Зимние прогулки. Обзор от Татьяны Комиссаровой
(http://www.stihi.ru/avtor/komis1), неоднократного финалиста и призёра конкурсов нашей площадки,
арбитра двух конкурсов площадки Золотой Пегас и конкурса Наброски Вечности.
В декабрьском цикле БЛК стихотворение Татьяны «Отражение» http://www.stihi.ru/2010/04/12/2572
прошло отборочный тур и вошло в число финалистов http://www.stihi.ru/2011/01/11/7311
С чем мы её искренне поздравляем и желаем новых творческих побед! :-)
~~~~~>~~~~~>~~~~~>~~~~~>~~~~~>~~~~~>
Здравствуйте, друзья.
Мне предоставилась возможность сказать пару слов о стихах-финалистах. У меня есть свое представление о том,
что такое поэзия, и я люблю чужие стихи. Первое должно вас насторожить :-), второе – меня заранее оправдать.
Еще раз – мое мнение это только мое мнение, с которым можно не соглашаться, спорить или послать меня к черту.
В любом случае, буду рада вашей реакции :-)
Тема конкурса – «Зимние прогулки», и большая часть стихов оказалась в ожидаемом русле. Тут уж никуда не деться от снежинок, лиловых теней и непомерного количества белого цвета. Отмечу еще аж троекратное обращение к кутерьме в качестве рифмы. Сопутствующие явления – большое число прилагательных, инверсий и удлинение форм на –ой/-ей – зимою, каждою, белою. Тем приятнее, что многим удалось деликатно обойти «подснежные» камни зимней темы. Весьма достойная подборка. Ее единственный недостаток, на мой взгляд, – предсказуемость в выборе и оформлении сюжетов. А хотелось бы чего-то сверх ожидаемого. И такое есть. Но пойдем по порядку.
~~~~~*~~~~~*~~~~~*~~~~~*~~~~~
~~~ Татьяна Демина «За водой» http://www.stihi.ru/2009/12/16/2102
Небольшие замечания. «Снег валил почитай что неделю» – запятая не нужна. «Замело и сарай, и плетень» –
ну, видимо, не только их. Подозреваю, что плетень тут появился как рифма к воспоследовавшему «день» :-)
Не очень понравилось, что после отсылки к истории Емели оказалось, что главный герой – Емельяныч.
Это наводит на какие-то ненужные размышления о степени их родства :-)
Приятный стих, с лукавинкой.
~~~ Ольга Хворост «Зимняя нирвана» http://www.stihi.ru/2010/12/25/6766
Хороший прием – контраст. Заключение, что мир сошел с ума показалось не очень убедительным – мир сходит с ума по-другому, а тут зима как зима, не лето же. «Настохорошела (?) эта канитель» – это неоэвфемизм? Не понравилось. Вообще некая перенасыщенность словечками сниженного стиля, конечно, усиливает контраст со второй частью, но, на мой взгляд, не красит стих. Во второй части – ветер вышивает белую (какую же еще? лишний эпитет) пургу снежными стежками – красиво, но трудно представимо. С небольшими оговорками – неплохой стиш, задорный, насыщенный энергетикой.
