Странички для самообразования

Странички для самообразования:

Творческая Мастерская Ликбез http://www.stihi.ru/avtor/sogimos
Союз Молодых Авторов http://www.stihi.ru/avtor/poeticunion
Антиквар http://www.stihi.ru/avtor/antikvarius
Школа Поэзии -2 http://www.stihi.ru/avtor/shppm
Семинар Юрия Петровича http://www.stihi.ru/avtor/joriksail
Мфвсм-Словарь Рифм http://www.stihi.ru/avtor/velstran13
Страна Советов http://www.stihi.ru/avtor/stranasov
Евгений Глебов-Крылов http://www.stihi.ru/avtor/astrofagus
Метрический репертуар Михаила Щербакова http://blackalpinist.com/scherbakov/Praises/metrica.html
Сергей Аствацатуров http://www.stihi.ru/2012/06/27/555
Алкора http://www.stihi.ru/avtor/koryalla
Творческая Мастерская Алкоры http://www.stihi.ru/avtor/sogimos
Гость Стихиры http://www.stihi.ru/avtor/5984637
Аверо-Беспалова Галина «О нашем языке» http://www.stihi.ru/diary/qsxcv/2014-11-09
Педсовет "Польза от чтения книг" http://stihi.ru/2014/08/12/2158
Александр Соколов 14 http://www.stihi.ru/avtor/rdnaskela52





Педсовет "Польза от чтения книг" http://stihi.ru/2014/08/12/2158

------------------------------
ЭТО ИНТЕРЕСНО
------------------------------
Анализ стиха. Для дилетантов
Сергей Жигалин 12
http://www.stihi.ru/2013/12/26/8558
               

Для тех, кто не знает, что такое  ямб, анафора, хорей, метафора, метонимия, оксюморон и ещё штук 200 терминов...

А нужен ли вообще такой анализ? Очень многие считают: НЕТ! Достаточно воспринимать стихотворение целиком: тронуло… понравилось… интересно… что-то новое открылось… автор симпатичный… Нельзя не заметить и негодование многих известных авторов, которые считают такой анализ неприемлемым и даже оскорбительным действом («разъять как труп»). Напр., Новелла Матвеева «Как это сделано?»

 И ВСЁ-ТАКИ – ДА! Анализ стихотворения – для более полного понимания текста. Обнаружить нечто скрытое, неосознаваемое ни читателем… ни самим автором! Увидеть, почувствовать пленительность метафор, тонкость эпитетов, музыку фонетики… Понять – и сильнее почувствовать!

НО! грамотный, полноценный анализ стихотворения – большой и квалифицированный труд.  Например,  http://rudocs.exdat.com/docs/index-398344.html  -  в этой схеме 180 терминов! Их надо знать, понимать, уметь выявлять и т. д. (А сколько времени на это уйдёт!? УЖОС!!!) Понятно, что эта схема – для учителя-словесника, студента, старшеклассника-отличника… А нужно ли это простому читателю? Не уверен…
(В скобках замечу:  можно знать все эти 200 – и больше! - терминов, даже уметь находить их в стихе, а смысла стихотворения не понимать!.. Увы, бывает…)

Убеждён, можно сделать «анализ» в десять – двадцать раз более коротким и понятным (вообще без терминов!), обратившись лишь к символическим, глубинным смыслам, заключённым в стихе. Они – в словах, в образах, в цвете, в пространстве-времени стихотворения… А смыслы эти «помнят» все – и читатели, и писатели, и пожилые, и молодые…(а не помните – легко найти в интернете. Просто наберите «Символика …..»)


Для примера такого анализа – стихотворение Ивана Бунина «Настанет день…».

Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.


