77 Нина Морозова 2 Ритмы

Оглавление:

РИТМЫ

Нина Морозова 2
В.Евсеев
ЯС - японский сонет.

http://www.stihi.ru/2012/07/07/7689

   *    *    *

РИТМЫ

Если бы была проза, то в норме. А в стихе важен ритм ударения: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

1) Хоре;й, арх. трохе;й — (~ _) двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

Ми'лый Ба'рсик- сла'вный ко'тик,
Ро'зовые но'с и ро'тик.

2) Ямб — двусложный метр с сильным вторым слогом (_ ~). В античной метрике ямбическая стопа — простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U—).

Коль ла'пкой умыва'ться станет,
То го'сть к нам бу'дет- не обма'нет!

3) Да'ктиль (др.-греч. ;;;;;;;; «палец») — (~ _ _) трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним. Пример:

Ту'чки небе'сные, ве'чные стра'нники.

4) Амфибра'хий (греч. ;;;;;;;;;; «с обеих сторон краткий»)— (_ ~ _) стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве'тер бушу'ет над бо'ром,
Не с го'р побежа'ли ручьи' — Моро'з-воево'да дозо'ром

5) Ана'пест; менее распространено ударение анапе'ст — (_ _ ~) трёхсложный стихотворный размер. В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких слогов и одного долгого. В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и третьего ударного слога. Пример трёхстопного анапеста:

О, весна' без конца' и без кра'ю —

Виктор Корнилов   27.12.2020 23:33

   *    *    *

Нина Морозова 2 Ритмы


Чтобы легко запомнить ритмы стиха, заучите фразу:

"ХОчет ЯмщИк
ДАть АифИбий АппетИт!"

Каждое слово начиеается с буквы названия ритма, а ударение в слове такое же, как в ритме. Ударный слог обозначен заглавной буквой.

Двустопные:
ХОчет- Хорей /первый слог /
ЯмщИк- Ямб /второй слог/

Трёхстопные:
ДАть- ДАктиль /первый слог/
АмфИбий-АмфИбрахий /второй слог/
АппетИт-АнапЕст /третий слог/,

Нина Морозова 2:

ЯМБ
Как тоны сердца в ритм стучат
И четки дирижера взмахи:
Анапест,дактиль,амфибрахий
Трехсложной музыкой звучат.

И ямб с хореем не молчат
В любимой"пушкинской" рубахе.
Двухсложные оставив страхи,
Рука и сердце стих строчат.

ХОРЕЙ
Я остерегаюсь ассонанса
Там,где клаузулы Ренессанса
Женским слогом и еще мужским,
Диссонанса забываю строй.
Мне по нраву рифме новый гимн-
Самый вечный Пушкина герой.

АНАПЕСТ
Ритмы четкие в сердце поэта стучат,
Исчезают сомненья и страхи.
Бодрый дактиль с анапестом легким звучат,
К ним трехсложный спешит амфибрахий!

АМФИБРАХИЙ
И пушкинский ямб и хорей не молчат-
Любимый размер для сонета.
В тот час,когда пальцы сонеты
строчат,
Мне Пушкин мигает с портрета!

ДАКТИЛЬ
Рифмы и ритмы,сливаясь с сюжетом,
Вдруг наполняются жизненным светом.
Разума, чувства, эмоций творенье-
Так вот рождается СТИХОТВОРЕНЬЕ.
   *    *    *
В.Евсеев /ответ на запрос/:

Уважаемый Олег! К сожалению, ничем не могу помочь. Есть отличные лекции Евтушенко, но их здесь не достать (изданы в США). Да, наверное, это и ни к чему. Чем больше теории и «правильности» в стихе, тем меньше в нем чувств и жизненности. Это как примитивизм у художников – если владеешь различными приемами, то пойди, попробуй их позабыть! К слову, сам Евтушенко абсолютно не соблюдают никаких правил. То же и у Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и других современных поэтов. Вот у Пушкина, Лермонтова, Некрасова все правила соблюдаются неукоснительно!
Здесь какое-то цикл: на первой стадии знание теории необходимо для умения, а на дальнейшей стадии – они вытравливаются.
То же самое и в видах строф – у Пушкина и Лермонтова их десятки видов, а у Пастернака 99,9% - это катрены с перекрестной рифмовкой.
Я бы Вам посоветовал просто больше читать поэтов старых школ. Недавно заново открыл для себя Данте, Гетте, де Вега, Пушкина… Вот титаны, особенно если понимаешь, насколько юны они были.
Простите за навязчивость, давно уже живем не в стране Советов, а от советов никак не удержаться! Успехов Вам и любви! С симпатией

В.Евсеев   24.05.2004 06:12

   *    *    *
ЯС - японский сонет.
Галина Лебединская:
литературный дневник

Сегодня снова писала японские сонеты. Этот жанр поэзии совсем молодой:
ему исполнилось всего-навсего девять лет...
ЯС относится к твёрдым поэтическим формам. Это стихотворение из 10-ти строк,
образованное из двух трёхстиший (хокку), написанных по слоговой схеме 5+7+5,
и четверостишия, написанного по слоговой схеме 7+5+7+5.

По традиции хокку в нём остались твердая его форма и главные к нему требования (действие должно происходить только в настоящем времени; автор должен стараться избегать худ. троп: метафор, олицетворений, сравнений...)

Теперь в японском сонете, в котором основой всё-таки остаётся хокку, приветствуется употребление рифмы и, если раньше почти не употреблялось глаголов,
ценится, наоборот, динамика, движение...

Получается интересная смесь восточной и европейской поэзии...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.