Отчет о вечере памяти Н. Рубцова
Программу открыл Григорий Тачков с кратким докладом о жизни великого поэта. Творчество Рубцова близко Григорию, наверное, поэтому он так самозабвенно и восторженно читал известные строки Рубцова: «Я умру в крещенские морозы…», «Звезда полей» и другие. В конце своего выступления Григорий прочитал также несколько своих стихотворений, созвучных творчеству поэта, в том числе произведение посвященное ему:
«Рубцовская Русь»
Песнь Рубцовская, песнь народная,
Колокольчиком песнь звенит –
Русь великая, Русь просторная
Плачет песнею той навзрыд…
По-рубцовски свет не погашенный
В городах горит, в деревнях;
И в метель живет луг ромашковый –
Будет он весной весь в цветах…
Не ушел поэт в ночь Крещенскую –
Слышим громче мы в снежный вой
Льется как, звенит чистой песнею
Теплый стих для нас, стих живой…
И в беду-печаль, боль угарную –
Будет с солнечным тьма рубцом –
Ведь разрушит тлен песнь гитарная,
Зазвучит в сердцах вновь Рубцов…
Пусть звезда во тьму, тьму промозглую
Озарит поля серебром
И согреет Русь, Русь Рубцовскую
Верой, нежностью и добром.
18.01.09
В этот вечер посвящения звучали не только из уст Григория. После небольшого дополнения «о месте Рубцова в русской литературе», которое подготовил Юрий Шелков, в исполнении Юрия Евдокимова прозвучала всенародно известная «Горница», а также песня-посвящение на стихи участницы нашего клуба Елены Павловой и музыку Юрия:
Посвящение Николаю Рубцову
«Что ж я стою у размытой дороги и плачу,
Плачу о том, что прошли мои лучшие годы…»
Не зови былого, не жалей
Под откос летящие года,
Что уходит осень из полей,
Ей на смену первые снега.
Что зовут над лесом журавли
Улететь в сиреневую даль,
И в тумане стынущей земли
Растворится светлая печаль.
Не жалей о звёздах в поздний час,
Лодку, что давно взяла река.
Ведь тебе, наверное, сейчас
Было бы за семьдесят слегка.
После ночи утро в серебре,
Поднимись на старый косогор.
Видишь, из развалин на горе
Вновь поднялся каменный собор.
Та же пыль просёлочных дорог,
Облака, как мысли и покой.
Так и неразгаданный чертог:
Где и мёртвый славен, и живой.
Знаешь, на далёком берегу
Корабли вздыхают о тебе.
Загляни в простывшую избу,
Пусть окошко светится во мгле.
Пусть в печи берёзовый огонь
Уберёт непокаянный грех.
Ждёт тебя забытая гармонь,
Пробегись по кнопкам снизу вверх.
От заката в горнице светло,
Попросилось солнце на ночлег,
И стучит в закрытое окно
То ли ветка, то ли человек.
Скрипнула ступенька на крыльце,
Выйди из рассохшихся ворот.
Белая кобыла в темноте
Голову поднимет и заржёт…
Очень интересными показались слушателям истории из жизни Николая Рубцова восстановленные по воспоминаниям его друзей, таких как , например, Станислав Куняев. Вот одно из них:
«...Хлопотная работа - заведовать отделом поэзии в печатном органе: больно много людей пишут стихи, и каждый из них уверен, что именно его творения совершенны и неповторимы. На рукописи при определенных навыках отвечать просто. Но когда к тебе приходит живой человек и требует немедленной и, конечно же, благожелательной оценки своих виршей - что делать? Ежели не мобилизуешь всех знаний для убедительного ответа с привлечением цитат из Пушкина или Блока, из Есенина или Твардовского, то уходит разгневанный автор, прижимая к сердцу заветную тетрадочку, любовно переплетенную, куда каллиграфическим почерком вписаны откровения души, и в пылающих глазах его явственно читаешь: "А ты сам кто такой?!"
