Любовь - вот истинный бог мой!

Ефим Ташлицкий

Простых изысканий на "вату" хрустящего сахара
мотает изысканность стёжек душевных одежд,
и мерзнет декабрь на деревьях с названием сАкура,
и бродит по миру непознанный русский падеж.

Мокрицею мысли застряли отчаянно в тине,
и занавес давит на сцену багровой стеной,
и ангел с усталой ухмылкой на тусклой картине
готовится выстрелить в сердце каленой стрелой.

Описсаны будни дождями небесных отходов,
и воют сирены стенаньями брошенных жён,
и желчное солнце, устав за века от восходов,
бастует, зануда... Поэтому мир погружён

в котел нашей жизни суровой, где варит отраву
скрипящими перьями ложными гнусный пиар,
и вождь, аккуратно облизанный верной оравой,
макает плебеев в законов тупых писсуар.

Мой истинный Бог, отреченный давно от религий,
любовь превозносит, как всепроникающий свет,
и, скинув с себя ненавистного быта вериги,
в песок зарывает безумной услады послед.

И время уснуло на прядях волос вожделенных,
и жар от сердец так пугает декабрьский снег,
и Бог мой - любовь - отражается в звездах вселенной,
спасая над бездной летящий стремительный век.

2004.


Рецензии
У этого стихотворения есть ещё и второе название:"На нервах",что отражает душевное состояние поэта в момент написания. Стихи эти не для беглого прочтения (впрочем, как и любые другие серьёзные).
Перечитывая их, я всякий раз постигаю в них новые глубины. Ведь в этих стихах сплошные иносказания, намёки и умолчания. Но чем загадочнее они, тем притягательнее. Меня всегда влечёт тайна. А вот этот качающийся,волнообразный ритм, который создаётся стихотворным размером амфибрахием, напоминает мне некое сказание, балладу.

Так о чём же хотел нам поведать сказитель? В каждой строке сразу несколько образов.Но это не просто картинки, - за ними скрыт потаённый смысл. Это несколько напоминает поэзию мелоимажинистов, которые призывают "вернуть поэзию к её истокам - яркой образности и музыкальной звучности".
Читаю первые две строки. Сразу же возникает зрительный образ. Кто из нас не лакомился сахарной "ватой"? Только появлялся продавец со своим "сахарно-ватным" аппаратом - сразу же очередь. Какой огромный бело-кремовый сладкий клубок, похожий на облачко... Но как он быстро тает во рту! Как сладко его есть, но какое приторное послевкусие, которое хочется немедленно запить!
А не напоминает ли это наши сладкие надежды, которые так быстро тают?.. И хочется поскорее запить их сладкий обман, чтобы очиститься от него.

А что это за стёжки на одеждах, подбитых ватой? Сразу перед глазами обычный стёганый ватник. Вот это ещё одна метафорическая цепь, сопоставление двух образов - прямого и переносного. Ведь не фуфайку же воспевает Ефим Ташлицкий! Он говорит об изысканных душевных устремлениях, которые "пристёганы" к надеждам, обманчивым, как облачко сахарной "ваты".
А их эфемерность и хрупкость подчёркивает образ дерева сакуры, чьи цветы символизируют облака, их красоту, мимолётность и быстротечность нашей жизни.

И как эти небесные скитальцы - облака, "бродит по миру непознанный русский падеж".
Мы привыкли, что падежей шесть, а на самом деле их можно насчитать тринадцать. Высокопоставленные "умники" просто изгнали из русского языка неудобные и неугодные падежи (для упрощения). И теперь все личные местоимения, все эти мы и вы, вместе со своими существительными и прилагательными в неугодных падежах разбрелись по белу свету.
Но за каждым мы и вы скрываются я и ты. И из множества лиц, как мозаика, складывается одно лицо с названием: ностальгирующая непознанность.

