Чужое перо. третья часть
Мой читатель и друг! Если помнишь – зимой
Мы расстались в последней главе,
А сегодня, попутчик взыскательный мой,
Мы идём по июльской траве.
Мы вернулись туда же, где начат рассказ,
В тот же город, где вырос герой.
Всё знакомо, всё тешит и радует глаз:
И деревьев, чуть выросших, строй,
И знакомый нам сквер, и тропа, что вела
В дальний угол, в глухие места, –
Только нынче травою она заросла,
И скамейка под клёном пуста.
…Вспомнишь юность ли ты, время вспять обратив,
Приоткроешь семейный альбом,
В город детства вернёшься – щемящий мотив
Зазвучит в возвращенье любом.
Эта нежная память о давнем, святом,
Грусть о прошлом, которого нет,
Ностальгия – извечный и горький симптом
Неизбежной поспешности лет…
Всё – такое, как раньше, а ты – не такой.
Где наивность, и свежесть, и пыл?
И реликвии перебираешь с тоской:
Сколько ты их за жизнь накопил!
А ведь сколько растаяло, скрылось из глаз,
Будто след на воде за кормой…
…Но вернёмся к нему. Был великий соблазн
Рассказать, как он ехал домой,
Что он думал и чувствовал в долгом пути,
Возвращаясь к родимым местам,
Как он встретился с ней… Но, читатель, прости –
Ты легко это сделаешь сам.
Подскажу: увидал… И качнулась земля...
И потом, будто в сладостном сне…
Дальше – хочешь, додумывай, слёзы лия,
Я пока постою в стороне.
Представляй – я не буду тебя торопить –
Каждый жест, каждый штрих и фрагмент…
(Раз уж должен читатель соавтором быть –
Для сотворчества самый момент.)
Можешь волю фантазии дать – и посметь
Подглядеть, как сливались уста…
Но о счастье писать скучновато, заметь,
Да и цель моя, в общем, не та.
Опущу смакованье любовных утех,
Руководствуясь мыслью простой:
Счастье личное в общем-то схоже у всех,
Как когда-то заметил Толстой.
Словом, друг, ты поспешность мою извини:
Я бестрепетно перелистну
Свадьбу – пир на весь мир – и медовые дни...
И к супругам поздней загляну.
2.
По прошествии первых супружеских лет,
По привычной катя колее,
Сохранить первозданности бережный свет
Удаётся не каждой семье.
Но они – сохранили. Но им – удалось
Не растратить живое тепло,
И всё то, что они пережили поврозь,
Лишь на пользу их чувству пошло.
Не иссякла их нежность, и слово «люблю»
Не приелось ни ей, ни ему.
...Но, читатель, от темы я вновь отступлю
И к герою вернусь своему.
Я давненько предвижу законный вопрос:
Отчего я рисую его
Так небрежно? – про внешность, комплекцию, рост
Неизвестно почти ничего.
Критик вправе сказать: «Я никак не пойму –
Чем он занят, помимо семьи?
Где работает он? И учился чему?
Есть у жанра законы свои!
Как представить портрет, если так он размыт,
Словно блик на текучей воде?
Всё абстрактно: наружность, профессия, быт…
Где детали? Конкретика где?»
Я согласна: конкретикой повесть бедна,
Маловато подробностей в ней.
Я могла бы назвать города, имена
И фамилии дать позвучней.
Описала бы лица, одежду, жильё,
А не только изгибы судьбы –
Только стоит ли вешать на стену ружьё,
Если нету причин для стрельбы?
Пусть детали б украсили повесть мою –
Но ведь суть-то я вижу в ином,
Оттого я героям имён не даю,
В нарушенье канонов и норм.
Но и так, без единой конкретной черты,
Я их вижу, реальных вполне,
И надеюсь, читатель, – сумеешь и ты
Углядеть всё, что видится мне.
Ты почувствуешь тихое счастье семьи,
Где ни розни, ни ревности нет…
Так что я продолжаю... Герои мои
Вместе прожили несколько лет;
Мир, совет да любовь в их уютном дому,
И судьбе благодарны они…
Лишь одно до поры отравляло ему
Безмятежно счастливые дни.
Всё прекрасно: очаг, золотая жена,
Сладкий шёпот до самой зари…
Но когда о стихах говорила она,
У него холодело внутри.
Если честно – вначале, на первых порах
Он хотел ей открыться до дна,
Рассказать всё как есть… Но панический страх
Не давал: а простит ли она?
Он смертельно боялся её потерять –
Долгожданную радость свою.
И со временем начал себя уверять,
Что признанье разрушит семью.
Он твердил себе: «Главное в жизни – она.
Я её никому не отдам.
А терзанья и ложь – это счастья цена,
Мой удел. Я плачу по счетам.
Может, этот мой крест – тяжелее других!
Но уж лучше на совести груз,
Чем возможность услышать из уст дорогих
Приговор: «Ты обманщик и трус!»
