Воспитание Рождественским романсом
сложное понять, как воспитывать дитя, чтобы дать ему достаточно места удариться в другую сторону?
- Как нам дать ему место качнуться влево, чтобы потом его качнуло вправо?
Спросила она.
- Ты хочешь воспитать Рождественским романсом Бродского? Это срочка оттуда
«как будто жизнь качнется вправо,качнувшись влево».
Она сказала, что в английском есть такая идиома независимо от стихов Бродского.
Интересно знал он эту идиому, когда писал свой Рождественский романс или нет?
- Написан 61 году, еще до моего рождения, смешно звучит, как до Р.Х.
Много позже мы виделись с Бродским в Нью-Йорке, гуляли по 57 стрит, у Централ парка, почему тогда не вспомнились эти строки?
Ведь можно было спросить…
Мы лежали с ней в полумраке прохладной спальне и шептались о его романсе. Мы долго говорили о нем, потому что
Бродский считал РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС - пророческим, он выделял его из всего своего.
Посвятил Евгению Рейну, с любовью
Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.
Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.
Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.
Плывет во мгле замоскворецкой,
плывет в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.
Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних
и пахнет сладкою халвою,
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необьяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
28 декабря 1961
«Плывет в тоске не объяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый..»
Послушай:
"Надсада", звучит как "дасада" и этим определяет минорный (меланхоличный) аккорд дальнейшего романса.
Наверное, он пил за рождество, и все поплыло, в тоске необъяснимых предчувствий.
А он глядел, на ночной кораблик из Александровского сада, кто знает Питер, помнит кораблик, смахивающий на
желтую розу, из настроения Маленького Принца.
Родные в земле - их свет над головами, а прохожие на земле и что-то чувствуют.Перебираю его строчки:
«Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный ход сомнамбул, пьяниц»,
Она: Знаешь, а пчелы летают по кругу,
в таком полете есть безысходная замкнутость. «И такси с больными седоками выезжает на Ордынку», почему с больными седоками?
- Там на Ордынке много церквей, а Крестный Ход, бывает
на Рождество, значит, в хрущевскую оттепель, шестидесятые годы, люди пошли в церковь,а кто больной, того на такси везут. А Бродский идет в тоске и видит, на пути:
«В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец» - Смотрит, как иностранец фоткает
«и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.»
- Памятники, канеша, (что же еще снимать иностранцу?)
- Но они же не могут стоять в обнимку с особняками?
- На фоне стоят, но у него все плывет, сливается во мраке, он говорит же:
"Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице" - Это он и есть, печальный певец, идет по питерской столице и видит:
"стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый".
Потом:
"спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый".
Она улыбается:
Любовник, старый и красивый - тип с седым виском и букетом в целлофане.
"плывет в несчастие, случайный,
блуждает выговор еврейский"
- Почему в несчастии случайный еврейский выговор?
- Ну…под Новый Год, под воскресенье он слышит случайный родной ему еврейский говор... все же это Сочельник, а не Ханука, так, что еврейский, вполне, случайный
- А почему в несчастии?..
- Ну, синагоги-то нет – воты несчасный, притесненный знчт.
"И от любви до не веселья
Под Новый год, под воскресенье,
Плывет красотка записная,
Своей тоски не объясняя."
Она улыбается:
- Кто эта красотка? Девушка, гордая одна идет в ночь поссорилась с любимым? - Сняла решительно пиджак наброшенный?
- Нет: ( хотя, думаю, у него записная, видимо, от красавицо писанное)
- А может, папочка, она идет красотка записная, по записи, на платную любовь. “от любви до не веселья”. (вот и качнуло влево, чтобы качнуться вправо)
- Думаю нет.
- Почему? - Ведь у Бродского явно ни та девушка, что пела у Блока, в церковном хоре.
Та девушка, пела:
«о всех усталых, в чужом краю,
о кораблях, ушедших в море»,
о бедных страдальцах и голос той девушки был сладок, и платье белое.
- Ну, да..."Я любил раньше девушку в белом, а теперь я люблю в голубом"...Это Есенини, уже про другую девушку.
- Про свою?
- Не знаю... может сначала он любил девушку Блока, а потом полюбил красотку Бродского, а уж потом свою в голубом…
- И на розовом коне! – смеется она - Я любил тебя, опавшим кленом на розовом коне!