~~~ Сергей Кривонос «Январское» http://www.stihi.ru/2009/12/09/3373
Добрый взгляд на мир дорогого стоит. У стиха хороший, вольный шаг, приятная рифмовка. Понравилось про звезду, у которой «всегда – одна погода». Удивила фраза: «А что морозно – нет моей вины». Едва ли кому придет в голову винить ЛГ, что на улице мороз. В начале сказано, что ЛГ идет, среди прочего, «за удивленьем». Во второй строфе этого удивления, на мой вкус, многовато: удивляется ЛГ, удивляются клены и тополя. И почему вместе с ЛГ удивляются деревья разных пород? Не ради ли рифмы «тополя» – «земля»? И, кстати, чему они удивляются? Тому, что у звезды одна погода? Стоит ли так долго задерживать на этом внимание? Или все же чему-то другому удивляются? «Только все же греют…» – «только» и «все же», на мой взгляд, логически здесь не подходят. Хорошему стиху чуть-чуть не хватает точности. Ну, имхо, конечно :-)
~~~ Мария Антоновна Смирнова «Притяжение снега» http://www.stihi.ru/2010/12/20/1262
Перекличка в стихах, на мой взгляд, чревата тем, что стих-отклик звучит в полную силу только в паре со стихом-вдохновением. Здесь совершенно полноценное произведение. Позволю крамольную мысль: что, если в 1-ом катрене переставить две последние строчки в начало? Тогда не будет паузы в движении. Чувствуется, что автор – большой мастер гармонического стихосложения. Нет смысла считать слоги или оценивать рифмы. Мысль и образы стиха заставляют забыть оформление. А впрочем, оно превосходно.
~~~ Ольга Фомичева «Скрипучий снег» http://www.stihi.ru/2010/02/09/2256
Автор написал доброе, искреннее стихотворение. Но оформил свои мысли и чувства небрежно.
Пороша – это выпавший снег, выпавшая пороша – это выпавший выпавший снег. Не показалось удачным, что снег благословлял шаги. «Он искренне шептал свою молитву» – «искренне» лишнее слово, ничего не добавляет, слово-затычка.
И зачем шептать молитвы прохожим? Не лучше ли – другому адресату? А дальше – серия затычек: «прохожим всем,
кто просто мимо шел». Зачем уточнять, что именно всем? И прохожие ведь – это именно те, кто идет мимо. «Снег был не стар» – конечно, не стар, ведь он только что выпал. Дальше я запуталась: «Но сам с собою диалоги вел» – это о ком?
Вроде, получается, что снег вел диалоги. Как это и с какой стати? Да еще такие выспренние диалоги: «Вся жизнь – борьба: с усталостью и горем; сражение за жизнь, за каравай…» Это снег так размышляет? О борьбе за каравай? Или все-таки человек? Да нет, тот идет себе, улыбаясь, в уютный дом, не обращая внимание на говорящий снег. Кстати, как снегу удалось шептать молитву и одновременно вести диалоги с самим собой? Стих, с моей точки зрения, сырой, скорее заготовка, чем оформившийся текст. Не хватает четкости и логичности. Но про человека хорошо :-)
~~~ Маргарита Шушкова «Метельная зарисовка» http://stihi.ru/2010/12/21/7787
Первые две строчки немного насторожили. И если «Свет фонарей размазан по метели» я проглотила, то на «пике» споткнулась. Во-первых, само слово, такое военно-спортивое, как мне кажется, выпадает из стиха. И потом, «прохожих тени в затяжном пике» – т.е., если разобраться, то тени прохожих совершают длительное движение, направляясь по крутой траектории сверху вниз? Не могу представить. Хотя читается легко :-) Задумалась над рифмой «снова» – «его мы». Но опять же – читается-то хорошо! В общем, задорное, легкое стихотворение, а я просто старая ворчунья)))
~~~ Цветочница «По хрустящему снежку» http://stihi.ru/2009/01/08/3391
Вот еще один пример, когда общее впечатление не позволяет придраться к мелочам. Интонационно очень хорошо, легко, юно, сердечно. «Обними нежным сердцем»? Ну, в фольклоре еще не такое бывает :-) Третья строчка от начала, конечно, выпадает из заданной схемы. Тут при желании можно было бы пожертвовать одним из повторов в начале (тем более, что и в третьей строфе повторы не выдержаны): По хрустящему снежку/ я бегу-бегу-бегу/ да под вечер... или: по хрустящему снежку,/ по хрустящему снежку/ да под вечер// я бегу-бегу-бегу,/ знаю ждет на берегу/ милый встречи. Но хозяин – барин. Еще раз скажу – мне понравилось. Очень хорошая, нигде не нарушенная стилизация.
