С улыбкой
Это была не первая учительница, сорокалетняя Ирина Николаевна, с которой у Неё вышел конфликт уже на вторую неделю обучения. На Её вопрос о том, почему же Она, прочитавшая текст из букваря лучше всех в классе, получила оценку меньше, чем другие, прочитавшие гораздо хуже Неё, Ирина Николаевна спокойно парировала тем, что они-то читать не умеют, а вот Она знала и умела больше их, а, следовательно - с Неё и спрос другой. Это было обидно, невыносимо, до щемящей боли за грудиной. Она до сих пор не может понять - педагогично ли, правильно ли поступила Ирина Николаевна тогда, запросто скинув со счетов то, что Она ведь тоже когда-то изучала эти буквы, складывала их в слога и фразы, да к тому же - в ещё в гораздо меньшем возрасте. Она для неё была - учительской дочкой, в пять лет записанной в библиотеку, потому что уже бегло читала, а книг в доме катастрофически не хватало, и поэтому сейчас, на уроке в первой половине сентября она должна была прочитать не "ма-ма мы-ла ра-му", а как выпускница Гарвардского университета. Она неделю не отвечала на все вопросы Ирины Николаевны и фраза:"Я старше тебя во столько-то раз, а значит во столько же и сильнее" - Её ни в чём не убедила. Позже пришло осознание того, что Ирина Николаевна говорила про всю Её, ещё такую маленькую, жизнь, со своим пускай крохотным, но опытом, а не про оценку. Да, Она уже убедилась, что с Неё спрос больше за те знания, которые Ей были даны. Так Ирина Николаевна, ничего не подозревавшая и довольная своей победой над крохой, была прощена и благостный мир их сосуществования воцарился вновь.
Она не могла списать странную неприязнь к Зое Павловне и на её пожилой возраст. Ведь другая Её учительница начальных классов, Любовь Дмитриевна, такая уютная и привычная мамина приятельница, была уже совсем не молода. Она лучше всех, возможно — даже лучше матери, знала, что представляет из себя эта Её ученица, особо не докучала и всегда была справедлива. К тому же у этой учительницы был потрясающе классический почерк, словно из прописей, которого Она, так же отличавшаяся во взрослом возрасте красотой почерка, так и не смогла полностью достичь. Это Любовь Дмитриевна, как-то прочитав Её школьную выпускную характеристику, где отмечались Её способности к гуманитарным наукам, заметила:"Что за ерунда. Кто вообще это писал? Тебе всегда легче всего давалась математика..." А ведь прошло уже много лет, как Она у неё не училась.
И вот опять очередная пытка коридором и предстоящей встречей с Зоей Павловной. Опять:"Здравствуйте". Опять бессилие перед собственной мимикой...
Зоя Павловна привычно начала урок, по давно забытым школьным традициям, раскрыв подаренную ей кем-то коробку конфет и скормив её ученикам (она никогда ни одной коробки конфет не оставляла себе, делала так всегда - проходила с ней по классу, всех угощая). А потом сказала тихим привычным голосом: "Я хочу поговорить с Вами о том, как мы здороваемся. У вас в классе есть девочка..." - и назвала Её имя и фамилию - "Дети, она всегда, здороваясь, улыбается человеку..."
Боже, где под партой какой-нибудь провал, куда можно было бы исчезнуть?!
Несколько пар глаз слегка скользнул по Ней, а большинство остались равнодушны, занятые больше конфетами, полученными от Зои Павловны. Но это было не важно. Она не боялась внимания посторонних ещё с малюсеньких лет, всё было куда проще и банальней,.. больней. Зое Павловне была абсолютно безразлична маленькая девочка, идущая навстречу и несущая ей, такой нелюбимой, свою улыбку, свой кусочек сердца. Да и не будь этой обязательной улыбки, которой Её никто не учил, эта девочка была бы для Зои Павловны серой мышкой с нормальной успеваемостью, не доставлявшей особых хлопот. А сейчас Она была - обычным «наглядным пособием», как это называется в школе, что-то вроде «стенда» с графиками или химического реактива в склянке, необходимого для проведения опыта.
Урок кончился. Никто не обратил особого внимания на эти слова Зои Павловны. По крайней мере - Она этого не почувствовала. После уроков Она каталась по полу со своей школьной подружкой, увлечённо-ожесточённо вцепившись в волосы друг другу, а двое пацанов-одноклассников, ходившие вместе с ними в эту школу, терпеливо ждали, сидя на подоконнике, когда же девицы перестанут в очередной раз выяснять отношения и можно будет обычной компанией идти полчаса до своих домов.
Другой школьный день тоже не принёс ничего нового. Разве только маленькую радость — Её победу над собой - Она впервые смогла сухо поздороваться с Зоей Павловной, даже не пошевельнув уголками губ.
Иногда Она думает, что недодала этому миру света и тепла (но и он не был слишком к Ней щедр), иногда вспоминаются слова Ирины Николаевны:"Ты много знаешь, с Тебя и спрос - другой...". А иногда Ей думается, что Зоя Павловна была всего лишь обычный человек, который даже не подозревал, как ему было нужно после такого банального "здравствуйте" - увидеть улыбку ...
Свидетельство о публикации №111020300528
рассказ мне понравился, прочла с интересом...)))
А вот в чём бы мне хотелось бОльшей ясности:
"Это была не первая учительница, сорокалетняя Ирина Николаевна, с которой у Неё вышел конфликт уже на вторую неделю обучения." - это предложение непонятно.
А вот тут тоже не верится, что это всё, что сказала учительница: "А потом сказала тихим привычным голосом: "Я хочу поговорить с Вами о том, как мы здороваемся. У вас в классе есть девочка..." - и назвала Её имя и фамилию - "Дети, она всегда, здороваясь, улыбается человеку..."----то есть непонятно, с какой целью это сказано...Мне кажется, любой педагог бы добавил типа что-то: вот какая она славная, или: это так важно - когда улыбаются, здороваясть...Либо - от её улыбки становится радостно..." То-есть было бы какое-то пояснение к словам...А так - непонятно, для чего сказано...Ира, прошу простить и не обидеться...)))
Веснина Таня 13.05.2013 11:08 Заявить о нарушении
По первому вопросу отвечу, что наверно лучше объединить абзац, где оно находится, с предыдущим. А то ускользает смысл того, что девочка раздумывает о том, что возраст учительницы как-то влияет на их отношения. Буду думать, как сделать лучше )))
По второму вопросу тоже сложно ответить. Ведь девочка услышав, что разговор пошёл о ней, не ожидав этого, и , скорее всего, не желав этого, дальше уже не понимала происходящего, не слышала дальнейших слов учительницы. Я бы - точно не запомнила ))) Скорее всего, учительница хотела на этом примере научить детей приличным манерам, вежливости поведения )))
И снова повторю, что я не обижаюсь на вопросы, да к тому же знакомых. (По секрету напишу, что ещё и не такие разборы полётов бывают, так что - не стесняйтесь)
С благодарностью за внимательное прочтение, участие, долгое ожидание и пожеланием всего самого светлого и чудесного. Ирина.
Ирина Ергер 15.06.2013 08:40 Заявить о нарушении
Не переживайте, что с опозданием...Ведь у каждого свои обстоятельства...Я никогда на это не обижаюсь...))
Веснина Таня 15.06.2013 16:33 Заявить о нарушении