- Нет, опавшим он стать не успел - молодым погиб, стал заледенелым кленом.
- А каким успел?
-Мгмм... Калённым клёном, раскалённым...
В начале когда жизнь летит на розовом коне, мы, любим девушку в белом, а потом уже когда на Пегасе, другую любим… в голубом...
- А, в красном когда?
- ... до этого цвета русские поэты, обычно, не доживают... Но, какую б не любили, а мечтают о той, у которой, луч на белом плече.
- А те люди, что пошли на чужбину искать другую жизнь... Нашли?! –
Она смотрит и ждёт моего – «Да»
- Нет. Там, у Блока – Всем ка-за-лось:
Казалось, , что радость будет… Что в тихой заводи все корабли… в заводе тихой, а они на самом деле в море штормовом.
«Что на чужбине усталые люди»
«счастливую жизнь себе обрели».
-Точно, как мы - на чужбине?
- Почти.
- Девушка Блока пела, и они ей верили, думали всё о,кей! Да? А на самом деле не о,кей?
- Нет, не о,кей, потому что ребенок плачет.
- Почему он плачет?
- Он знает правду. Он же высОко у царских врат!!! Причастен к тайнам.
«И только высоко у царских врат,
причастный к тайнам плакал ребенок
О том, что никто не придет назад».
- И мы не придем?
-Не придем.
- А, что это за ребенок?
- А ребенок этот - девочка!
- Почему, именно, девочка?
- Потому что причастность к тайнам - это обряд крещения.
Мальчика окунают в купель и заносят в алтарь, а девочке в алтарь нельзя, ее поднимают на вытянутых руках перед алтарными вратами, они золотые, как царские,ее держат высОко, и она причащается к тайне - к таинству обряда крещения.
Младенец плачет от неудобства, но поэту кажется о том, что никто не придет назад.
(потому что этот мир мы покидаем навсегда, бесповоротно)
Что может быть глубже тихой заводи и кораблей? Точно он чувством под ил нырнул.
Незаметно мы качнулись от девушки Бродского к девушке Блока.
- Да… у них слишком разные девушки.
У Блока девушка церковная певунья, с голосом сладким, как Рождественская халва - девственная девушка.
А у Бродского – распутная красотка.
У той голос был звонок, летящий в купол,
а у этой наверное с хрипотцой - от любви до не веселья…
У Блока девушка пела, а младенец – девочка плакала , глаголила устами истину о том, что никто не вернется - зря, мол, люди надеются.
Блок написал про «Поэта Девушку, и Младенца.
А у Бродского - «красотка записная своей тоски не объясняя», потому что объяснять такую тоску,все равно, что рассказать, за что сидел.
«Дрожат снежинки на вагоне» - ехать предстоит, а «мед огней вечерних льется» - люди не спят, Сочельник, свет тянется из окон, и пахнет халвой
- Зачем он сказал сладкою халвою, будто халва бывает не сладкая, что горькая?
- Для меня его халва ни вкус, но запах праздника. Праздники - пахнут.
Новый Год - мандаринами и хвоей. Март - мимозками, особенно, восьмое! Май - вербы да гвоздики...
А Рождество – сладким - халвою…
"Ночной пирог несет сочельник над головою»
- А, что за ночной пирог над головою?
- Ну, что, как ни Луна?! - Луну испек!
А еще у него в сонетах к Мари Стюарт:
...«Подруга на плече... Луна, что твоей генсек в параличе»
Это он про ее Генриха Стюартового. А лицо у луны бывает бровями домиком, какгбэ скорбит.
Луна магнитит взгляды, люди через все века взглядами на луне встречаются Леонардо смотрел и Лермонтов….и ты, и я. На Селене - во все века люди и волки встречаются взглядами... а свиньи никогда не могут узреть.
- Почему же?
- У них головы не поднимаются.
Может потому Магометане – не едят свинью, что она неба не видит. А когда на Руси иго было татарское, то украинцы, Русь тогда была Киевской, свиней разводили, чтобы поработители,не все их добро могли сжирать
- И они не сжирали?
- Не знаю, но мусульмане не едят свинину. А поедут за оброком, дань собирать, видно полный воз навалят.
- Откуда это видно?