~~~ Варвара Божедай «Мы умчим по санному раздолью» http://www.stihi.ru/2010/10/24/8030
Этот стих, на мой взгляд, – абсолютное воплощение зимней темы. Казалось бы, штамп на штампе (да простит меня автор), ан нет! Полет, удаль, страсть – и стих состоялся. Не стоит даже придираться – он хорош, как есть, целиком, со всеми своими расхожими красивостями. Единственно: «И встревожит белое безмолвье тишины расколотый хрусталь» – инверсия заставляет задуматься: кто кого встревожит. Вообще за чистоту стиля и попадание в тему я бы включила этот стих в тройку победителей.
~~~ Евгения Ренар «А я уже скучаю по зиме» http://stihi.ru/2006/12/06-291
Простое и милое стихотворение. Стремление обнять весь мир, такое юное ощущение зимы и жизни.
Даже затасканный по женским стихам плед с чашкой чая не испортили впечатление. Гармоничный стих.
~~~ Василий Поляков-Пермь «Зимняя хромотерапия» http://www.stihi.ru/2010/01/13/3868
Понравилась распевность, легкость. Второй раз подряд «кутерьма», рифмующаяся с той же «зимой» :-) Стоит ли брать такие лежащие на поверхности образы и рифмы? За котов обидно – почему наглые? Ну, метят и метят… :-)) Последнее четверостишие не лишнее ли? В нем нет тайны, а только констатация очевидного. Я бы с ним рассталась :-)
~~~ Надежда Самородова «Снежная история» http://www.stihi.ru/2010/11/22/9232
Стих с настроением, тонкий, но, на мой взгляд, чуть «недожатый». Хорошая кольцевая рифмы с чередованием мужских и женских рифм по схеме мжжм вдруг меняется на жммж. В чем причина? Моральные устои в неироничном стихе плохо смотрятся. «А жизни снег мести/ продолжит, осыпая сединою» – не слишком удачная инверсия в начале и на стыке строк затрудняет понимание. И это «прости» в конце – кому адресовано? И что было перед этим прости? Читателю же интересно :-)
~~~ Татьяна Шкодина 2 «Была зима...» http://www.stihi.ru/2010/07/22/2882
Понравилось, особенно про орбиты фонарей и скульптурные подобия богов. Да и в целом… Семь раз повторенный эпитет белый? Ну, пусть будет. Такое белое-пребелое стихотворение :-) Настроение есть, картинка читается. На мой вкус, слишком много красивостей, но любое их усечение не пошло бы на пользу стиху. Он вполне гармоничен.
~~~ Василий Толстоус «Застыла сонная река» http://www.stihi.ru/2010/03/25/6495
Я бы сказала, что это не пейзажная, а совершенно любовная лирика. Породистое стихотворение.
Завораживающее, несмотря на простоту. А, может, благодаря ей. Почти нет прилагательных, одни глаголы.
Волшба. Несмотря на насторожившее «втихомолку» в козырной финальной позиции. Для меня – стих-фаворит.
~~~ Репин В. «На охоте» http://stihi.ru/2009/10/18/4510
Заяц – враг? Сильно. Но есть подозрение, что враг появился не по убеждению, а как рифма к «беляк». Бродим тропом по порошам? Я не поняла, каким тропом. Видимо, потому, что я не охотник). «А беляк не унывает: затаился – но не спит» – логика заячьих состояний до меня не доходит (видимо, по той же причине – см. выше). «Только полем незаметно не пройдешь к нему молчком» – почему молчком не пройдешь? А не молчком – пройдешь? Дальше, видимо, практический совет братьям-охотникам: «Куры, козы и сараи – не пальнешь, не зацепив.» Специфическое стихотворение. Советы бывалого охотника. Только поэзии, на мой взгляд, маловато.
