Поэзия О. М-ма. Кони в сумерках. Бардовский канон
Что это ещё за бардовский канон? О чём это вы? - спросит проницательный читатель.
А тут просто делается попытка пробиться к такому формату Литературных вечеров, чтобы был интерактив, чтобы слушатель был вовлечён в действо. И чтобы не было скучно от горячечного желания сочинителей виршей ещё и ещё раз читать себя, любимого.
Ведь как обычно бывает? Есть тема, предположим "Снег, пороша, зимние заметки". И есть семь-восемь Авторов. Которые вот они - рядом готовы читать и читать. Так вот "бардовский канон" - это бардовская песня, кот. всплывает по ассоциации и вот она вживую под гитару звучит, а кто хочет подпевает. Канон - это по крайней мере - три песни / начало действа, где-то посерёдке, и под занавес /. Но уж песенные тексты должны не уступать звучащей поэзии.
Да, так мы отвлеклись. У нас сегодня не дилетанты-сочинители, а классик - О.Мандельштам. Но канон есть канон. Начнём с классика-барда - Б.Окуджавы. Из окон корочкой. А тут и кони в сумерках ( Рис.1 - фото вверху) возникнут:
--
Из окон корочкой несёт поджаристой
За занавесками мельканье рук
Здесь остановки нет, а мне - пожалуйста.
Шофёр автобуса – мой лучший друг
Я знаю вечером ты в платье шелковом
Пойдёшь по улицам гулять с другим
Ах, Надя, брось коней кнутом нащелкивать
Попридержи-ка коней, поговорим
Кони в сумерках колышат гривами
Автобус новенький спешит спешит
Ах, Надя-Наденька, мне б за двухгривеный
В любую сторону твоей души.
Она в спецовочке такой промасленной
Берет немыслимый такой на ней
Ах, Надя-Наденька, мы были б счастливы.
Куда же гонишь ты своих коней ?
Из окон корочкой несёт поджаристой
За занавесками мельканье рук
Здесь остановки нет, а мне - пожал-ста
Шофёр автобуса – мой лучший друг. ( Спели, и теплее стало ).
--
Итак, О.Мандельштам. День его рождения - январь 1891г., 120 лет тому назад. Одно из его стихотворений 1912г. как-то неожиданно затрагивает Божье имя :
--
Образ твой мучительный и зыбкий
Я не мог в тумане осязать
Господи! - сказал я по ошибке
Сам того не думая сказать
Божье имя, как большая птица
Вылетело из моей груди
Впереди густой туман клубится
И пустая клетка позади
/ О.Мандельштам, 1912г. /
--
То-есть, Божье имя вылетело из моей груди, а наше бренное тело -- не более чем ПУСТАЯ КЛЕТКА.
Вот и приехали. Однако, современного человека так просто не возьмёшь. Обязательно отшутится, дескать, Бог оставил меня, но не надолго.
Что же до поэтов, то они так же как и мы, грешные, жалуются, тоскуют, бродят неприкаянные. Пока не натолкнутся на мелодию, ритм, который от Бога. Потому и приводят в восторг будущего читателя. И возвращается на место Божье имя (помните, которое "вылетело из моей груди"). И "пустая клетка" заполняется по образу и подобию.
А рынок вокруг, или социализм с человеческим лицом или закат какой-нибудь Римской империи. Какое нам до этого дело?
Всегда были поэты, к которым время от времени прикасалось Божество. И тогда рождались у них строки в Молитву. А наше дело маленькое:
найти, запомнить, показать.
--
В сущности, всё проходит, мой друг
ОСТАЮТСЯ МОЛИТВЫ и ПЕСНИ.
--
Почему именно с О.Мандельштама начинается НАША ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ самой высокой пробы?
О.М. - знаковая фигура.Он теоретик и практик акмеизма.
Акмеизм - тоска по мировой культуре.
Наш отбор единиц коллекции замахивается
На бесспорную значимость каждого отобранного стиха
Для любителя русской словесности.
--
Недосказанность, туманность, “качающиеся стихи” - визитная карточка О.Мандельштама. Вот типичные качающиеся стихи:
--
Я в хоровод теней, топтавших нежный луг
С певучим именем смешался,
Но все растаяло, и только слабый звук
В туманной памяти остался
Сначала думал я, что имя - серафим,
И тела легкого дичился,
Немного дней прошло, и я смешался с ним
И в милой тени растворился.
И снова яблоня теряет дикий плод,
И тайный образ мне мелькает
И богохульствует и сам себя клянет
И угли ревности глотает.
А счастье катится, как обруч золотой,
Чужую волю исполняя,
И ты гоняешься за легкою весной,
Ладонью воздух рассекая
И так устроено, что не выходим мы
Из заколдованного круга,
Земли девической упругие холмы
Лежат спеленутые туго.
--
Счастье, которое катится золотым обручем где-то рядом. Но тебе, лирическому герою, оно недоступно. Потому как "чужую волю исполняя", всё происходит в этом враждебном нам мире. А потому и не выходим из заколдованного круга.
Нет, господа хорошие, сие сказано на века. Или я не прав?
Ну, а далее следует привести магическое -
ОСТАНЬСЯ ПЕНОЙ АФРОДИТА
И СЛОВО В МУЗЫКУ ВЕРНИСЬ:
--
Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
--
Мы не даём здесь все семь стихов О.М., которые отобраны. Достаточно этих трёх. И так как мы в последнем тексте нашли "пены бледную СИРЕНЬ / В черно-лазоревом сосуде", то органично выходим на заключительную песню - Сиреневый туман:
--
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь,
Уеду я на год, а, может быть, на два,
А может, навсегда ты друга потеряешь.
Еще один звонок — и уезжаю я.
И т.д.
Что нам дал бардовский канон?
Он позволил уйти от академической скуки. И дал слушателю интерактив.
Свидетельство о публикации №111020308438
Жанна Кусмеш 08.02.2011 13:10 Заявить о нарушении
В своих Заметках по поводу Вы пишите: "много интересных мыслей".
А что из "интересных мыслей" Вас особенно зацепило?
Что пригодилось Вам?
Эти моменты интересны автору композиции. Ну, чисто практически, а в реальной Вашей жизни эта композиция пригодилась?
Всё, умолкаю, умолкаю, умолкаю.
Дальше - тишина. ... Л.Л.
Лазарь Лисинкер 09.06.2011 14:18 Заявить о нарушении