Речевое манипулирование в политике Копылова В Е
www.oodvrs.ru
В последнее время изучение феномена манипуляции стало особенно актуальным для многих отраслей знания: психологии, социологии, лингвистики, философии, культурологи и ряда других наук. Междисциплинарный характер исследований доказывает, какое значение имеет данное явление в современной действительности.
И, несмотря на то, что феномен манипуляции изучается уже достаточно давно, до сих пор нет четкого его определения.
В своем первоначальном значении слово «манипулирование», или «манипуляция», ведущее свое происхождение от латинского слова «manipulare», означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание, вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Е.Л. Доценко определяет манипуляцию следующим образом: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий» [До-ценко 2000: 53]. Доктор философии В.М. Герасимов под манипулированием понимает «один их специальных методов социально-психологического контроля» [Герасимов 1999: 74]. Таким образом, суммируя приведенные выше определения, мы можем сделать вывод о том, что манипуляция - это способ психологического воздействия на общественное сознание с целью побуждения к совершению определенных действий, выгодных для манипулятора.
В связи с этим необходимо перечислить принципы манипуляции:
• оперирование информацией;
• сокрытие манипулятивного воздействия (имплицитность);
• степень и средства принуждения, применения силы (мастерство манипулятора);
• мишени воздействия (ценности и идеалы, которые будут подвержены манипуляции с их последующей трансформацией);
• тема роботообразности, машиноподобия адресата воздействия (к объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, вещам).
Кроме того, необходимо отметить, что при манипуляции важно ощущение самостоятельности принятия решения. Превращая другого субъекта в объект, подвластный контролю и управлению, манипулятор, тем не менее, создает иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом.
Но было бы неверно трактовать манипуляцию только с негативной точки зрения. Важно упомянуть и о том, что манипуляция - это не всегда плохо. Исследователи отмечают, что существуют примеры манипулирования во имя свободы слова: журналисты с помощью речевой манипуляции спасают себя от уголовной ответственности, высказываю критику в адрес власти и отдельных коррумпированных лиц [Иванов 2004: 43]. Более того, манипулятивные приемы могут использоваться в интересах самого манипулируемого, например, для того чтобы он бросил курить или пить. И здесь манипуляция окажется более эффективной, нежели прямое принуждение или физическое насилие.
То же самое касается и воспитания ребенка: можно безболезненно управлять им, избегая требований к нему приказного порядка [Доценко 2000: 66; Шейнов 2001: 4]. Однако многие исследователи склонны считать это не манипуляцией, а «скрытым управлением», апеллируя к тому, что данные действия совершаются из благих намерений.
Мы в своей работе будем рассматривать манипуляцию с точки зрения ее негативного понимания.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что манипуляция присутствует во всех сферах общественной жизни. Это значит, что во всех сферах жизни присутствует некий манипулятор, имплицитно навязывающий свою систему ценностей.
Наиболее ярко этот феномен проявляется в политической сфере, важнейшие функции которой - регуляция и интеграция современного общества. Их выполнение зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования способов идейно-психологического воздействия на массовое сознание.
На сегодняшний день мы можем говорить о двух способах идейно-политического воздействия. Во-первых, это политико-идеологическое убеждение - честное, прямое обращение к людям, к их сознательному, критическому мышлению. В-вторых, -косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному в человеке. В период же общественных кризисов политики зачастую отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам.
Сущность общегосударственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру.
Если говорить о манипуляции в политике, то нужно отметить, что данное явление может осуществляться посредством психологического воздействия, трансляцией определенного имиджа политика, а также посредством речевого воздействия, или речевого манипулирования.
По определению О.Н. Быковой, «речевое манипулирование -вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата на данный момент. В основе речевого манипулирования лежат такие психологические и психолингвистические механизмы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать речевое сообщение, способствуют возникновению в его сознании определённых иллюзий или заблуждений, провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков. Речевое манипулирование - это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, речевое манипулирование предполагает такое воздействие на адресата, которое тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации» [Быкова 1999: 99].
Речевое манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, но особенно активно - в предвыборных кампаниях, идеологической пропаганде, печатных и телевизионных СМИ, рекламе, обучении, психотерапии. В целом, в этих сферах речевое манипулирование направлено на формирование у широкой аудитории определенных предпочтений, вкусов, потребностей, предрассудков, стереотипов, выгодных манипулятору.
Таким образом, говоря о речевом манипулировании, мы подразумеваем не объективное описание действительности, а варианты ее субъективной интерпретации. Г.Шиллер, описывая миф о нейтралитете, говорит о том, что «для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» [Шиллер 2007: 613].
Таким образом, цель использования речевого манипулирования заключается в том, чтобы выдать результат принятия решения противоположной стороной (адресатом) за ее собственное.
Говоря о методах речевого манипулирования, необходимо подчеркнуть, что разные исследователи выделяют разный набор этих компонентов. Однако нам представляется возможным выделить основные из них, общие для многих ученых.
Преобразование информации - намеренное утаивании или искажение информации таким образом, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым для отправителя образом. Немалое значение здесь приобретает момент подачи информации, например, в неудобное время или в неудобной обстановке.
Частичное освещение или избирательная подача материала - информация подается настолько неполно, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе.
Информационная перегрузка - сознательное предоставление чрезмерного объема информации с целью лишить адресата возможности адекватно усвоить и верно оценить ее, таким образом адресат, не имеющий доступа к информации, вынужден полагаться на ее официальную интерпретацию.
Использование секретности - преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальную политическую программу.
В заключение следует отметить, что методы речевого манипулирования в политике постоянно совершенствуются и роль политического манипулирования в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще признает правила игры, установленные государством.
Екатеринбург, Россия 2010
Копылова Виктория Евгеньевна - ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного педагогического университета
ЛИТЕРАТУРА
Быкова О.Н. Языковое манипулирование: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. Вып. 1 (8). - Красноярск, 1999.
Герасимов В.М., Деркач А.А., Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психология парламентаризма. - М., 1999.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
Иванов Л.Ю. Пиар есть пиар - примеры речевой манипуляции в новом российском политическом дискурсе // Sprach. Literat-ur. Politic. Ost- und Sudosteuropa im Wandel. (hgg. B.Symanzik, G.Birkfellner, A.Sproede). Hamburg, 2004.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - М.: Изд-во АСТ, 2001.
Шиллер Г. Манипуляция и запрограммированное сознание // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход: Учебное пособие. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: ИД «Бахрах-М», 2001.
Свидетельство о публикации №111020903034