~~~ Полякова Любовь Аркадьевна «Морозный день» http://www.stihi.ru/2008/12/25/2876
И снова – фонари. Дались же они авторам! :-) Истины ради скажу: здесь они хороши и к месту. В туманной дымке утренней зари – на мой взгляд, лишнее определение, дымка сама по себе туманна. На зимнем небе – снова лишний эпитет: зимой и небо зимнее. Рифмы, на мой вкус, слишком просты: «тень» – «день», «реет» – «рдеет». А в целом, хорошее стихотворение – симпатичное, светлое.
~~~ Александр Кожейкин «Метель» http://www.stihi.ru/2007/03/02-442
У меня сложилось впечатление об этом стихотворении, однако высказывать его здесь как единственное мнение мне не хотелось бы. Я бы с удовольствием поучаствовала в широком обсуждении этого стихотворения, если бы это было возможно.
~~~ Павел Апидамский «Зимнее» http://www.stihi.ru/2010/12/08/5874
Хорошее начало. «Боясь нарушить ту струну» – все же нарушить струну нельзя. Много слов-затычек: ту струну, ту сказочную тишь, она одна лишь так умела… В коротком стихе они тем более недопустимы. «Тишь безмолвья» – тавтология. «И снега пух не отвлекает» – получается ненужная двусмысленность: пух не отвлекает снега. «Над леса изголовьем»? А где у леса изголовье? Финал – просто мечта гимназистки :-)) До кучи: «назад вернуться» - а бывает вперед? Это стихотворение интересно сравнить с «Сонной рекой» Василия Толстоуса. Почувствуйте разницу.
~~~ Валерий Алешков «Минутной стрелки прыгающий ход...» http://www.stihi.ru/2011/01/09/8609
Вереница родительных падежей, прилагательных, инверсия… После них не сразу, увы, поняла, чтО за половина, что начнет отсчет. Запятая еще больше запутывает дело – куда привязать новый год и кто догоняет скорый поезд? Поняв, оценила :-)) Можно дать совет? Напишите: пол-ночь, тогда полночь не будет восприниматься только как мгновенье ночи. Хотя, конечно, все равно мудрено :-) Дальше, слава Богу, проблем с пониманием не возникло. Четвертый катрен-некатрен – сказала бы, что хорош, но что-то уже читанное слышится. Впрочем, в том нет греха :-) Понравилось про стакан и целину. Конец не показался убедительным, тем более, что новый год уже раз фигурировал, а тут вдруг – снайпер. Общее впечатление – интересный стих, заметно выделяющийся на общем фоне. Хорошая попытка, зачёт. Короче, молодец :-)))
~~~ Владимир Дорин «Рождественское» http://www.stihi.ru/2011/01/06/6597
Броское начало, поддержанное, пожалуй, только последней строчкой про Ремингтон. Дальше – лубочная картинка, к которой девушка, накручивающая челку, и скучающий на крыше Коляда-простачок (?) мало что добавляют. Челка, надо понимать, ради рифмы к елке? Об овине: пастухи, по-моему, овинов не строили, а где были овины, в них не было яслей. Овин – для зерна, ясли - для скота. Нет? Не понравилось: «Божья Мать зовет на Рождество». «О чуде донесет» – отсутствие пропущенного слова вызывает ненужные ассоциации. И, коллеги, кто не писал насчет листа наутро? Все писали. И я тоже :-)))
~~~ Светлан «Один день января» http://www.stihi.ru/2009/01/13/1631
Вот отличный стих. Задорный, легкий, точный. Хотя без «кутерьмы» (почему-то рифмующейся с «горы» ) не обошлось :-)
«Детвора с веселым шумом-гиканьем комом смеха катится с горы». Сочно, хорошо.
Над последней строчкой я бы подумала: не понравилось «а в нем».
~~~> ~~~> ~~~> ~~~> ~~~>
Вот и все. Спасибо всем, кто прочел. Удач вам и побед.
Татьяна Комиссарова
Свидетельство о публикации №111013101838
Спасибо, Павел.
Павел Апидамский 07.02.2011 09:25 Заявить о нарушении
Татьяна Комиссарова 07.02.2011 21:06 Заявить о нарушении