. Мы будем ждать их на Втором или Третьем конкурсе, просто искать на страницах литературных журналов или на сайтах.
Вот еще одно имя: Нина Ваксман. Пишет по-русски, живет в Израиле. Обычное дело. Но пишет необычно! Расходует слова очень экономно и очень часто они попадают в цель. Так поступают хорошие поэты и хорошие солдаты. В Израиле много поэтов, пишущих по-русски и почти все солдаты, девушки тоже служат в армии, причем не вольнонаемными телефонистками, а по призыву, с автоматом и в каске. Сказалось это как-то на стихах?
Мне не видно конца в этом море:
Электрический блеск, шум машин…
Утром город, как раненый взвоет -
Распадется на сотни причин
Поспешать...
Или вот это:
Я принимаю чужую веру:
Носить сознанье
В белковой склянке,
Как в предпоследний день созиданья,
Ребро из ранки...
Пушкин говорил, что поэта нужно судить по тем правилам, которые он сам себе установил. Современная жизнь поэтов, пишущих по-русски, заставляет добавлять: и по тем законам и обычаям, среди которых он живет.
Ребята, которые волею судеб оказались в эмиграции, но продолжают писать по-русски, сейчас являются Хранителями языка на том клочке планеты, куда их занесла судьба. Возможно, их внуки уже будут с трудом понимать: Люди такие разные а меж них запятая Какая-то очень гулкая пустота неживая – о чем это, и почему без знаков препинания? Тогда они снова начнут читать эти стихи, возможно, что-нибудь да поймут.
Когда-то в России было время, которое потом назвали Серебряным Веком. Тогда так же читали стихи, спорили, ссорились, выбирали Короля Поэтов. Мне кажется, дух Серебряного Века витал над нами. Я уже писал о том, что поэты другой революции, научно-технической, собирали в 60-е годы стадионы, что наша интернет-аудитория была не меньше. Просто гораздо быстрее и шире стихи разлетались по свету. Что это значит? Не хочется сглазить Будущее серьезными заявлениями, поэтому, нарисовав интернетовские смайлики,))))))), скажу: «Господа, пристегните привязные ремни! Кажется, мы въезжаем в Историю!»
А что? Кто-то входил в историю литературы сам, кого-то вносило вместе с литературными течениями: акмеисты, имажинисты, обериуты…
Александр Вотинов – человек, на мой взгляд, порывистый, откровенный, увлекающийся.
Ветер дрожит, сам себя выдумав,
Может быть, он понимает
Душу мою – ту, что немыслимо
В вечности звёздной растает?
Хорошо. И по смыслу, и по ритму, и по дыханию: как подвисла третья строка!
И еще:
Просто лето цвело между нами,
Ароматом дурманным маня,
И зима укрывала снегами
Верный путь от меня до тебя.
Просто точная огранка стиха.
Для прошедшего поэтического конкурса более, чем для какого другого, справедливо правило: «Главное – не победа, главное – участие». Посмотреть на себя со стороны, обрадоваться или огорчиться критике, - это важнее любого приза. У нас почти у всех есть и еще будут книжки. Но новые книжки будут лучше, прочнее - они прошли через огонь и ледяную воду доброжелательной критики (устроителям конкурса удалось создать и сохранить эту атмосферу). Первый литературный конкурс – это уже в прошлом. Просто хочется еще раз поблагодарить устроителей и участников и... До новых встреч! II Международный конкурс «Союзники» уже стартовал.
Павел Панов, член жюри.
Свидетельство о публикации №111021106388