Эйнштейн едет в Японию
Встречаются двое.
Ты слышал, профессор Эйнштейн едет в Японию читать лекции!
Ой, как интересно! А кто такой, этот Эйнштейн?
Как, ты не знаешь? Это же создатель Теории Относительности!
А что это за теория?
Ну, как бы объяснить тебе попроще? Вот:
Если ты беседуешь с дамой сердца, тебе час кажется пятью минутами.
А если ты сидишь голым задом на льду, тебе пять минут кажутся часом.
Ой, как интересно! И это открыл профессор Эйнштейн?
Да нет! Это я ради хохмы!
И с этими хохмами Эйнштейн едет в Японию?.....
Если спросить у любого человека, окончившего школу, кто такой Эйнштейн, он ответит:
Гений!
В какой области? – Следующий вопрос.
Ответят количеством поменьше:
В физике!
А ЧТО он сделал гениального?
Ещё меньше ответят: Создал Теорию Относительности.
А что гениального в ней?
Ответят только физики и те, кто ею хоть немного занимались:
Это совершенно новая теория, меняющая наши взгляды на Пространство и Время.
В чём состояла истинная гениальность Эйнштейна ниже.
Основополагающим принципом науки должно быть ясное понимание тривиального факта:
Мы -- существа биологические и мышление наше подчинено этой биологии, её задачам и приоритетам.
(Именно это «ясное понимание» полностью отсутствует у большинства «учёных», не говоря уже о «простых людях»)
Поэтому при конструировании нами любой теории или гипотезы необходимо учитывать эту нашу ограниченность и подсказываемую нашей биологией тенденциозность.
Об этих разновидностях самообмана, писал ещё Френсис Бэкон, говоря об «идолах» Рода, Пещеры, Рынка и Театра.
Одним из первых, кто заметил это, был и Альберт Эйнштейн.
Он первый в истории человечества указал на тот факт, что мы невольно, бездумно, инстинктивно исходим из неких априорных положений, которые близки и понятны нам, как существам биологическим, но которые не выдерживают строгого научного и логического анализа.
Вот две цитаты из его работ:
§5. О двух произвольных гипотезах, неявно содержащихся в привычных понятиях времени и пространства.
(Из работы А.Эйнштейна: Принцип относительности и его следствия в современной физике. 1910 г., Стр. 138, 1-ый том Собрания Научных Трудов)
Стр. 146)
«Как бы это правило (Галилеевское сложение скоростей) ни казалось на первый взгляд хорошо обоснованным, тем не менее в нём скрыто не меньше двух произвольных гипотез, которые, как мы это увидим, управляют всей кинематикой.
Эти гипотезы и заставили считать, что с помощью законов преобразований (Галилея) можно показать несовместимость теории Лорентца с принципом относительности (Галилея).
Первая из гипотез касается физического понятия измерения времени....
Стр. 147.
«... До настоящего времени это дополнение производилось бессознательно»
(Речь идёт о понятии одновременности для точек, пространственно разделённых)
Стр. 151.
«Итак, вторая неосознанная гипотеза в кинематике может быть выражена так:
конфигурация кинематическая и конфигурация геометрическая идентичны»
(Речь идёт о конфигурации тела движущегося равномерно и прямолинейно и конфигурации тела покоящегося).
Мой комментарий:
О чём идёт речь в этих отрывках? О физике (в строгом понимании этого слова) или о «философии» или даже о психологии?
Если ключевые слова Эйнштейна в этой работе – это «неявно», «бессознательно» и «неосознанная»???
Если бы физики искали решение проблемы несовместимости механики и электродинамики только в физике (как это делали Лорентц и Пуанкаре), то есть на некой «мысленной плоскости», то никогда бы Теория Относительности не появилась, а были бы десятки искусственных объяснений ad hoc, которыми маскировалась неспособность разрешить эту несовместимость!
Гений Эйнштейна в том, что он опять ВЫШЕЛ на другой уровень мышления, в «третье измерение», в другое понятийное пространство и там, в «другом пространстве» нашёл причину несогласования ФИЗИЧЕСКОГО в НЕФИЗИКЕ – в ПСИХОЛОГИИ, в наших миллионолетних инстинктах, ещё от рептилий и рыб!
Я это говорю к тому, что для решения базисных, концептуальных проблем надо иногда выходить за предмет физического или технического рассмотрения проблемы, искать источник наших заблуждений не в физике, а в совершенно другой области. И неважно, как называть такой подход, философским, психологическим, филологическим или физиологическим. Главное, найти решение, а «победителя не судят!»
В нас всех заложена генетически тенденция к Абсолюту!
Почему?
Потому что жизнь на Земле возникла и развивалась при наличии важного условия -- относительная стабильность окружающей среды. Подчёркиваю слово "относительная". Для жизни необходимо, чтобы среда, в которой она возникает и развивается, была стабильна (псевдо) или изменялась в темпе, за которым биологическая изменчивость живых существ поспевает.. Если она, среда, изменяется быстрее, чем живые существа успевают приспособиться, жизнь, или её отдельные фрагменты -- погибает. Например -- динозавры. Вся наша жизнь -- это стремление сохранить нечто (внутреннюю среду) ПОСТОЯННЫМ, поэтому и изменчивость ограниченная наша "лезет из кожи вон" для сохранения этой внутренней стабильности. И желание это проецируем на «среду внешнюю».
Вот это качество -- стремление к постоянству, и отражается в нашем мышлении и во всём нашем поведении.
Великий голландский физик Генрик Антон Лорентц, сделавший немало для признания и укрепления Теории Относительности Эйнштейна, признавался, что c появлением этой теории он «потерял почву под ногами».
«До чего, современники, мы дожили:
Самое Время – канатный плясун!»
Вот такой зоологический вопль отчаяния по утерянному Абсолюту раздался в стихе В.Брюсова («Принцип Относительности»,1922г)
Опять, всё то же желание иметь нечто твёрдое и стабильное, некий абсолют.
Учим мы детей тоже, не летать мыслью, а рыть фундамент, строить на его основе некие теории.
Метод -- естественный и порочный! Ибо рано или поздно вся конструкция разваливается, так как была неверной. И мы остаёмся под развалинами.
Мысль должна быть не нагромождением сложенных кирпичиков, а крылом самолёта или птицы, а научные факты -- это те струйки, которые его обтекают и МЫ ПОВОРАЧИВАЕМ это крыло и закрылки так, чтобы не падать в воздушные ямы, а всегда взлетать вверх*.
Но почти никто из нас этого ГЕНЕТИЧЕСКИ не может и не умеет!
А надо НАУЧИТЬСЯ!
* См. миниатюру "Крылья вместо мастерка каменщика"
4 XII 2010
Свидетельство о публикации №111013008209
Благодарю за прочтение и написание рецензии.
Рад, что "читается легко".
С этим, правда, согласятся немногие.
Не понял только, С ЧЕМ Вы согласны.
Ещё раз, спасибо!
Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 05.02.2011 00:16 Заявить о нарушении
Но почти никто из нас этого ГЕНЕТИЧЕСКИ не может и не умеет!
А надо НАУЧИТЬСЯ!" - вот с этим я согласна.
Оёжи-Кри 05.02.2011 08:49 Заявить о нарушении
Спасибо за пояснения.
И я тоже согласен с Вами!
Так что у нас полное взаимное согласие!
Рад и этому!
С уважением Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 05.02.2011 18:35 Заявить о нарушении