Начнём «по-школьному». Тема/идея в первой строчке: бренность нашего существования, скоротечность человеческой жизни, неотвратимость конца.
Дальше – о том, что всё будет «так же» и без нас. Всё. Всего 12 строк. Коротко и ясно. И очень сильно…


ПРОСТРАНСТВО (извините, не смог нарисовать схему)
В «доме»: Стол, скамья – горизонталь;     образ (икона) – вертикаль.          Окно.            
В «мире»: Море - горизонталь;  неба дно – вертикаль

Таким образом, «видим» два креста: один в «доме», второй – в «мире»


СИМВОЛЫ

КРЕСТ - Иисус Христос; Мировое дерево.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
Я - Автор; Человек.
Бабочка - Душа; Воскрешение; Бессмертие: жизнь (гусеница); смерть (куколка); возрождение (полёт души).

ПРИРОДА
Небо - Духовность; Вертикаль
Море - Бесконечность ; Горизонталь
 
ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
Стол, скамья - Горизонталь
Образ - Божественное; Духовность; Вертикаль
Окно - Граница между «домом» и «миром»

ЦВЕТ
Голубой - Воздух; Небо; Божественное; Возрождение
Синий - Высота; Глубина; Божественное; Духовность;Вечность

Вывод: глубину и высоту, грусть перед конечностью жизни и надежда на её продолжение (воскрешение души) этому короткому произведению придают символические смыслы, заключённые в лексике стихотворения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Несколько примеров разбора стихотворения «Настанет день…»( все - замечательно интересные; длинные и короткие, "школьные" и эссе...):
 

http://works.tarefer.ru/44/100166/index.html

: http://pedsovet.su/load/28-1-0-33376


http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-57149.html


Не забудьте также почитать Юрия Лотмана «Анализ поэтического текста»,    Михаила Гаспарова   «Современный русский стих. Метрика и ритмика»  и проч.
И многих-многих других…
© Сергей Жигалин 12, 2013

Рецензия на «Анализ стиха. Для дилетантов» (Сергей Жигалин 12)

Здравствуйте, Сергей.

Пишу сразу после прочтения первых строк: «А нужен ли вообще такой анализ? Очень многие считают: НЕТ! Достаточно воспринимать стихотворение целиком».

Раньше я тоже так считала. Я не любила урок литературы в школе. На уроках литературы я молчала, выезжала на хорошую оценку только за счёт сочинений, как хорошая ученица. Мне не нравился разбор произведений по косточкам. Это даже привило какую-то ненависть к тем произведениям и авторам, которых изучали в школе. Возможно, морально мы школьниками не готовы были воспринять то, что в тексте было заложено. Последние годы мне на глаза попались произведения поэтов, писателей школьных лет. Я была потрясена красотой стихов Блока, Тютчева, Некрасова, Бальмонта, Цветаевой и др. В школе дочка проходила Достоевского, Горького, Некрасова, Гоголя... Бабушка, свекровь, с интересом всё перечитала, зачитывала нам… Говорит, сейчас смотрю на всё другими глазами… Сколько мудрости черпаешь сейчас из тех текстов...

Сейчас дочитала Вашу статью, Сергей. Вывод меня не удивил, но сама я до такого видения ещё не дошла. На такое осмысление нужно время… Думаю, что вернусь ещё к этому стихотворению в следующем году, а, может, и через несколько лет :) Хотя, лучше вникать сразу, отложишь – забудешь, уйдёт мысль…

Для себя я, вникая в поэзию последние годы более подробно, сделала такой вывод: любое видение стихотворения правильное. Я бы все споры поэтов, критиков отбросила далеко вон: каждый по своему прав, критик или читатель может увидеть в стихотворении нечто другое, что самому автору не видно и наоборот. Стих – это, как русская матрёшка. Сверху – один образ, раскроешь – другой образ и смысл и так далее, до сердцевины – до более глубинного смысла. Каждая «матрёшка», каждый слой – отдельный образ и живёт своей жизнью. Для каждого человека – своя «матрёшка». Люди по-разному воспринимают стихи в зависимости от своего уровня восприятия. По мере своего взросления, накопления жизненного опыта, его осмысления, по мере духовного развития приходишь к другой «матрёшке».