- Из пословицы: “что с возу упало, то пропало!” Значит, в телегу не уместилось, такая гора, что свалилось сверху, то прапало, то уж хозяевам оставят, потому что не увести. Но ты это, на карандаш не бери, это мое понимание, а официальные версии может другие.
Наверное от иго и пошло - “незваный гость хуже татарина”.
- А я помню, эту предъяву, что «хуже татарина», национально задевает, тогда наши переделали Ок! – "незваный гость лучше татарина!" Значит, хорошо, что монголо-татары религию свою не откорректировали под украинский шнапс?
- Да, все равно!
- Почему?
- Потому что нельзя попасть в рай одной религии,не угодив за это в ад десяти других!
«Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского»
- Темно синяя волна, что это?
- Может полночь - время суток, в полдень ведь золотая волна, желтая, и он «средь моря городского», «СРЕДЬ» это посредине - в центре.
МИР – центр - ПОЭТ.
Город покачивается, как море, а поэт – плывет в тоске необъяснимых предчувствий, буд-то знает, что качнет его судьбу влево, чтобы потом вернуть вправо.
- Наверное чувствовал о чем пела девушка в церковном хоре, что и он станет усталым в чужом краю.
«как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба"...
Бродскому тоже кажется, как Блоку - как буд-то это же не по-настоящему.
«как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево».
- Депортировали из России, жизнь качнулась влево, а на на чужбине, Нобелевскую премию дали - вот он свет и слава.
И жизнь его, качнулась вправо, качнувшись влево.
Расцвело. Сын принес мне воды со льдом, для поджелудочной.
Пью мелкими глотками, приступ утихает: холод, голод и покой такое лечение.
Она дремлет, думаю о крошке, что еще не родился -
Как ему дать достаточно места качнуться в нужную сторону?
Две девушки Блока и Бродского, и один младенец у церковных врат обрисовали траекторию маятника судьбы.
Так, незаметно убаюканные рождественским романсом, мы тихонько юркнули в сон.
_____________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТЬ 5
http://www.stihi.ru/2011/02/06/2005
Свидетельство о публикации №111020205302
Сан-Торас, у Вас превосходная внутренняя структура, организация. Правильная. Энергия + точки сборки ("облако сборки") + вектора развития + облако приложения усилий = облако реализаций :)
Даже если не все описанное - правда. Но это уже не так важно.
Кто-то из перфекционистов, помнится, относился к жизни как к произведению искусства... О! Уайльд :)
Омагодан О 30.07.2011 21:03 Заявить о нарушении
Уж одарили - не меня, но сущность сотворчества!
- утащу это Ваше облако в штанах!
В какой-нибудь ямбус
ИбО сборка облака, как лепка волны
и мускула ветра – тащит ноздри!
А запах обояет осизимо.
Тут вам не расхристанным веником чувств
по облакам небёс мести!
Да мести! – Сгребать, облачную перьевость, в кучу своего стиша,
как какую-нибудь листьевую горку в сизон очей очарованья.
«Он пришел, а ты ушла
Он ушел, а ты пришла»…
Это уже:
«Все выше поднимаются ступени
Ни на одной из них нам нет покоя
Мы созданы божественной рукою
Для дальних странствий не для наслажденья».
Герман Гессе.
Хотя дальнее странствиё и есть наслада впечатлений,
да чувства громадьё.
Вы переводите Омадригал, а это лучший
способ вникнуть в недрО и зачароватца.
Перевод – переправа.
А вы поэт-паромщик в иную, иноземную речь.
Примите уж мой инверс мадригальный, потому, как слово
Магадан, откликается во мне немножко как слово Освенцим,
но это может быть, субъективно.
И смягчаецца вашими тремя О не утешая его искомые три А.
И ваше ООО эхом пронзает его ААА и выходит
Магадан: ОООААА!!! - Болевой звук, что раздаецца от литеров
Через муки накрывшие, тьму заморенных душ.
И они, засыпанные этим звуком, в шихтовую руду Магадана,
Не дают мне покоя.
Не призываю, дорогой Омадригал, разделить эти смятенья,
ИбО понимаю, что много своих красот там имеетца и вошебств,
Но мне не полюбить чудище заморское, хоть завали букетами
Аленьких икебан.
Потому ужо буду мадригалить вас, О магодан о занозки своих отношений
К всему соприкосаемому.
Оно может и тёмен ход моей мысли, но для ваших просветов могзовых
Вполне я думаю прозрачноясен.