Нет, во имя любви – я обязан молчать,
Имитировать творческий дар…»
И с годами почти перестал удручать
И рассеялся этот кошмар.
…«Имитировать дар!» Сколько силы ни трать,
Хоть сиди до седьмых петухов –
Не подделать талант… Выручала тетрадь
Привезённых когда-то стихов.
Поощряемый блеском восторженных глаз,
Не нарушив молчанья зарок,
Он разумно, рачительно тратил запас
Тех, давно переписанных строк.
Он играл, как в театре: сидел допоздна,
Хмурил брови и грыз карандаш –
И смеялся, когда говорила она:
«Ну когда же ты книгу издашь?» –
«Нерезонно! – шутил. – За изданье – плати,
А доход не окупит чернил!» –
И, по правде сказать, уже верил почти,
Что стихи эти сам сочинил.
День за днём, восхищеньем её окрылён,
Он вживался в приятную роль –
И привык. И не вздрогнул, когда почтальон
Заказную принёс бандероль.
И ни внутренний голос, ни вещие сны
Не шепнули, как он рисковал
В ту минуту, когда на глазах у жены
Злополучный пакет открывал…
______
«Здравствуй, друг! Ты небось и не помнишь меня –
Ну ещё бы! – прошло столько лет…
Но взбодри свою память, старик: это я –
Твой давнишний приятель-сосед.
Я тебе не писал – всё дела, извини:
Дом, работа, детишки, жена…
Но нет-нет – да и вспомню прекрасные дни,
Институтские те времена –
Может, самые лучшие годы в судьбе…
Помнишь ту, со стихами, тетрадь?
Помнишь, как мы признались – ты мне, я тебе –
В общей страсти: бумагу марать?
Помнишь, я попросил: мол, прочти, оцени –
И, по правде, не знал, не гадал,
Что похвалишь стихи… А недавно – взгляни! –
Я решился – и книгу издал!
Ты мне первым сказал, что пишу я не зря,
Что тебе, мол, меня не догнать –
Потому-то, друзьям эту книжку даря,
Я обязан с тебя начинать.
Друг, спасибо тебе! Ты меня окрылил,
Ты в себя мне поверить помог.
Был бы рад, если б ты мне часок уделил
И черкнул бы мне несколько строк».
_______
Мир померк. «Вот и всё… Вот такие дела…
Жизнь окончена… Сам виноват…
Поделом…» А любимая книгу взяла
И раскрыла её наугад…
Он упал на колени… Читатель, боюсь
Продолжать: это будет смешно.
Так и чувствую: на мелодраму собьюсь
Из архивов немого кино.
Я опять предлагаю домыслить тебе –
Как он ноги её обнимал,
Как он голос срывал в безутешной мольбе,
Как он плакал и руки ломал.
Погляди, полюбуйся, проникнись, измерь
Весь накал и страстей глубину,
Сострадай и злорадствуй… Доволен? Теперь
Мы послушаем лучше жену.
«Поднимись. И не плачь. Твои слёзы – вода.
Ты солгал мне – а я не солгу.
Я бездарность простила б тебе без труда,
Но обман – извини, не могу.
Перестань, не клянись. Не болтай чепухи.
Душу попусту мне не трави.
Это он, а не ты, посвящал мне стихи,
Это он мне писал о любви…
А теперь отпусти меня. Я не сбегу.
Или выйди – и свет погаси.
Разлюбить я, наверно, тебя не смогу –
Но и верить уже не проси…»
3.
Нескончаемый ливень лупил по окну,
Грохотал водосточной трубой.
Он стоял у окна и глядел в вышину,
Словно видел кого над собой.
Там, в сумбуре ночной взбудораженной тьмы,
В застилаемой ливнем дали
Облаков клочковатых летели дымы,
Словно прочь его счастье несли…
И под ветреный гул, завыванье и свист
В этом облачном сером дыму
Он, воспитанный сызмальства как атеист,
Бормотал, сам не зная кому:
«Что мне делать, мой Бог? Если только ты есть –
Умоляю тебя, подскажи!
Этот крах и позор – справедливая месть…
Я за годы чудовищной лжи
Заслужил наказания, кары любой…
Я не верил в тебя до сих пор –
Но к кому мне идти? Вот я весь – пред тобой:
Святотатец, обманщик и вор…
Что мне делать теперь? Научи, вразуми!
Я любою ценой заплачу!
Лишь Её, лишь любимую не отними –
Без неё я и жить не хочу…»
Он шептал, будто бредил: про ложь, про любовь,
Причитал и винился в грехах…
И какая-то новая музыка слов
У него зазвучала в висках.
Что случилось, откуда наитье пришло,
Бог помог, или кто-то земной –
Но как будто бы вдруг распахнулось крыло
За уныло согбенной спиной.
