Лепет о словах
А о чём лекция? О словолюбии! О! О! О любви, что ль? Пущай поведают.
А деньги за лекцию будут платить? Услышав, что гонорар предусмотрен, Остап Ибрагимович красивым жестом поправил красную скатерть и зачем-то постучал карандашом по гранёному графину.
Немного помолчав, подумав, он всё же решился и открыл вентиль фонтана красноречия.
Верно пишут, в любезных душе моей, изданиях: «Слово – это организм».
Запомним и начнём!
То есть слово, как и организм – есть живая субстанция. И отношение к нему – как к живому организму. Мы его рожаем (новые слова: робот, компьютер, пароход, телевизор), воспитываем, растим, наполняя новым смыслом, лечим-калечим (добавляем или отнимаем буквы, например Ё, Ъ, i), бережем в специальных домах-книгах – словарях.
Случается – украшаем слово приставками, суффиксами. Влюбляемся в слово, употребляя любимые слова и словосочетания: ангел мой, как её пьют партейные. Переосмысливаем слово: Винчестер - фамилия, оружие, диск памяти компьютера; трубка - курительная и телефонная.
Иногда слова устаревают (армяк, шушун) и… умирают (братина – чаша, рамена – плечи, тазать – бранить, лепо – хорошо, пригоже). Остап по профессорски откашлялся, незаметно смахнул слезу мизинцем с длинным, но неухоженным ногтем и продолжал.
Бывают слова паразиты (ну значит, так сказать, как бы, типа, блин), бывают жаргонные (баранка – руль, хибара - дом). И бывают слова профессионализмы, слова аббревиатуры (АЭС, МХАТ, ЖЭК). Ещё бывают слова т.н. – сокращения, а также – слова-хамы (мат). Совсем не слова – смайлики (не очень люблю, но удобно кратко выражать простейшие эмоции) и т.д.
Бывают слова иммигранты: революция… Тут Остап вздрогнул, как будто сказал что-то неприличное, но, спохватившись, продолжал: портмоне, ридекюль, шасси, шоссе, франчайзер…
Бывают вечные слова – мама. Бывают слова однодневки (летун – лётчик). Слова имеют свою историю, порой очень древнюю. Живут они долго, дольше людей.
Бывают простые слова (папа) и сложные (рентгенотелевидение). Бывают детские слова: ползук – жук, всехние игрушки, я у зеркала красавлюсь (К.Чуковский).
У каждого слова есть своя корона. Это – ударение, без ударения ну никак им нельзя. Но это – особая тема.
Бывают драгоценные слова – это имена любимых: Ира, Галя, Валя, Инна, Настя, Лена, Алла, Эльвира Леонардовна …
Произнеся волшебное «Эльвира Леонардовна», Остап Ибрагимович запнулся, его рот растянулся в загадочной улыбке (Л. да Винчи - отдыхает) и, украдкой взглянув, на пышнотелую блондинку в ярком крепдешиновом платье, он продолжал уже медленнее, наполняя свою речь теми «бархатными» обертонами, которыми богат одесский двор мартовской ночью.
И ещё, – задумчиво произнёс Остап, – одно и то же слово может менять смысл, семантику (приспосабливаться) в зависимости от контекста, знаков пунктуации – (мне кажется, это допустимо назвать мимикрией).
Но можно придать в контексте слову «слово» и другой смысловой оттенок: «речь, язык». Как у классика: «жечь глаголом», т.е. жечь словом.
Конечно, очень важен вопрос о терминах, о точном соответствии слова конкретному понятию (глоссарии, определения, терминология).
Русский язык, как известно, приспособлен и для выражения чувств самых совершенных оттенков и для рафинированного изложения «анженерной науки». (Вот ещё, как оказалось, и издеваться над словом можно).
Слово можно лепить, добавляя, убирая приставки, суффиксы, окончания, ехидно усаживая его в кресло кавычек или наоборот, оставляя слово голым, как скульптор Галатею. И, о Чудо! Слово поддаётся, наполняется свежей формой. Я влюбляюсь в тебя…, Слово!
Здесь Остап остановился. Глаза Эльвиры Леонардовны светились тем загадочным фосфоресцирующим светом, каким светятся только черноморские медузы ночью, когда их, голыми телами беззлобно задевают, купающиеся в июле, влюблённые.
Но, поскольку, Вы – Моё Живое Слово, есть моё семя, моё произведение, а именно: производная от меня, как от представителя человечьего племени, субстанция или, как говорят, моя вторая сигнальная система,
поскольку я Вас нежно и бережно придумал, не нарушая законов Языка, и Вы мне с наслаждением поддались, радуясь своему рождению, появившись во бремени моего сознания,
то, прошу Вас, Слово, помогайте мне верой и правдой: защищайте, кричите, когда больно или страшно мне, просите у любимой прощения за обиды, выступайте в поддержку компании против злоупотребления чем-нибудь, помогайте спрашивать, как пройти на Привоз или в библиотеку…
Слово бывает последним и это грустно… Но без этого Слова тоже нельзя…
А когда я пишу стихи, умоляю, Слово, будь податливым…
В этот момент Остап опять подумал об Эльвире Леонардовне, и продолжал уже с закрытыми, от нахлынувшего чувства, глазами…
Ведь я всегда тебя ищу, моё верное, моё очень единственное и всегда необходимое мне, Моё Драгоценное Слово…
Остап очумело посмотрел по сторонам… двор был пуст – все разошлись, и только на дальней скамейке, бережно обняв метлу, одиноко спала усталая дворничиха Варя. Смеркалось. Пахло морем и жареной корюшкой. Невидимые цикады боязливо наполняли неостывший воздух надеждой.
В окне Эльвиры Леонардовны, одиноким сторожевым маяком призывно горел оранжевый абажюр.
К чему слова...? – подумал Остап.
Ах, как же до обидного коротка летняя ночь…
Рассвет – не спеши, не разрушай хрупкое безмолвие начала…
Станислав Шаблов
04 февраля 2011г.
______________________________
Илл.: www.fotki.yandex.ru
Свидетельство о публикации №111020410017
Елена Петровна Гончарова 01.07.2015 12:18 Заявить о нарушении
Спросила о прозе – вот я и позволил себе прислать ссылочку)))
Но до слёз не хватает времени писать из-за "научно-анженерных" изысканий
в области моих любимых излучений. Сознаюсь... я их "дрессирую".
Спрашивала, можно ли распечатать "Дворянский бал". Сколько угодно.
Мне будет даже радостно!
С симпатией,
Стась.
Станислав Шаблов 01.07.2015 16:03 Заявить о нарушении