Заметки о стихах Бориса Пастернака
"Маяковскому пошло на пользу даже его самоубийство: оно дало повод другому советскому поэту, Пастернаку, обратиться к его загробной тени с намеком на что-то даже очень возвышенное:
Твой выстрел был подобен Этне
в предгорье трусов, и трусих!
Казалось бы, выстрел можно уподоблять не горе, а какому-нибудь её действию, - обвалу, извержению... Но поелику Пастернак считается в советской России да многими и в эмиграции тоже гениальным поэтом, то и выражается он как раз так, как и подобает теперешним гениальным поэтам, и вот еще один пример тому из его стихов:
Поэзия, я буду клясться
тобой и кончу, прохрипев:
ты не осанка сладкогласца,
ты лето с местом в третьем классе,
ты пригород, а не припев."
Процитирую и я кое-что из ранних стихов БЛП:
Сады тошнит от вёрст затишья.
Столбняк рассерженных лощин
страшней, чем ураган, и лише,
чем буря, в силах всполошить.
Дальше у него в этом стихе ещё "перл":
встаёт в колонны рёв скота.
Или ещё:
Вчера ещё были ристанья, и пренья,
И тяжбы у кровель и зарев о роскоши,
А нынче закат уподоблен сирене,
Влачащейся грудью и гривой по суши.
Вот две строфы из стихотворения Пастернака "Баллада":
Бывает, курьером на борзом
Расскачется сердце, и точно
Отрывистость азбуки морзе,
Черты твои в зеркале срочны.
...
Был ветер заперт наглухо
И штемпеля влеплял,
Как оплеухи наглости,
Шалея, конь в поля.
Ну если это великая поэзия, то извините. Причём подобного у Пастернака в ранних стихах полным полно. Хорошо написал о раннем Пастернаке Борис Зайцев: "Но тогда, при кипучести его натуры, ему вполне естественно было увлекаться некоей словесной новизной и невнятицей, увлекаться и чрезмерностью сравнений. Стихи его того времени, сколько помню, являлись некими глыбами, в первозданном положении, не сведённые к гармонии".
А вот поэма "Когда разгуляется", "Стихи из романа" и т.д. - это уже великая поэзия.
Может быть, кто-нибудь подумает, что признавая Пастернака великим поэтом, я, тем не менее, не люблю его стихов. Это далеко не так. Лучшие стихи Пастернака просто сводят меня с ума. Такие строки как
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал
из стихотворения «Марбург» или, например, стихи
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
принадлежат, по моему мнению, к лучшему в любовной лирике в мировой литературе. А вот стихотворение «Июль»:
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Трудно себе представить лучшую пейзажную лирику. Такие стихи Бориса Леонидовича Пастернака бесспорно стоят на золотой полке русской поэзии.
Свидетельство о публикации №111021008037
Доброго вам дня и новых творческих вдохновений.
Сенько Виктор Васильевич 13.06.2022 19:25 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 1 13.06.2022 19:29 Заявить о нарушении