Фрактал
- Есть захотел.
- Меня интересует, почему в одиннадцать.
- не успел позавтракать.
Разговор с начальником.
(текст, написанный меньшим кеглем). Хочется заранее предупредить
уважаемого читателя, что написанное ниже может восприниматься
одними людьми, как заумь, другими, как трюизмы. В действитель-
ности, это - не то и не другое. Автор знает, что большинство
пишущих стихи - технари (собственно технари, биологи, химики,
экономисты). Гуманитарии встречаютя ркдко, а филологи в поэзии -
уникумы. Отсюда и построение эссе - от натурфилософии к Слову.
Так почему мы пишем стихи? Зачем, рассказывая о чем-то, загонять
себя в какие-то рамки: размер, созвучия на концах строчки, называемые
рифмами? К чему делать все абзацы одинакового размера, при этом называя
их не абзацами, а строфами? Что за глупая прихоть? Намного удобнее прозой,
Никаких ограничений, кроме правил родного языка. Хочется неологизмов или
диалектных слов? Пожалуйста, в соответствии с общими правилами. Все всё
поймут. На листе одинакового размера можно прозаическим текстом описать
все подробнее. Зачем стихи?
Но авторы поэтических текстов в один голос отвечают: "Затем, что
хочется". Мол, пишу не для других, а для себя. Да, верно. Только это "хочу"
должно иметь какие-то природные объяснения. "Хочу есть". Понизился сахар в
крови - и просит мозг немножко его добавить. Кого, он просит, печень или
поджелудочную, то врачи знают, нам важно, что причиной желания откушать
является понижение количества энергии в организме.
Хочу спать... Ктати, если вы зеваете прочитав то, что написано выше,
бросайте. По окончании сего текста вам захочется ругаться, а "мне того не
нать". Про сон продолжать не стоит. Главное, о чем хотелось сказать у всякого
желания имеется внешняя причина.
Одно объяснение личного желания - на поверхности. "...каждый пишет
в девятнадцать лет". Это пик возраста, в котором человек отбирает для себя
точки опоры. С ними дальше жить. А столь сложные формы изложения (см. выше)
помогают это сделать.
При написании стихов очень часто приходится искать неактивные или
малоактивные слова. При постоянном применении знаки, термины, понятия из
активного словаря замыливаются, теряют свои глубины. У малоактивных и
неактивных слов контексты сохраняют свою свежесть. И их привлечение позволяет
точнее и глубже видеть окружающее. Простите, что описываю столь очевидное, но
делается это лишь для того, чтобы оставить за спиной поверхностное.
Ах, да, слава. Конечно, инстинкт. Да какой! Для всякого социального
млекопитающего статус - вопрос выживания. Но где та слава, "где их никто не
брал и не берет"? Да и, когда "настал черед", не так уж много почитателей.
И почитатели эти - одиночки, большей частью, фанатики стихосложения. Разве
можно их (нас) сравнивать со стадионами Майкла Джексона или, хотя бы,
скромными залами "Несчастного случая"? К тому же пару "слава-деньги" никто
не смог отменить. Какие-такие деньги в стихосложении? За свои печатаем,
за свои.
Так что, стоит поискать иной инстинкт, данный свыше.
Ну что ж, приступим к фракталу. Не буду ссылаться на источники,
у всех, кто читает сейчас этот текст, интернет под рукой, надеюсь, читатель
поисковиками умеет пользоваться. Перефразируя на бытовой язык, можно сказать,
что фрактал отображает последовательность подобий. Проще всего понять на
картинке. Рисуем на листе бумаги снизу вверх кусок линии, скажем прямой.
От конца отрезка проводим два других прямых отрезка под углом... к первому
отрезку, впрочем, каждый сам придумает угол меньше 90 градусов (для простоты
понимания). И длина отрезков должна быть меньше, скажем... Ну две трети от
длины первого. И далее от получившихся точек продолжаем рисовать линии. По тем
же правилам. Если забыл, или что-то не понравилось, можно из каждой точки не
две линии проводить. Произвольно. Но непременно! И что мы видим? Правильно,
получилась картинка осеннего дерева. Без листьев.
Вглядимся в прожилки листа. Очень похоже на дерево. Снежинка. Тоже
растет по принципам фрактала. Почему? Давайте, о снежинке. Появляются условия
кристаллизации воды в облаке. Перенасыщенный пар. И мороз. На мелкой-мелкой
пылинке собирается и замерзает вода, но молекула воды треугольна с углом
60 градусов (примерно), силовые линии неоднородны по направлению, образуются
иголки. Сразу ли образуется шестигранник, про то знают специалисты, нам важно,
что иголки. В какой-то момент условия роста иголки прекращается, а когда
возобновляется вновь, на концах иголок появляются новые "веточки".
