Деньги. Часть 2. 7. Английская школа

   Как видно по всему, едва начавшаяся самостоятельная жизнь, совсем отодвинулась куда-то в сторону. Работа для того, чтобы как-то одеться, иметь что-либо для еды и даже отдохнуть, были необходимы при таких Лялиных болезнях и постоянной Лийкиной нагрузке: спокойное лето, море, фрукты. И теперь уже всё крутилось вокруг Лялиных успехов. Но при Лийкиной нагрузке, ей требовалась нередко помощь чисто профессиональная. Бывали вообще невозможные случаи. Так нередко она должна была быть однровременно в разных городах. Как только приближалась какая - нибудь дата, то ей приходилось ездить на соревнования в разные города, в школе в это время проходили академконцерты, а ещё в клубе, за копеечные деньги, она должна была выступить с танцевальным коллективом. И это не могло произойти без помощи друзей, которые, однако, охотно помогали ей. Но это и  как бы давало право
молодым людям ухаживать за ней. Отказать в этом она не могла, так как в следующий раз рисковала остаться без поддержки. Таким образом, у неё появился совсем не плохой профессионал баянист, который всегда выручал её во всех перепетиях и начал своё ухаживание одновременно с пониманием его необходимостми во взаимовыручке. Конечно, Лийке он очень был необходим, да ещё и весьма корректное отношение к ней ничего мрачного не рисовало её воображению, тем более, что он был только студентом консерватории то есть намного моложе неё и подвоха никакого она не чувствовала. Но время шло. Студент стал выпускником. И начал настаивать на официальном оформлении отношений. Лийка,сказав однажды
своему другу, что от этого ничего не изменится и добавила, что если начнутся какие-либо претензии или проблемы связанныке с дочкой, то всегда можно подать на развод, с чем он согласился. После этого она пошла с ним в ЗАГС.

   Пока Ляля занималась освоением всех новшеств в школе, Лийкина жизнь потекла уже в семейном кругу, в котором забот не убавилось, а только прибавилось, тем более, что она перешла работать в музыкальное училище концертмейстером совершенно случайно, благодаря встрече с вокалистом, который ей сказал, что ему надо вечером выступать на клубной сцене с арией  Дон Жуана В.Моцарта из одноимённой оперы, а  аккомпаниатора у него нет. Лийка работала в этом клубе тоже и предложила свои услуги. Вечером перед концертом они один раз прорепетировали и сразу удачно выступили на сцене. Затем Лийку этот учащийся музучилища притащил к своему педпгогу, у которого в этот момент не было концертмейстера. Так она там и осталась, покинув навсегда школу. Видимо, ей показалось этого мало и она  решила, что сможет закончить ещё один факультет консерватории, а так как Лийка была отличницей, то её приняли на третий курс, предварительно пройдя прослушивание.

     Муж, учёба, работа, Лялина английская школа... Надо было всё делать и успевать.
"Никто и никогда за тебя ничего не сделает": уставая думала Лийка. Мама не поможет , так как по первому требованию сестры Тины уехала в Москву, чтобы заняться воспитанием Дэна,  тогда, когда Ляля пошла в первый класс. Во втором классе Ляля подтянулась в учёбе, не- смотря на то , что очень много пропускала. Как только Ляля прешла в третий класс Тина с мамаой предложили Лийке отправить Лялю в Москву для перехода в московские школы совсем не бесплатно, оплпчивая её пребывание там ежемесячной пересылкой зарплаты и покупкой чешского пианино при наличии своего рояля. Такое предложение Лийка, естественно отвергла,
тем более, что при случившемся несчастьи, никто из собственной родни не оказал никакой помощи. Даже посторонние люди оказались ближе и теплее по отношению к её горю. Тогда у неё возникло представление о каком-то неясном злорадстве, зависти, соперничестве, желании каким-то образом перед мамой младшую сестру унизить. Такие моменты постоянно проскальзывали на протяжении жизни. Лийка часто это отмечала, умело парировала, но всё продолжалось, хотя она никак не могла понять - для чего это Тине надо, ведь в этом нет никакого смысла, тем более, что они сёстры.


