О внимании при молитве

О внимании при молитве ( Святитель Игнатий Брянчанинов )

Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося; при отсутствии внимания она чужда молящемуся. При внимании она приносит обильный плод; без внимания она приносит тернии и волчцы. Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца, в оживлении души жизнию Духа; терние и волчцы- это мертвость души, фарисейское самомнение, прозябающее из сердечного ожесточения, довольствующееся и превозносящееся количеством этих молитвословий и временем, употребленным на произнесение этих молитвословий.

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечений, или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией. Искреннее желание получить благодатный дар, душеспасительный дар внимание доказывает принуждением себя ко вниманию при каждой молитве нашей. Искусственное внимание- так назовём наше собственное внимание, еще неосененное благодатию- состоит в том, чтоб, по совету святого Иоанна Лествичника, заключать ум в слова молитвы. Если ум, по причине новости своей в молитвенном подвиге, выйдет из заключения в слова: то должно опять вводить его в них. Свойственны уму, в состоянии падения, нестоятельность и расположение парить повсюду.

Но Бог может дать ему непоколебимость, и дарует её в своё время за постоянство и терпение в подвиге. Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы неспешное произнесение слов молитвы. Произноси слова не спеша, чтоб ум мог с большим удобством сохранить заключение своё в словах молитвы, чтоб он не ускользал ни из одного слова её. Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине и это способствует сохранению внимания.

Внимательной молитве с особенною удобностью можно и должно приучаться при совершении келейного правила. Спасающийся во Христе! Не отвергни ина некоторой скуки и некоторого понуждения, приучаясь первоначально к иноческим келейным занятиям, особливо к келейному молитвенному правилу. Запасись благовременно всесильным оружием- молитвою: благовременно научись действовать им.

Молитва всемогуща по причине действующего в ней всемогущего Бога! Она- "меч духовный, иже есть глагол Божий"! Молитва по качеству своему, есть пребывание человека при Боге и содеяние человека с Богом; по действию своему она- примирение человека с Богом, мать и дщерь слёз, мост, по которому переходят чрез искушения, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, бесконечное делание, источник добродетелей, причина духовных дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, отсечение отчаяния, указание надежды, разрешение печали, богатство человека.

Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнёт доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, одобрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве, как вкушению смерти.

Падшие духи, зная силу молитвы и её благотворное действие, СТАРАЮТСЯ ВСЯЧЕСКИ ОТВЛЕЧЬ ОТ НЕЁ ПОДВИЖНИКА, ПОДУЧАЯ УПОТРЕБЛЯТЬ ВРЕМЯ, НАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ, НА ДРУГИЕ ДЕЛА; ИЛИ ЖЕ ОНИ СТАРАЮТСЯ УНИЧТОЖИТЬ И ОСКВЕРНИТЬ ЕЁ СУЕТНОЮ И ГРЕХОВНУЮ РАССЕЯНОСТЬЮ, ПРИНОСЯ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ЕЁ БЕСЧИСЛЕННЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ И ГРЕХОВНЫЕ ПОМЫСЛЫ И МЕЧТАНИЯ.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.