Он застыл… Колыхались деревьев верхи,
В мутном свете чернели скамьи,
И звучали слова… Это были стихи.
Не чужие – иные. Свои…
Испытав потрясение, или испуг,
Он настольную лампу включил.
Что с ним? Мистика? Бред? Или исподволь друг,
Сам не зная того, научил?
Он писал. У него пересохло во рту.
Он про боль и про слёзы забыл –
Будто падавший в пропасть взлетел в высоту,
Будто тонущий взял – и поплыл…
4.
Он воскрес. Он обрёл благодать и покой.
Умолил о прощенье жену.
Всё прекрасно… И я своевольной рукой
Снова несколько лет пролистну.
Что писать? Улеглись роковые шторма,
Поросли катаклизмы быльём…
Если слишком дорога гладка и пряма –
Есть опасность уснуть за рулём.
Но когда то ухабы, то спуск, то подъём,
То гравийку размыли дожди…
Словом, спутник, держись – жмём на тормоз вдвоём.
Поворот. За дорогой следи!
_______
Золотое окошко горит в вышине,
Смотрит в ночь сквозь ветвей кружева.
Как давно он маячил вот в этом окне
И шептал покаянья слова!
Вот и он – мой герой. Узнаёшь ли его?
Возмужал, посолиднел слегка,
Снова счастлив в любви. И растёт мастерство,
И тверда, и умела рука,
И ясна голова, и душа горяча,
И сильны, и упруги крыла…
…Он сидел за столом, на машинке стуча,
И услышал: жена подошла.
Обернулся – и замер… Глаза холодны,
А лицо, как от жара, горит.
И слова – непонятны, нелепы, страшны…
Что такое она говорит?..
«Я поверила раз, и поверила два,
Всё забыла – и дело с концом.
Я дала тебе шанс – и была неправа:
Ты остался всё тем же лжецом.
Может, это болезнь? – Ну, к врачу бы пошёл.
Мне самой бы, безумной, к врачу…
На, читай, – и швырнула газету на стол, –
Больше я ничего не хочу…»
Что за чушь? Он ведь повода ей не давал,
Он отмылся от прежних грехов!
Он открыл разворот… Весь газетный подвал
Занимала подборка стихов.
Он читал и мертвел… Наваждение? Сон?
Что за имя чужое внизу?
Может, вправду – болезнь? Может, выдумал он
Всё, что было: молитву, грозу…
И тогда он припомнил забывшийся факт:
Год назад (или больше, чем год?)
Он неведомо где и неведомо как
Потерял со стихами блокнот.
Он хватился не сразу. Расстроен и зол,
Он искал его ночью и днём,
Перерыл на работе свой письменный стол
И квартиру поставил вверх дном.
Бесполезно, хоть плачь! То ли где обронил,
То ли просто запрятал куда…
Ну да ладно: стихи-то он все сохранил,
А пропал черновик – не беда.
Ни к чему горевать о таких пустяках!
На душе у него отлегло:
Всё, что было на тех, на блокнотных листках,
Он давно записал набело…
…Что ж, теперь всё сошлось. Стало всё на места.
Не психоз, не безумье, не сдвиг…
«Успокойся, родная! Разгадка проста:
Просто кто-то нашёл черновик.
Я его, наглеца, разыщу всё равно,
Это подлость, грабёж, воровство!..»
Но она безучастно глядела в окно
И не слушала больше его.
А потом повернулась к нему, подняла
Искажённое болью лицо –
И, как будто задумавшись, молча сняла
С безымянного пальца кольцо…
5.
«Боже правый, теперь-то я знаю: ты есть!
Это ты, это промысел твой…
Кто придумал бы мне изощрённее месть
И больней, чем удар ножевой?!
Боже мой, признаю – ты задумал хитро:
Одарить – а затем покарать.
Ты вернул мне любовь, ты вручил мне перо,
Чтобы всё это враз отобрать!
Ты, приняв покаянье, меня не винил,
Вместо кары награду даря.
Я твой замысел только теперь уяснил:
Нет прощенья! – и всё было зря…
Я попался в ловушку. Ты цели достиг,
Возвышая меня – и губя.
Для чего? Для того ли, чтоб я, еретик,
Богохульник – поверил в тебя?..»
_________
Всё, читатель. Простимся до будущих книг.
Продолженья у повести нет.
Я бросаю героя в мучительный миг,
Как Онегина бросил поэт.
Оставляю открытой работу свою
Для злословья, критических стрел –
А героя судьбу я тебе отдаю:
Ты в сотворчестве поднаторел!
Свидетельство о публикации №111013104013
Каверина Нина Ивановна 30.12.2022 17:50 Заявить о нарушении
Спасибо вам ещё раз. С наступающими праздниками! Радостей вам в новом году.
Любовь Сирота-Дмитрова 31.12.2022 09:28 Заявить о нарушении
Каверина Нина Ивановна 31.12.2022 17:38 Заявить о нарушении