Запрещенные пьесы... Привидения. Генрик Ибсен
Действующие лица: Освальд Алвинг, фру Элене Алвинг, пастор Мандерс, Регина Энгстран, столяр Энгстран
Экранизации: «Ghosts (Приведения)» (1915; в 1919 г. вышел под названием «The Curse (Проклятье)»); «Henrik Ibsen's Ghosts (Приведения Генрика Ибсена)»
«Приведения» - социальная драма. В ней исследуется процесс разрушения семьи, существование которой построено на лжи.
Вдова Алвинг ушла от своего мужа-волокиты, но вернулась, вняв увещеваниям самоуверенного пастора Мандерса, который призывает ее сохранить семью, несмотря на измены капитана Алвинга. Из диалога становится понятно, что у капитана была интрижка с горничной, которая забеременела и бросила ребенка. Его взял на воспитание местный столяр Якоб Энгстран, которому платят за хлопоты. Фру Алвинг понимает, что ее брак – сплошное притворство, но она изо всех сил старается скрыть происходящее от своего сына Освальда. С этой целью она отправляет семилетнего мальчика в парижскую школу.
Освальд возвращается через несколько лет, не застав отца в живых, и по-прежнему пребывает в неведении относительно прошлого своего родителя. Чтобы окружить память мужа уважением, фру Алвинг строит сиротский приют его имени – достойный памятник, который, как она надеется, повлияет на общественное мнение и очистит доброе имя от скандальных ассоциаций. Во время строительства приюта у Освальда начинается роман с Региной Энгстран. Он не знает, что она его единокровная сестра – дочка капитана Алвинга и горничной. У Освальда обнаруживаются симптомы унаследованного сифилиса, причем по ряду признаков – это последняя стадия болезни. Перед тем, как фру Алвинг удается рассказать сыну об их с Региной родственных связях, дотла сгорает приют. Приступы болезни Освальда становятся все более жестокими, он близок к безумию. А Регина узнает об их родстве и оставляет его.
Пьеса заканчивается сценой с умирающим Освальдом и фру Алвинг, которая осознает, что им не убежать от призраков прошлого.
ЦЕНЗУРНАЯ ИСТОРИЯ
Мировая премьера «Привидений», представленная в Чикаго гастролирующей норвежской труппой, вызвала ажиотаж, но попыток запретить пьесу не было.
Премьера пьесы в Германии состоялась 14 апреля 1886 г. в Аугсбурге, перед специально приглашенными зрителями. После нее разгорелась полемика, в которую первое публичное представление на «Свободной сцене» в 1890 г. только подбросило дров. Возмущение вызвали темы венерического заболевания и супружеской измены.
В Англии пьеса была запрещена к постановке, потому что в ней не демонстрировалось должное уважение к институту брака, а также из-за табуированной темы дурной болезни.
Эдвард Ф.С. Пиготт, английский театральный инспектор, отказался разрешить пьесу, недвусмысленно высказав свое неприятие всех сочинений Ибсена:
Это все, что я могу сказать. Я довольно тщательно изучил драмы Ибсена - все персонажи в пьесах Ибсена кажутся мне морально увечными. Героини – неудовлетворенные старые девы, которые смотрят на брак как на монополию; или неудовлетворенные замужние женщины, которые все время бунтуют не только против положения, которое природа навязала их полу, но и против своих супружеских обязанностей и материнского долга. Что касается мужчин, то все они – плуты или придурки.
Его преемник, Джордж Александр Редфорд, который стал театральным инспектором в 1895 г., был также враждебно настроен по отношению к пьесе: «Ибсеновские “Привидения” были отвергнуты инспектором Пиготтом. Они никогда не будут разрешены». Цензоры отклоняли пьесу, называя ее «богохульной» из-за фальшивого брака фру Алвинг и «отвратительно непристойной» из-за упоминаний о тайной жизни капитана Алвинга, плодом которой стали незаконнорожденная дочь и болезнь сына. Отсутствие официального разрешения не помешало Дж.Т. Грейну найти театр, в котором его «Независимый театр» мог осуществить постановку. Грейн пытался освободить современную драму от ограничений, налагаемых консервативными театральными руководителями и официальной цензурой, однако большинство театров опасались правительственных преследований. Кейт Сэнтли, директор театра «Ройалти», позволила дать одно представление пьесы 13 марта 1891 г., однако вскоре у нее возникли опасения в связи с этим разрешением, она боялась потерять театральную лицензию. Сэнтли написала в Канцелярию лорда Чемберлена, чтобы получить изложение официального взгляда на сочинение Ибсена, и была заверена, что помех для единственного представления нет – если только оно будет полностью частным. Общественный интерес к постановке был очень велик: Сэнтли была завалена 3 тысячами заявок на билеты. Газеты задолго до представления начали писать о грядущем событии. Особенно много они спекулировали на вопросе: может ли постановка с такой обширной аудиторией считаться «частной». Многочисленные журналисты посетили представление. На следующий день на страницах газет появились рецензии-филиппики: обозреватели называли пьесу «отвратительным ночным кошмаром», «омерзительным и тошнотворным анатомированием порочной человеческой природы» и «отвратительной драмой, подробности которой выглядели бы неуместными в любой статье, за исключением статьи в медицинском журнале». Шумный протест журналистов утвердил цензоров в мысли, что, отказывая пьесе в лицензии, они действуют в интересах общественного мнения. Грейну, однако, по-прежнему поступали многочисленные заказы на билеты, которые он надеялся выполнить, организовав еще одно представление в театре «Роялти». Но Сэнтли слишком боялась потерять лицензию и на этот раз отказалась сдать театр в субаренду. Ни один другой театр не захотел рисковать, это заставило Грейна бросить попытки». «Независимый театр» решил ставить только официально одобренные пьесы.
Запрет был снят во время Первой мировой войны. Британский Совет цензоров кинофильмов разрешил демонстрировать американский фильм «Приведения» войскам, ибо наряду с другими фильмами, посвященными венерическим заболеваниям, он обеспечивал образование солдат.
В России первые переводы и постановки Ибсена появляются в 1880-х гг. В 1892 г. вышел перевод К. Бальмонта книги Г. Иегера «Генрик Ибсен. (1828-1888). Биография и характеристика». В качестве приложений в книге были напечатаны отрывки из «Бранда» и «Привидений». Начальник Главному управления по делам печати Е.М. Феоктистов в докладе министру внутренних дел пересказывает со слов биографа политическую программу Ибсена: «полный антагонизм между государством и индивидуумом». И резюмирует: «Почти все герои ибсеновских драм осуществляют резкий протест против существующего социального строя». Неудивительно, что книга была запрещена постановлением Комитета министров 19 мая 1892 г. и сожжена.
Первое представление «Приведений» на русской сцене состоялось только 7 января 1904 г. в петербургском театре Неметти.
http://agr-e.livejournal.com/7014.html#cutid1
краткое содержание http://briefly.ru/ibsen/prividenija/
Свидетельство о публикации №111013107057