«И ВСЁ-ТАКИ – ДА! Анализ стихотворения – для более полного понимания текста. Обнаружить нечто скрытое, неосознаваемое» - к такому выводу придёт только человек богатый духовно и то, думаю, не в молодости…

Пока закругляюсь, много вопросов относительно стихов накопилось у меня. Мне надо время, чтобы всё встало на свои места… :)

Спасибо большое, Сергей, за статью и анализ стихотворения Бунина.
Ваши стихи, и детские, и взрослые, - красивые, мне очень нравятся.

С благодарностью,
читатель

Ирина Петал   30.12.2013 13:15 


----------------------------------------------------------
Размышления: http://www.stihi.ru/2013/03/09/35




Гармоничное стихосложение или письмо незнакомке
O.S

Вы просили меня прокомментировать Ваши стихи, но я плохой критик. Наверное, критиком надо родиться.
Лучше поделюсь с вами одной теорий стихосложения, может быть, она вас заинтересует.
Все стихи имеют гармоническую составляющую, но природа гармонии всегда двойственна, она состоит из мужского и женского начала Инь и Янь, их сочетание и передаёт структуру стиха, размер, ритм это только инструменты для этой передачи. 
Полистайте некоторые мои стихи, и вы заметите, что часто я рифмую только парные строки, а две строки вовсе у меня не рифмуются
Рифмованные строки я отношу к женским, а нерифмованные к мужским, рифмованные строки придают стиху гибкость, а нерифмованные наполняют его логикой изложения.
Также важна структура предложения. Из психологии: мужчины чаще предпочитают действие, а женщины эмоции,
В этом их отличие в восприятие мира. Скажем так: мужчины мыслят глаголами, женщины прилагательными, и только существительные их объединяю.-)
Не бойтесь глагольных рифм, они более грубы и примитивны, но в них скрыто мужское звучание,
Понаблюдайте, самые сильные предложения это предложения, где глагол стоит в начале и дальше при переходе в конец сила предложения как бы ослабевает, Это легко накладывается на законы нумерологии, где все нечетные числа 1,3,5 и т.д. мужские, а все чётные 2,4,6, женские. Глагол, попадая в начало (1) усиливает мужское начало, и предложение максимально выразительно.
Надеюсь, моя лекция по стихосложению Вас немного позабавила, и не была утомительной.
© Copyright: O.S, 2011
http://www.stihi.ru/2011/05/05/1335


- Спасибо. Логично. Лаконично. Красиво. Заинтересовали.

А почему рубрика называется Золушка? Золушка, преобразование, старых сгоревших мыслей (зола), событий в новое, гармоничное... в наши растопыренные ушки...? Вы плохой критик? Не прибедняйтесь. Вы поэт :) - в уши Души льёте свет :)), и она бежать на Бал готова... Золушкой... К слову, где у Вас стихи про бал?

С нежной признательностью и большой кружкой медовухи до O.Sа,
читатель
Ирина Петал   22.10.2014 13:48   


- "В Греции всё есть"
http://www.stihi.ru/2003/03/10-141
O.S   22.10.2014 19:08   


- Красивый стих. Это я, понимаю, ещё не сказка, а присказка… Сказка, значит, придёт: хрустальный замок, корзина с исписанными листами, корона на красивой голове, музыка, танец, маска, даже благородная смерть влюблённого… Волшебная перспектива для Женщины :). Кого же Поэт зовёт? Эта Женщина от него и не уходила. Это его Жизнь...

Интересно, почему называют «сонеты»? Их во сне пишут поэты? К слову, стих написан без особых чувств… Поэтические будни, лишь бы чего написать…
Ирина Петал   23.10.2014 14:36   


- "В Греции всё есть".
Вышлите, пожалуйста, апельсины.