Если это человек с профессией, как только что ушедший от меня доктор технических наук, приносивший поэму, где действуют Эйнштейн и Христос, Гражданин с Марса и князь Кропоткин, то, в общем, - ничего страшного. Человек при деле. Не пропадет... Но если пришел бедолага в пальтишке с обтрепанными рукавами, открыл старенький фибровый чемоданчик, вытащил груду измятых, несвежих рукописей и, обратив к тебе землистый лик, с последней крохотной надеждой смотрит на тебя, потому что во всех журналах столицы отклонены труды его несладкой жизни, то смутно становится на душе и не хочется ссылаться в разговоре ни на статью Маяковского "Как делать стихи", ни на книжку Исаковского "О поэтическом мастерстве"...
Вот приблизительно о чем думал я в один из жарких летних дней 1962 года, сидя за своим столом в редакции журнала "Знамя".
С Тверского бульвара в низкое окно врывались людские голоса, лязганье троллейбусных дуг, шум проносящихся к Никитским воротам машин. В Литинституте шли приемные экзамены, и все абитуриенты по пути в Дом Герцена заглядывали ко мне с надеждой на чудо. Человек по десять за день. Так что настроение у меня было скверное.
Критики Лев Аннинский и Самуил Дмитриев, сидевшие со мной в одной комнате, каждый раз, когда открывалась дверь, злорадно улыбались:
- К тебе!
Кстати, если не ошибаюсь, этим же летом в редакцию зашел рыжеволосый, нервный молодой человек, отрекомендовался - "Иосиф Бродский, из Ленинграда", пожаловался на гонения, которым он подвергается в родном городе, и попросил меня прочитать его стихи. Собственно говоря, это были не стихи, а длинная поэма. Мне кажется, что она называлась чуть ли не "Белые ночи"... Я при авторе прочитал ее, поскольку он торопился с отъездом, и сказал ему, что как версификатор он весьма поднаторел в сочинении стихов и с этой стороны у меня к нему нет никаких претензий, но поэма по интонации явно несамостоятельна - подражание "Спекторскому" Бориса Пастернака настолько очевидно, что я не советую автору никогда публиковать ее.
Бродский ушел огорченный, но тем не менее я нигде, ни в одной из его книг, изданных и при жизни и посмертно не видел, чтобы эта юношеская поэма была опубликована...
Настроение было скверным еще и потому, что передо мной лежала жалоба - коллективное письмо читателей, на которое по приказанию главного редактора мне предстояло дать дипломатичный ответ.
В последнем номере журнала мы опубликовали несколько стихотворений И. Сельвинского под общим заголовком "Гимн женщине", и вскоре в редакцию стали поступать гневные письма. Стихи Сельвинского были не по душе мне самому, но письма читателей не нравились еще больше.
"Мы просто читатели. Прочитали в 6-м номере "Знамени" стихи Сельвинского и удивились. Как они попали на страницы советского журнала? Неужели пришла пора, когда дана "зеленая улица" на страницах СП СССР занимающимся словоблудием и оскорбляющим достоинство советского человека?
Когда пред высокой стоишь красотой,
ощущаешь себя ничтожеством.
Это почему же советский человек, покоряющий космос, создающий своими руками прекрасные произведения искусства и полезные человеку вещи, должен чувствовать себя ничтожеством?"
Я перечитывал письмо, горюя о своей судьбе, но не мог ничего "дипломатичного" придумать в ответ этим яростным читателям.
Заскрипела дверь. В комнату осторожно вошел молодой человек с худым, костистым лицом, на котором выделялись большой лоб с залысинами и глубоко запавшие глаза. На нем была грязноватая белая рубашка, неглаженые брюки пузырились на коленях. Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! - сказал он со стеснительным достоинством. - Я стихи хочу вам показать.
"Час от часу не легче!" - подумал я.
- Садитесь. Я сейчас письмо дочитаю...
