Хорьком ты был, хорьком ты и остался

          реформе образования посвящается

Хорьком ты был, хорьком ты и остался,
Мой милый неуч, славный мой.
Зачем, зачем свободы добивался,
Зачем Союз разрушил свой?

  И улетели ваучеры- тени
  Куда-то в дальние края,
  Где олигархи видят сновиденья,
  Где никогда не буду я.

И будут неучами наши дети,
Пойдут по свету в поисках жилья,
И Родина их даже не приветит,
Их пожалею только я.

  Им протяну я на прощанье руку -
  Прости за то, что мы - хорьки,
  Старайтесь там, и двигайте науку,
  И мы простимся у Москва- реки...

---
продолжение - "Судьба хорька"

Век будет править славная элита,
Пусть каждый выбирает сам -
Быть неучем эпохи неолита,
Или прислугой господам.

  Элита будет воспроизводиться,
  И выбирать саму себя,
  И что с Россией нашей ни случиться,
  Всё это будет без тебя.

Ну, а тебя посадят за протесты,
За то, что на хорька похож,
И скажет бывшая твоя невеста,
Что всем жених-медведь хорош.

  Что наша кровь ?  Языческие годы -
  Все держат путь от далека,
  Свои тотемы, разные народы...
  Ну, а Россия - от хорька.

Зверёк он юркий, цепкий и смышлёный,
Ни на кого не держит зла,
Но вечно властью сильно угнетённый,    
С гербом двухглавого орла.   *
               
---------------
* сочинитель я никудышный, ко "злу" не смог рифму точнее подобрать
===========================================================

Дополнение в прозе.
     Спасибо за интерес к теме, за рецензии, и за реплику, выраженную в одной из рецензий, о том, что можно обучаться самостоятельно. Да, можно. Однако ...

     Лучшие результаты приносит всеобщее массовое и коллективное обучение, существовавшее в советское время. Пробелы в естественно-научном и математическом образовании, допущенные в школьном возрасте, невозможно возместить впоследствии ни самостоятельно, ни обучаясь в институте.  Также, как учиться говорить, так и приобретать абстрактное воображение и гибкость ума желательно в детском возрасте. Главное в учебном процессе не формулы, а методы рассуждений, коллективное обсуждение совместно с учителем различных способов, ошибок и версий. Учитель учит  не готовым результатам, он даёт системный взгляд на предмет и  учит мыслить. Самостоятельно учиться значительно труднее, поскольку никто не указывает на ошибки, не поправляет ход мышления, не заставляет прочесть достаточно сложный материал, не создаёт положительных эмоций в виде похвалы, зато этот никто молча благословляет Вашу лень. Чтобы успешно продвигаться в своих знаниях самостоятельно, нужно опираться на ранее приобретённый творческий потенциал. Этот потенциал и приобретают в школе.
     ЕГЭ ставит приоритеты обучения с ног на голову - идёт натаскивание на готовые приёмы и формулы, даже кальки сочинений имеются в интернете. Естественно, что при самостоятельном обучении возникает соблазн всё взять оттуда и, естественно, появляется и отвращение к предмету изучения.
     Говоря об обучении в школе, надо выделить особо - становление общего мировоззрения, куда входит и совокупность моральных ценностей. Понятно, что без коллективного обсуждения, направляемого учителем, здесь не обойтись.
     Наконец, обучение в школе - это опыт нахождения в социуме, связанном общими задачами. При переходе на индивидуальное обучение общий социум распадается на клубы по интересам.
     Производство эффективно там, где есть коллективное понимание, взаимопомощь и творчество. Реформа же образования отходит от коллективизма, держит курс на приобретение потребительских навыков у большей части населения, и поощряет индивидуализм, конкуренцию, стремление к карьерному росту у избранных ( элиты общества ).  Какие нравы процветают наверху, можно судить по высказыванию одной женщины из администрации президента  - я работаю сволочью.
     Ещё только думают о размещении правительственных служб в центре расширенной Москвы в районе совхоза Коммунарка,  а уже есть проект строительства там элитной платной школы. Как Вы думаете, кто там будет учиться, за какие деньги, будут ли,  и какие будут у них учителя? Вопрос риторический.
      А вот в интернете я видел высказывание - а зачем продавщице знать поэзию Блока. Ясно, о чём идёт речь - пусть быдло остаётся быдлом, пусть получает себе свою зарплату, плодит детей и не вякает на митингах оппозиции.
       Мы за вас думать будем. Спасибо. Но практика показывает, что если не давать хоть иногда пинка хорошего, то они, попавшие наверх, расслабляются и наглеют. Ну, хоть по части образования, пусть прислушаются к тому, что народ говорит. Дмитрий Анатольевич Медведев удивляется, почему у нас спутники не летают? Вот потому и не летают.
       Верно, что хорошее образование обеспечивает и хорошие доходы, но это только часть истины. Хорошее образование обеспечивает возможность жить полной разносторонней жизнью, и к этому, а не к деньгам надо последовательно стремиться.
=======================================================


Рецензии
В общем где-то да, но разрешите уточнения.

