В отрогах Сихоте-Алиня

В отрогах Сихоте-Алиня
Вверх поднимаясь по реке
В глуши тайги под небом синим
Найдешь последних удеге
Они не сеют рожь, не пашут
Ведя лошадку под уздцы -
На промысле живет бесстрашный
Последний из Юй-пьхи-дтацзы*

Перед священным кедром, на коленях,
Он молит леса божество:
«Подям! Услышь мои прошенья!**
Пошли охотнику оленя
Чтоб прокормить его село»
Другой молитвой, чуть забытой
Он обращается к реке:
«Сукпай! Наполни сети рыбой
Я жертву приношу тебе…»

Закончил он свои камланья
Ружье закинув за спиной
Ходил в тайге до бессознанья
Звериной прошлогоднею тропой
Ни день ходил, ни два – неделю
Через мороз, через метели
Уж было, иссякает дух
В груди охотника… как вдруг

- Нет, не оленя след, - испуг
Животный он в себе почуял!
И зарядив в ружье две пули
Охотник резко обернулся...

Но тигр не прыгнул, - отвернулся
Оскала зверь не показал
Лишь ухмыльнулся и сказал:

«Ты у Подя` просил охоты?
Слежу давно я за тобой
Стоптал все ноги в кровь и потом
Облил таежный мой покой!»

«Да кто ж ты, зверь иль дух таежный,» -
- спросил охотник осторожно

Тигр прислонился к дереву: «Хе-хе,
Послушай мой последний удеге
С тобой я говорю на равных
Я тоже из последних… Раны,
Смотри, какие раны Сихоте,
Отец седой наш переносит
Священные деревья  косят
Тайга горит, и реки кровоточат
Не спрятаться в лесу тебе и мне
Смотри, какие раны, удеге…

Перед последним кедром ты просил поживы? –
Я тоже голоден…  Не будем лживы
Сегодня в стороны мы можем разойтись
И друг на друга…». «Брат, не злись! -
прервал охотник зверя, -
Давай не будем силы мерить
Коль мы последние и нам отмерено…
Жить, иль погибнуть
Под священным деревом»

…В отрогах Сихоте-Алиня
Текут Бекин, Сукпай и Хор
И слушают их воды синие
Последних душ
Последний разговор.

________________________________
* Юй-пьхи-дтацзы (кит.) – рыбокожие инородцы. Так соседние китайцы называли удеге и нанайцев, ходивших в одеждах, сшитых из рыбьей кожи.
** Подям, Подя – дух тайги, которому поклоняются удегейцы.


Рецензии