Но стон твой горячий кровинкой вина
ее обожжет! В этом главное.
Иначе не женщиной будет она.
Обожаемая. Богоравная.
И чего они прицепились к этим стихам? Ну несколько высокопарные, и тoлькo...
"Да как у Вас, Сельвинский, язык повернулся сравнить наших прекрасных трудолюбивых женщин, строящих новую жизнь, с витающим в облаках несуществующим бездельником господом богом..."
Я в изнеможении отшвырнул письмо. Лучше уж с очередным графоманом поговорю. Все-таки живое дело...
- Давайте ваши стихи!
Молодой человек протянул мне странички, где на слепой машинке были напечатаны одно за другим вплотную - опытные авторы так не печатают - его вирши. Я начал читать.
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог.
Я сразу же забыл о Сельвинском, о письме пенсионеров, о городском шуме, влетающем в окно с пыльного Тверского бульвара. Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет: зашелестели номера журналов с несуществующими стихами, слетели со стола в проволочную корзину злобные письма и заготовленные на полгода вперед вороха поэтических подборок.
С каждой избою и тучею.
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глазки смотрели на меня пытливо и настороженно.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
К концу рабочего дня в "Знамя" заглянул мой друг Анатолий Передреев. Я показал ему стихи. Он прочитал. Удивился.
- Смотри-ка! А я слышу - Рубцов, Рубцов, песни поет в общаге под гармошку... Ну, думаю, какой-нибудь юродивый...
С того дня и началось наше товарищество с Рубцовым вплоть до несчастного часа, когда январской ночью 1971 года меня разбудил звонок из Вологды.
- Станислав - ты? Это Василий Белов. - Он с трудом выговаривал слова. - Коли Рубцова... больше нет... Напиши срочно некролог в "Литературку"...»
---
Выступающие на сцене говорили так же и о том, как Поэт исполнял свои песни и стихи при жизни. У нас была возможность послушать его голос в записи. Николай Рубцов читал стихотворение «Я буду скакать…». Надо отметить, что все присутствующие с упоением вслушивались с каждое слово… Мы все открывали для себя заново этого ИСКРЕННЕГО, НАСТОЯЩЕГО ПОЭТА.
Его стихи с удовольствием прочли со сцены Дмитрий Ботоногов и Вячеслав Щуров.
Новым и неожиданным стало выступление нашего гостя Макса Жарницкого, участника лито у Короленко. Он как литератор и критик представил свою точку зрения по поводу услышанного. Очень интересно было узнать ненавязчивое профессиональное мнение.
В завершении официальной части вечера к строчкам Рубцова вернулся участник клуба Валерий Будяк, он также прочитал свое посвящение поэту:
Памяти Николая Рубцова 1936-1971
Ну, что сказать вам о Рубцове?
Был худ, невзрачен. Не «эстет».
Но это был художник слова,
И слова мягкого, простого –
Большой и искренний поэт.
Он пел о тихом, неприметном,
Он пел леса, луга, поля,
Он пел о грустном, о заветном...
Внимая голосу поэта,
Вдруг затихала мать-земля.
И становилось тихо-тихо,
И ветер травы не качал,
И верилось – минует лихо,
А тучи – лишь природы прихоть,
А стих звучал, звучал, звучал…
Осталась песня недопетой
(Не ясен нам Фемиды суд).
Но стало горькою приметой,
Что настоящие поэты
В России долго не живут…
январь 2011
После небольшого чайного перерыва мы продолжили вечер в режиме свободного микрофона. Свои творения представили публике: Александра Крючкова, Борис Прахов, Сергей Анфилофьев, Богдан Бандура, Надежда Кукушкина, Михаил Иванов, Макс Жарницкий, Юрий Шелков и другие.
---
Благодарим всех за помощь в организации и проведении мероприятия.
До новых встреч!
фотоотчет здесь: http://fotki.yandex.ru/users/milkor/album/149849/
Свидетельство о публикации №111020710209