    А Ляля, проучившись и освоившись с требованиями школы в пятом классе, в самом начале года пришла домой очень больной, С высокой температурой и пришлось вызвать скорую помощь, на которой её сразу увезли в ОХМАДЕТ, с диагнозом аппендицит. Когда Лийка пыталась попросить  врача скорой помощи проверить диагноз и не спешить с операцией он грубо и безапелляционнно спросил: "Вы врач?"
"Нет," жалобно ответила Лийка.
"Тогда не лезьте не в своё дело!" отрезал он. И скорая укатила с Лялей, а Лийке разрешили только дежурному врачу звонить, для того , чтобы узнать результаты. И она звонила( безрезультатно )до самой ночи. Только ночью телефон соединился и с другоого конца провода сообщили, что анализ не подтвердил наличие аппендицита и операции не будет. Через неделю Лялю вернули домой со справкой, в которой был написан диагноз: "ангигна с коликами в животе". Был субботний день, а температура у Ляли не поднималась выше 35 градусов. С такой температурой, Лия не разрешила идти в школу и посоветовала лежать дома. Вид дочери был совсем несчастный, аппетита не было никакого. Здоровьем лицо не светилось ни на йоту. А как дальше быть? Неизвестно. Тем более, что квартиру только поменяли , а где находится участковая больница ещё не известно.

    Обмен квартиры, который произошёл не только их-за маленькой площади, но и по настоянию матери, которая уже пять лет жила в Москве и вынуждеа была постояннго из-за прописки приезжать к себе домой через каждых пол года. И прошёл он не совсем гладко. Поиски смены двух квартир на одну, ничего в течение всех этих лет ничего не дал. Истоптав все ноги и потеряв всякую надежду на какой-либо результат, Лийка дала в газету объявление совершенно конкретно указав все негативы квартир и связала со своими требованиями. Перестала бегать по биржам, адресам. К ней тоже не очень торопились являться клиенты. Но как только в последний раз приехала мама и сказала, что если обмен не состоится, то она продаст квартиру. Лийка сразу поинтересовалась как она это сделает. Ведь продать квартиру в советское время было невозможно. Как потом оказалось её любопытство не было лишено смысла. Она хотела оформить брак с разводом. Но не успев  это осуществить, к ним пришла только одна семья и предложили подходящий обмен, но с общими удобствами и  реальной возможностью разделиться со временем. Мама дала согласие на обмен, подписала документы и таким образом у нас появилась новая квартира, в которой Ляля с началом учебного года и заболела. Все затраты происходили только те, которые были необходимы при переезде, т.е. оплачивалась работа людей по квитанциям. И все виды деятельности не превышали уровня зарплаты тех, кто оплачивал расходы. И тем не менее
о переезде на новую квартиру говорят - это тоже самое, что погореть. Но если бы всё происходило без приключений, это можно было бы перенести. А тут беды посыпались как из рога изобилия.    

    Вечером Лия пошла звонить в Москву на главную почту, которая находилась через дорогу.
Малышка начала проситься сходить вместе с ней. Лия отговаривала её, но так как та была неумолима, решила, что за время перехода  через дорогу, с Лялей ничего не случится. И, придя на почту, случайно они встретили бывшую Лялину медсестру, которая сразу спросила, что случилось с девочкой. Когда она узнала, что она уже лежала в больнице, сразу сказала где находится детская консультация нового района, сказала когда и где забрать  Лялину карту и предупредила:"Ей нужна скорая помощь, так как у неё желтуха". Завтра непременно
отведите в консультацию и всё сделайте как я сказала.