С уважением,
Чебурашка
Ирина Петал   23.10.2014 14:37

   
- Без особых чувств? Возможно... Не люблю истерики в стихах и отношениях.
Апельсины вышлю ближайшим пароходом.
O.S   23.10.2014 20:41   


- На этой фразе у меня, читателя, началась истерика!!! Не хватает средств для чтения!

Когда император Павел приостановил финансирование строительства города, одесситы преподнесли ему небывалый на то время подарок — три тысячи лучших греческих апельсинов (ведь Одесса - портовый город). Ценный груз был доставлен в Петербург из Одессы за 14 дней — это рекордные сроки: дело было лютой зимой, лошадей гнали и днем и ночью. Каждый апельсин был завернут в бумагу, на которой были написаны преимущества Одессы как торгового порта. Подарок настолько понравился Павлу, что государь выделил деньги, и строительство города продолжилось…

Уважаемый, поэт O.S, не жалейте бумаги для читателя: пишите, пишите его преимущества! Пожалуйста, мне всего лишь ящичек апельсинов, но чтоб каждый апельсинчик в бумажке завёрнут, с комплиментами и стихами в мою честь, в честь женщины. Да, да, пароход, а потом подумайте о лошадях-с… Места у нас степные… Жду-с апельсины, оранжевые, помаранчевие, померанчивой от счастья буду…
Ирина Петал   24.10.2014 13:08   

- *опечатки где-то..., потеряла из виду...
Ирина Петал   24.10.2014 13:10 


- По поводу апельсинов...
http://www.stihi.ru/avtor/5zero
Страница клуба. С Вашего согласия, впишу Вас в списки Избранных клуба и его участников
O.S   22.11.2014 13:11   


- Многоуважаемый O.S, благодарю Вас за ОООООООООООООтвет и внимание - апельсины для читателя, экзотические фрукты, прорастающие не в моём саду с дикими яблоками да нехожеными тропами.

Апельсин для меня - редкий фрукт, поэтому шкурки с дивных даров я собираю, засушиваю, а летом добавляю при варки абрикосового варенья... Очень они потом вкусны, цукатики, пропитанные соком абрикос. А если живой дар солнечный да летом, то изумительно - напиток сахарный с красной смородиной и апельсином! Фанта. Фантазия Поэзии... Когда настоится, особенно.

Но переизбыток словесности и апельсинов - шанс заработать аллергию на цитрусовые и поэтов :). Не злоупотребляю. Домашняя я. По клубам редко хаживаемая. Рада неожиданным встречам с поэтами и стихами, дарами Поэзии и Судьбы, как апельсинам...

Счастья Вам в вашем царстве-государстве. В список своих подданных любые имена вписывайте, хоть своё, хоть моё. Это Вам решать - Ваш Мир. Я не спрашиваю Авторов, можно ли их добавлять в мой список "Избранных". Добавляю. Всё. Это моя коморка души , не со всеми авторами и разговаривала, но чем-то запомнились...

Удачи вам в клубе! Почему название "КАП"- медленно на мозги читателя капать? Своим капом вы читателям медленно кляп в глотку запихаете :). И так молчат. Молчание - их кредо.

Оживитесь Сказкой. Назовитесь, к примеру, - КЛЯКСА - К.луб Л.япусов Я - к С.умме А.ддитивности! Из кляксы хоть можно чего-то нарисовать большее..., а из капли нет. Клякса, это и проблема, и улыбка, и ощущение. Не пиши стихи, а хотя бы пытайся, а клякса - это само собой, и пытаться не надо... Зато сколько вариантов! "В каждой кляксе кто-то есть, если в кляксу пальцем влезть."/Юнна Мориц/

Хотя, зря я такой вариант предлагаю поэтам с кляксой, а то перепачкают не только бумагу, но и лицо..., а потом будут, как Федя из рассказа "Клякса" Николая Носова: сначала смех, потом разучатся смеятся... Это мы на сайте и в жизни проходили...