Сан-Торас 31.07.2011 02:32 Заявить о нарушении
И, между прочим, из всего Гессе извлекли для иллюстрации мое любимое четверостишие...
Как его там, главного героя,
Я "Игру в бисер" читал Бог знает когда, но именно это вштырило.
А сейчас потихоньку скатываюсь к реализации прочитанного :)
Ваш анализ синтетического моего ника - увы, слишком близок к моей исходной версии. Я хотел много, много, много вариантов. В мало, мало букв. Там еще был один пласт, который Стихира зарубила, а Вы вычислили - ОмагОданО - в духе братьев - акробатов начала прошлого века. Счас уже это забыто, типа "2-Запоточные-2", а я собирал на макулатурных завалах журналы типа "Природа и люди", и меня это вштыривало-2...
Короче, все мы вторичные, но некоторые вторичны по определению, а некоторые - по - пожеланию окружающих :)
Омагодан О 31.07.2011 03:00 Заявить о нарушении
Омагодан О 31.07.2011 03:17 Заявить о нарушении
ИбО не догоняю по конкретике.
Сан-Торас 31.07.2011 04:08 Заявить о нарушении
http://litfest.ru/_ld/13/1301_Single_tone01.mp3 - вот, послушайте, я еще музыку пишу иногда по настроению. Так же, как вы - красками, я иногда ложусь и импровизирую на миди-клаве, ночью. Интересно было бы, если зацепит, увидеть ваш светоотклик.
Омагодан О 31.07.2011 11:07 Заявить о нарушении
Омагодан О 31.07.2011 11:13 Заявить о нарушении
Мне про вызоф неясно.
Сан-Торас 31.07.2011 11:26 Заявить о нарушении
С другой стороны, каждый все же уникален, оригинален - и активен (люблю активную протоплазму!)
Несколько человек способны гораздо на большее, чем один, если они объединяют усилия.
Так создаются бизнес-корпорации (партии, союзы, кланы, преступные группировки, каждый со своими внутренними законами и векторами развития), но в искусстве подобные вещи достаточно редки. Хотя примеры есть - Ильф и Петров, Гривадий Горпожакс, Карцев и Ильченко...
Поскольку мы и так все равно что-то творим, почему бы не сконцентрироваться на чем-то одном, некотором объемном проекте?
Причем таком, который явно не под силу одному.
Что это за "камень", который мы не можем поднять в одиночку, я не знаю пока. И в этом - первый вызов :)
Омагодан О 31.07.2011 11:43 Заявить о нарушении
Так вот америкосы, особенно большие пизнасмены, организуют "группы силы".
Человек пять разных профессий. Врач, адвокат, художник, экономист и т.д.
Раз в месяц - пикник галстуки, белые воротники рассупонь -
обсуждаем проблему каждого.
- 5-ть мнений, что с этим делать, как быть. Очень эффективно! ПО здоровью врач, по баблу экономист и т.д.
Меня любят, как креатив, потому что помимо америки, что-то знаю, но они удивительны, умны и благодарны. Многому взаимо обучаемся и черпаем друг друга.
Да союз это здорово. Обожаю это! Не занаю, как Палад, но я в восторге.
Сан-Торас 31.07.2011 13:01 Заявить о нарушении
Стыдно гостя на грязной тарелке принять.
Р. сказал мне, что Михалковы кормят посудой, а я еще и не мытой. Спасиб. и Улыб.
Сан-Торас 31.07.2011 13:07 Заявить о нарушении
Найдите в Инете и посмотрите фильм "Не думай про белых обезьян" (2008) - он того стоит.
Омагодан О 31.07.2011 13:15 Заявить о нарушении
Группа силы - почти как у Кастаньеды. В самом деле, если даже тупорылые гопники сбиваются в стаи, чего можно достичь ментальным слиянием продвинутых - а вас с Паладом я причисляю к таким, ну и себя тоже, без лишней скромности - индивидуальностей?
Главно, чтобы комплементарно было, взаи-модо-полняюще и о-бого-щающе :)
Омагодан О 31.07.2011 13:25 Заявить о нарушении
Вот так нужен мне Палад.
Сан-Торас 31.07.2011 13:38 Заявить о нарушении
Палад 31.07.2011 17:09 Заявить о нарушении