    На следующий день, с самого утра, отпросившись с работы, Лийка понеслась за картой, а потом пошла в консультацию с совсем больным и уже пожелтевшим ребёнком. Придя в кабинет врача,она узнала, что участковый врач отсутствует, так как ушёл в отпуск и медики решили собрать консилиум из трёх врачей: детского из другого участка, хирурга и инфекционного. Долго ли коротко они совещались, но вынесли "вердикт": аппендицит, решив, видимо, ребёнка зарезать, так как я показала справку из больницы и сказала, что Ляля пожелтела. Они, тем не менее, не обращая внимания на мои слова  тут же, велели  вызывать скорую помощь. Тогда она немножко схитрила, сказав, что домой всё равно надо ехать за тапками и халатом, так лучше пусть Лийке выдадут на руки направление, а она сама вызовет скорую помощь. Направление выписали и с очень больным ребёком они отправились домой, мужеству которой можно отдать должное, так как Ляля всё с большим трудом и без нытья выдержала. Из дома Лия вызвала инфекционную неотложку. Однако, по телефону спросили почему нет направления в инфекционную больницу. Пришлось объяснить, что направление есть, но не туда, куда надо.  "Ждите." был ответ. Вскоре приехала врач, которая после осмотра, сказала, что у Ляли запущенная форма болезни Боткина. Лийка положила на стол справку из ОХМАДЕТА и направление в бльницу. Врач бегло взглянула на эти бумажки и ужаснулась: "Я сама врач и не сторонник закладывать своих, но не мешало бы с таким диагнозом всех этих врачей отдать под суд".

    Так  у Ляли началась учёба в пятом классе. Пролежав в больнице с начала сентября до середины декабря, Ляля вернулась домой очень слабой. Кроме всего прочего, ей требовалась постоянная диета, которой Лийка занималась ежедневно. Все возможные и невозможные средства уходили в больницу на лечение, а это были голодные Хрущёвские времена. Достать даже за деньги продукты питания было невозможно. Каждый день прожитый в бегах, в очередях и в приготовлении диетической пищи, отнимал всё имеющееся время и средства без остатка, а надо было ещё работать и готовиться к сессии на заочном отделении. И, если можно это назвать каким-то везеньем, то Лийка из Москвы перед самой болезнью Ляли получила передачу для себя - шубу и демисезонное пальто, которые купила Тина. Вещи были нужны  и деньги Лийка уже приготовила давно за них, с переплатой за работу, как требовала Тина.  Но тут подкосила Лялина болезнь. И Лийка, с просьбой  задержать выплату долга, тратила всё на спасение Ляли. Почти четыре месяца длилось лечение. Денег не осталось, а до конца второй четверти оставалось только две недели. А с 1-го января начинались экзамены в консерватории. Ляле предстояло жить ещё на диете пол года. Подумав, Лийка решила:либо вдвоём остаёмся не второй год, либо вместе перейдём в старший "класс" и отправила Лялю в Москву, согласовав предварительно диету с мамой. А кроме этого, в Москве учился племянник, который не пропускал школу и мог подтянуть по всем предметам сестру. Лийка, получив отпуск на сессию, усиленно начала готовиться к экзаменам, а все зароботки, которые получала в  декабре, январе и феврале отправляла в Москву, погашая свой долг. Её питанием был чай с хлебом. На большее не хватало ни времени, ни денег. Но сессию сдала на отлично.

   Теперь возник второй вопрос: Как вернуть Лялю в школу в 5-й класс, если пол года она не училась? Решение возникло спонтанно. Как только Ляля приехала, на следующий день вдвоём с Лией они отправились в школу. Зашли к директору, держа друг друга за руки,
выслушали речь главы данного учреждения о том, что Ляля освобождена от учёбы, так как
пропустила пол года. А если ученица пропустила такой большой срок, то даже по уважительной причине она автоматически остаётся на второй год. И Ляля с Лией как стояли, держа друг друга за руки, точно так же, не отпуская их и не говоря ни слова,повернули обратно на улицу. Здесь Лийка остановилась нерешительно, не зная куда идти. Вдруг вспомнила, что на противоположном конце этой же улицы есть ГОРОНО и пошла в этом направлении. Зайдя в первый открытый кабинет, она хотела спросить куда ей надо направиться, чтобы пожаловаться.
"На что?" спросил,находящийся там мужчина. И Лийка рассказала всё, что у неё накипело и накопилось на душе за это короткое время, вплоть до того момента, когда они, как две сироты, стояли на улице, не зная что им делать дальше. Закончив свою эмоциональную речь, Лийка остолбенела от услышанного слова: "Пишите", сказал мужчина, не проронивший до сих пор ни слова.
"Что?" удивлённо спросила она.
"Всё, что вы только что рассказали."
Но одно дело рассказывать со всеми подробностями, а другое дело сокращённо, сухо сообщить это бумаге. Но быстро состряпав текст, она передала его мужчине, который тут же наложил резолюцию и совсем "растерявшийся дуэт" снова, взявши друг друга за руки потопал в школу обратно.