Всего Вам доброго. До свидания. Разболталась я с Вами. С вами хорошо, а дома лучше. Проза жизни...
Ирина Петал   22.11.2014 23:12


Рецензии удалены... но в памяти...


- Без особых чувств? Возможно... Не люблю истерики в стихах и отношениях.
Апельсины вышлю ближайшим пароходом.
O.S   23.10.2014 20:41   

- Благодарю, тогда позволите Вам выслать ящик Яблок... с моего Сада... :))

Когда-то в детстве видела яблоко, белый налив, на высокой яблоне. Наливное. с золотым отливом. Нам, детям, так хотелось его сорвать... Кидали чем попало... Оно медленно и плавно опустилось... в наши руки... Одна оболочка. одна маленькая дырочка... А сочное яблоко внутри осы выели... Осы любят яблоки...

Примите мой "ящик" от всего сердца. Есть, не есть, Ваше личное дело.

Спасибо за апельсины солнечные. Получила :) фонарём :)
Ирина Петал   23.11.2014 15:05




_______________________________________________
Рецензия на «Экзистенция» (Снежко Александр)  http://www.stihi.ru/2014/11/27/8675

Замечательное произведение. Называйте, пожалуйста, стихи попонятнее :) Ни хрена не поняла.
Ирина Петал   28.11.2014 00:01   


категорически поддерживаю!:)
Съевший Гвозди   28.11.2014 01:58   


Спасибо:)
Простите за сию оплошность:)
Снежко Александр   28.11.2014 04:10   


Оплошность! Для Вас – просто слово, а для меня – бессонная ночь, это слово теперь в мозгу свербит, покоя не даёт: а что же это всё таки такое? Интернет или библиотека с умными толковыми словарями не всегда, знаете, под рукой.

Вот, ещё один Гений пожаловал – «Съевший Гвозди»! Многоуважаемый, у Вас случаем не опечатка: «Съевший Грозди»? Здесь сайт Поэзии, а это чувство, изысканная еда, гроздь божественного винограда, а не заколачивание гвоздей в мозги читателя. И потом, это только женщина, забивая гвоздь в одну точку, не отделывается одним сломанным гвоздём: у женщины в одну точку забиваются много гвоздей. С виду это выглядит как один, идеально, а с изнанки – куча искривлённых ножек ёжиком торчат. А мужчина Поэт – это коротко, эстетично, со знанием дела – просто «Гвоздь»! Один прямой гвоздь. Ешь, не ешь, в глотке затрянет...

«Категорически» - вот ещё одно словечко непонятное. Как это понимать. Что за Катигорошек?
Ирина Петал   28.11.2014 09:13 


Рецензии
Написать красивые стихи... Конечно хочется, но чаще не получается. А бывает, что и не тянет к красоте. Почему-то смысловое наполнение противоречит красоте и ложится сам собой текст далекий от гармонии. Например, блюз читается отвратительно. Текст обычно корявый, но зато в музыкальном сопровождении, да ещё с пониманием душевных переживаний!!! Трогает. А текст корявый. Пока слушаешь мелодию и пишешь в её ритме, то получается складно, но через пару дней, когда мелодия уже далеко, то настроиться никак не получается в заложенный ритм в текст. Текст читается как через пень-колоду. Картинка не складывается. Обязательно нужна музыка.
Иногда такая же история бывает и с изображениями-аппликациями к стиху. Картинка не считывается, а вместе со стихом - пожалуйста, всё понятно.

С уважением!

Александр Козка   12.07.2022 22:01     Заявить о нарушении
"... а вместе со стихом - пожалуйста..."

Время - медиатекста. По отдельности, они (музыка, картинка, текст) не хотят жить, только вместе :))

Ирина Петал   12.07.2022 22:05   Заявить о нарушении
Верно. Обогащают. Да и наши народные костюмы вместе с песнями красота.

Александр Козка   12.07.2022 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.