1. И в советсике времена с обучением было далеко не идеально. Особенно в конце советского периода.
Когда идея образования была дискредитирована тем, что зарплата инженера или МНСа былв заметно ниже средней зарплаты простого рабочего.

2. ЕГЭ - на самом деле не противоречит традиции, а наоборот представляет собой логическое завершение вектора. Традиционно образование строилось на заучивании и экзамены проверяли память, а не понимание.

3, Насчет производства - не соглашусь. Тут все сложнее. Социализм бесспорно проиграл капитализму в сфере производства (исключая военку - где эффективность - просто вопрос жихни и смерти государства). Стремление быть успешнее других - вовсе не всегда вредит производству. А "коллективизм" - далеко не всегда полезен.

4. Насчет полезности школьного коллектива - ?
Немало гениев были белыми воронами в школе, плохо адаптированными к особенностям школьного быта

5, Насчет поэзии Блока и продавщицы - опять не все так однозначно.
5.1 Мне всегда не нравилась ориентация школьного образования именно на снобизм в культуре. Например, подавляющее большинство людей слушают популярную музыку. И вроде бы логично а школе элементы музобразования ориентировать на понимание поулярной музыки, а не пихать все в академическую музыку.
Как и с литературой. О "высокой" классике конечно надо сообщать, но упор лучше сделать на то, чтобы люди дучше разбирались в том, что их интересует. В том, с чем им чаще всего придется иметь дело.
5.2 И здесь - стоит вопрос о востребованности и престиже культурной образованности в обществе. Пока "ботаник" - ругательство, а "настоящий герой" - жесткий и агрессивный болван с накачанными мышцами, никакие ухищрения преподов ситуацию не изменят.
Можно заставить формально "проходить" что угодно, но все будет делаться на "отцепись". Кое-как отбрехаться и забыть.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   17.07.2016 18:09     Заявить о нарушении
"Традиционно образование строилось на заучивании" - ну, не знаю, где это было, таблицу умножения заучивал, разве что. Мне со школой (окончание 1963) повезло. Да и учителям тоже.
Сейчас учителям трудно, а ученики рады всё делать на "отцепись" - к ЕГЭ по нужным предметам (обществознание - самый популярный предмет) подготовлюсь, остальное мне не нужно. И получаются обществознающие дебилы.
Дмитрий

Геннадий Маков   17.07.2016 19:13   Заявить о нарушении
Это было всегда и везде.
Изначально.
Книги в древности были очень дорогим удовольствием, если они вообще существовали по требуемому вопросу.
Поэтому обучение строилось на запоминании речей учителя, на заучивании написанного им.
Справочной литературы, тем более поисковиков - не существовало. Доступ к книгам - сложен и не всегда возможен.
Да и выработанный стереотипов и правил изложения и построений учебников и научных трудов не было.
Даже дрквние кодексы законов - предстают перед нами аморфной массой, в которой часто трудно уловить какую-то логику.
Чтобы чем-то пользоваться и что-то сопоставлять - требовалось все это иметь в памяти. Причем дегко извлекаемой.
Та же лекционная система - пережиток старых времен.
Хотя давно уже намного проще и эффективнее работать с печатным материалом, чем ловить на лету и конспектировать, а потом мучительно припоминать.
Сие было оправдано только в средние века.

В школе - задача выращивания творческих личностей - никогда и не ставилась.(если всерьез а не науровне розовой или пропагандистской болтовни)
Задача школы, грубо говоря, ликвидация безграмотности и не более.
Задача школы - образовать ВСЕХ.
А всех можно обучить только на уровне - заставить что-то заучить.
Поскольку как уровень интеллекта, так и уровень и направленность мотивации у весх разные.
Но даже и на этом уровне школа не очень-то хорошо справляется...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   17.07.2016 20:11   Заявить о нарушении
//Задача школы - образовать ВСЕХ.
А всех можно обучить только на уровне - заставить что-то заучить.//
Тимофей, ну не у всех же один уровень, учителя, там где я учился, подходили к этому дифференцировано, и это у них получалось. Была развита помощь отстающим, и это было вовсе не показухой, а в полном осознании коллективных усилий. И занятия с отстающими, и подсказки, и шпаргалки, и школьные кружки - всё в общем дружном виде.
Впрочем, и современные школьные коллективы дружные, но не в направлении учёбы.
В Штатах и того далее, по отзывам людей, живущих там, дружат не в классах, а факультативно, по интересам - в кружках, в студиях. А собственно класс похож более на собрание случайных людей. И педагоги разных дисциплин совершенно разобщены друг с другом.
Кстати, неправильных педагогов ученики отстреливают. В Штатах началось, и мы вслед за ними. И это тоже результат смены системы образования.
Дм.

Маштаков   18.07.2016 02:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.