    Директриса была на месте. Прочитав резолюцю: "Допустить до занятий" она произнесла:
"Пусть завтра приходит на занятия".  В Лийкиной душе всё ликовало не потому что победили, а потому что встречаются изумительные, чудесные и совсем немногословные, думающие, понимающие люди на нашей земле и им слава и хвала в отличие подобных директрис!

   Но радость была преждевременной, как сама Лийка уже по своему не длительному опыту знала, что борьба только предстоит. И она началась с постоянных двоек в дневнике, в тетрадях и даже за поведение. "Вот как умеют психологически травить больных деток в школе!" думала Лийка, ожидая большего количества двоек, для непременного её вызова к директору. И он незамедлительно последовал по записи в дневнике. А так как Лийка теоретически предполагала необходимость встречи, то это приглашение её нисколько не удивило. А ещё, идя на встречу с "верховной дамой", она вспомнила, что вся школа радиофицирована и всё, о чём будет идти речь в этом кабинете, не станет тайной для завуча, который был лично заинтересован в переговорах и даже текст для директрисы, по всей вероятности, он сам составлял. Поэтому, войдя в кабинет, Лийка решила молча выслушать все претензии, которые были изложены следующим образом: 1." У Ляли нет знаний, так как получает одни двойки. 2. У неё, у Лийки соответствующее поведение, так как не подготовив ребёнка, привела в школу. 3. Привела поздно, уже в третьей четверти, то есть удлинила дополнительно срок без учёбы,чем нарушила закон о всеобуче за что администрация школы будет их штрафовать. 4. Обо всём этом она доложит директору училища, в котором Лийка работает." без остановки сообщила директриса.

   "Всё?" спросила Лия.
"Всё!" был ответ. Задав только один вопрос о том, что на Лийкином месте сделала бы сама директриса, она получила весьма вразумительный ответ: "Наняла бы педагогов по всем предметам, но в школу бы так не пустила свою дочь".

     "Ох, эта английская школа, ох, этот завуч и прочая система обучения давать взятки." вздохнула про себя Лийка и попыталась сразу быстренько и спокойненько разъяснить свою позицию подслушивающему завучу: 1."Да, моя дочь пропустила по уважительной причине занятия. Но сколько в вашей школе было случаев заболевания Боткина? Два? Три?"
" Нет, 22-а" промямлила нерешительно нападающая сторона.
"Так вот для начала оштрафуем вас персонально и вашу школу, так как не я явилась рассадником инфекций, а лично ваша контора принесла эту болячку ко мне в дом, с которой я до сих пор должна бороться, которая теперь дополнительно с нашего горя ещё хочет и подработать на нас, ручки погреть. 2. А это не может никак материально получиться, так как мы только что переехали на новую квартиру, а в Москве двоюродный брат постоянно занимался с Лялей и уж очень отстать она никак не могла, да и каждый урок, который был задан в школе, проверялся мною лично, дочь была готова по всем предметам, но получала ежедневно двойки и о том, что вы меня вызовете, я знала.  3. Теперь могу сказать только то, что если вы собрались докладывать о моём поведении директору училища, то он прекрасно знал, что я находилась в отпуске на сессии, что я сдала прекрасно экзамены, а вашими угрозами вы хотели добиться только того, чтоб я перестала вас окончательно уважать." Выслушав всё это, директриса срочно начала куда-то собираться и Лийка только дополнила: "Запомните, если вы хоть пальцем шевельнёте против моей дочери, медицинская комиссия вас точно не забудет!" И ушла.

   С этого момента, как буто Лялю кто-то подменил, в дневнике стояли одни четвёрки. Правда, никто так и не решился поставить оценку "пять", хоть бы по одному предмету. Но готова она была действительно прекрасно. Лийка была сама педагогом и оценить знания, которые каждый день проверяла, она могла. Так жутко кончился этот год.    
   


Рецензии