Холод, сковывающий души и мысли, отчуждение и отторжение хочет подчеркнуть поэт в этих словах:"...и мёрзнет декабрь на деревьях...". А разве не делаются серыми, подобно ракообразному мелкому существу - мокрице, любящей тёмные и сырые места, наши мысли? Мысли, вязнущие в таком же сером болоте повседневности? И мы, актёры, играющие на сцене жизни разные роли, разве не чувствуем мы себя иногда атлантами и кариатидами? И только багровый занавес избавляет нас от тягот жизни. Пессимист поймёт этот образ, как конец жизненного пути. Для меня же занавес ассоциируется просто с окончанием трудового дня, когда можно вернуться в свой дом-крепость, снять маски и расслабиться.

Но как сильно передаёт поэт ощущение тяжести! Он намеренно утяжеляет стихотворную конструкцию, вводя слова с тяжёлым смыслом и название предметов сантехники. Хотя по своему звучанию слово "писсуар" куда мелодичнее, чем, скажем, "будуар" или "формуляр". Но разве не кажется нам иногда окружающий мир отхожим местом? И даже дождь - символ очищающей воды, - иногда представляется нам тоже отходами небес.

При чтении этих стихов возникает ощущение, что я попала в лабораторию алхимика, где он пытается разгадать тайну философского камня, но пока только горечь от этих изысканий. И даже солнце, всегда золотое, стало жёлчным... Ещё бы... Оно тоже устало взирать на наш мир, погрязший в отраве ложных ценностей и гнусностей, возведённых на пьедестал.
Ефим Ташлицкий датирует стихи лаконично: 21 век. А вот СМИ уже успели окрестить 21 век веком сексуальной раскрепощённости. Но правильней будет - разнузданности. И не только сексуальной. Но кто, как не те же самые СМИ, бесчисленный легион всевозможных шоуменов, стремятся навязать нам ложные представления и своих идолов?

И образ вождя "аккуратно облизанный" тоже многозначен. Кто-то захочет подвести под него конкретных правителей. Но поэт видит в нём собирательный образ "золотого тельца", как символ поклонения власти, алчности, символ денег и наживы.

Но где же, воспетый в легендах, "золотой век"? Когда же он вернётся на грешную землю? Эта тайна известна усталому ангелу, без конца посылающему калёные стрелы любви. Но ведь и личных местоимений несть числа. Чтобы попасть в каждое, долго ещё придётся трудиться ангелу.
А те, кто уже ранены любовью в сердце, подставляют её всепроникающему свету свои души.

"И, скинув с себя ненавистного быта вериги, в песок зарывают безумной услады послед". Символ песка в его общем значении обозначает неустойчивость формы, разрушение и течение времени. Но на Севере Африки и Ближнем Востоке (да и в других засушливых регионах) песок заменял воду при чистке посуды и помещений. И вот именно в этих стихах песок - это символ очищения. Каждый сам знает, что он хотел бы выбросить на задворки памяти, в песок, от чего хотел бы очиститься.

Стихи были написаны в 2004 году и опубликованы в 2011 году под названием "Любовь - вот истинный Бог мой". И если поэт написал такие завуалированные стихи, наполненные аллегориями, символами, значит он хотел пробудить наше сознание, заставить думать и сопоставлять; достучаться до наших сердец, чтобы наши душа и разум пришли в гармоничное отношение. Но как достигается душевный комфорт? Только в Любви, над которой время не властно:"И время уснуло на прядях волос вожделенных..." И только искренне любящие знают, как не дать холоду проникнуть в сердца. Для этого нужно постоянно поддерживать в них жар Любви.
Мне задали вопрос, как следует понимать строки:"И время уснуло на прядях волос вожделенных..." У женщин много чего такого есть, что можно считать украшением. В том числе и волосы.Это её венок, венец, корона и даже шаль, если длинные. А ведь мужчины любят гладить женские волосы, зарываться в них лицом, перебирать пальцами пряди. Что их привлекает? Шелковистость? длина? кудрявость? цвет? запах? Главное, что это волосы любимой! И если даже их покрыла седина, всё равно для любящего мужчины они будут желанными и вожделенными. Ведь время заснуло на этих прядях, посеребрив их, но не забрав золото души.

Елена Зигаленко   20.03.2016 03:07     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →