У 15 Рецензия Начать сначала - горестный удел...

    
     Володь, у тебя было такое состояние, когда что-то откровенно нравится, но объяснить "почему" не берешься ? Или пытаешь объяснить, но становится самому стыдно, как по-идиотски это звучит.

     Читая очень многие твои стихи, часто думаю об этом - об особом мире мыслей, чувств и состояний. Самое сложное - дать всему этому какую-то форму.

     Я выбрала это стихотворение, чтобы попытаться пролить свет на то, почему я считаю твои стихи, достойными чтения.

     Стихотворение уже тогда можно считать удачей, когда возникают сразу несколько образов или мыслей. Как, например, во втором четверостишие:

"Но многие отринули Дары:
Меняя их на сладкие пороки,
Пускались по течению Суеты,
Вливаясь каплями в безликие потоки."

     Даю руку на отсечение, каждый поймет это в силу своего жизненного опыта и, может, даже дальше разовьет эту мысль.

     Я никогда не писала стихов, но мне кажется, что поэту всегда очень трудно соблюдать это баланс: простота не должна переходить в примитивность. Когда все понятно - это не всегда удача.
     Когда ничего не понятно, то это можно понять по-разному: либо читатель "не дорос", либо автор не умеет объяснить.

     Ты выбрал "простую" тему - "начать сначала". "Простая" она потому, что понятна каждому - каждый из нас в жизни время от времени стоит перед этим выбором. Проблема в том, что не просто ее решить ("горестный удел"). Поэтому уже в первых строках ты все сказал: иногда не хватает ума, силы воли или вообще Бог знает чего (об этом ты тактично промолчал), чтобы принять решение и что-то сделать из своей жизни. Т.е. за твоими словами стоит: главное не тяжесть начала, а способность или неспособность вообще решиться на это новое.

     Конечно, проще всего плыть по течению, вообще не размышляя о каких-то там Дарах, когда перед глазами "сладкие пороки". Или не отдаваясь порокам, вести тем не менее довольно серую жизнь, "вливаясь каплями в безликие потоки".

     Третье четверостишие вообще понимаю как ссылку на наша замечательное прошлое, имевшее быть (в каком-то смысле) от бездумности большинства.
     А при заключительных строках у меня совершенно отчетливо возникла нарисованная тобою картинка: прочный фундамент - серая масса - и Господь. Прямо "Божественная комедия" какая-то (без иронии !)


     Вероника, привет!

     Я все это время думал: будешь ли ты останавливаться на этом стихотворении...(сейчас много напишу).

     В 2002 году, моя мама, на мое 35-летие, решила сделать сюрприз...: собрала у всех и везде (где можно было) мои стихи, а наш художник-декоратор, в буквальном смысле, нарисовал книжку стихов. Представляешь! Сборник стихов в одном экземпляре ручной работы, с прописанными заглавными буквами, под старину (художнику-декоратору было лет под 70).
Книжку сначала зачитали до дыр, а потом, кто-то "заиграл", жалко... В ней не хватало нескольких стихотворений ("Живем, потому что живем", "Наполеон", "Почему ты не веришь в хорошее", "Школьный вальс").

     Все остальные стихотворения имели "статус". Объясню: мне, например, "Три гвоздики стояли в вазе" - вообще не нравится, но оно очень нравилось Наташе, "Бывает, что никак нельзя" - нашлось у другого человека, и т.д. Вот такая получилась логика создания сборника.

     "Начать сначала..." - нашлось у Саши Игина, а он был на 8 лет старше меня... Помню, что когда я его написал и на пьянке прочитал, он (Игин) сидел пол-ночи интровертом, а потом сказал, что стихотворения то и не нужно, достаточно первых двух строк (видимо, пол-ночи проецировал на себя...), и очень похоже объяснял...


Рецензии