Еще понятнее процесс образования веточек у живого дерева. Вырос побег,
на конце его осталась почка, или почки. К концу лета они уже не растут, побег
древеснеет, Чтобы пережить зиму. Условия роста прекратились, спячка. Весной
опять из перезимовавших почек растут побеги. Законы и условия роста
сохранились, кроме одного нового факта: есть предыдущие ростки. Так, на концах
боковых ветвей елки количество почек столь велико, как на вертикальном побеге,
но разве лапа её похожа на ствол самого дерева? Отличается, Но всё же закон
повторения остается один и тот же (с поправками).
Принцип самоподобия (фрактала), похоже общий закон для живого. Не
утверждение, предположение, но под ним имеются две чувственных предпосылки,
каждый организм растет из одной клетки, каждое сообщество от одной пары
особей. Живой организм и сообщество особей имеют собственные структуры.
Всё как у кристаллов. Одна особенность, если кристаллизация заканчивается
образованием снежинки, дендрита, друзы, то живое стремится не иметь
ограничений. Экспансия - тоже один из основных законов живого. Не было бы
силы притяжения, дерево доросло бы до солнца. Так, мангровые заросли,
которые по сути каждая заросль - одно дерево, захватывают свои мелководья.
И еще одна особенность самоподобия в живом мире. Подобие большого
и малого. Похоже, тоже универсальный закон. Пример: у хвойных деревьев листья
называются иглами, впрочем, иглы, в сечении - овальные, и, параллель, на конце
нового побега почки располагаются по кругу, а одна находится в центре. Повтор.
Листик липы компактен, сердечком, свободно растущая липа очень похожа на свой
лист. Дуб так же размашист, как и его лист. Можно рассматривать пальму или
акацию, и увидеть самоповторы в той или иной форме.
Но еще удивительнее в мире животных, где развитие животного повторяет
эволюцию. Вылупившийся из яйца крокодильчик поначалу в этом самом яйце был
червячком. И с собакой то же самое и с человеком. Нет, с человеком ещё
удивительнее.
Если всмотреться в развитие ребенка, то обнаруживаются совпадения
в социализации человека со становлением самого социума. И слова о детстве,
юности, зрелости общества - не образ, но отражение реального. Раскрывать не
хочется, сейчас не до этого.
Подошли к тому, ради чего затеян этот разговор о фракталах. Для того,
чтобы поспорить о сущностях, важных для поэтов и посетителей сайта. Поспорить,
не отказываясь от правила "cum principia negantum non disputantum". Чтобы
ясны были взгляды автора текста на эволюцию, математику и объективные для
него вещи. Чтобы, наконец, не впадать в кликушетво, коим часто болеют
гуманитарии. Даже среди филологов, уж на что объективная наука, встречаются
люди, которые срываются в субъективизм и отказ от логики.
Итак, о языке и поэзии, и, как положено, начнем "ab ovo". Буквально
со знаменитого парадокса о курице и яйце. Значительное число современных
генетиков и эволюционистов считают, что сначала было все-таки яйцо. Рассуж-
дения простые: в организме еще не курицы в результате соединения мутированных
хромосом зарождается яйцо собственно курицы. Это, конечно, условно, оценка
начала и конца эволюционного процесса появления вида. В реальности в год
по скольким-то миллионным курицы, но эти цифры - детали для ученых. Для нас
важны опорные точки.
И точно так же, как с курицей, попытаемся разобраться со стихом и
языком. Конечно, не в гастрономическом смысле. Так что было вначале? Нет, нет,
спасибо, за подсказку. Знаю, слово. Но "в начале было слово" - краткая формула,
скорее по ведомству Министерства Правды. Дайджестное понимание, это - к
(впрочем, неважно - Геббельсу или Познеру), скажем к Тэду Тернеру. Опознавание знака
без понимания деталей. Связности, в том числе и причинно-следственной.
Вы сказали "слово Божье"? Для человека естественно-научного
образования, слово Божье = законы развития, верующий он или атеист, не важно.
А, вот слово человеческое, действительно в начале. В начале всякой
деятельности. Но какое слово было первым? "Ма-ма", "дай-дай", "мне-мне"? Нет,
это - возгласы пока животного, разумного, конечно. Но это животное только что
вышло из состояния, когда главными органами являются глаза, чтобы разглядывать
и рот, чтобы получать строительный материал для тела или его требовать. Может
быть, сообщать о неполадках организма. И только. Уста появляются позже, когда
человек становится собственно человеком. Примерно, тогда, когда он начинает
ходить.
И в это время, точнее, чуть раньше мама и бабушка на сон грядущий...
Да, поют колыбельные и рассказывают сказки. Колыбельная - песенка, письменно:
стихи.
Сказки. Содержательно, сказка - пересказ от поколения к поколению
древней легенды, мифа. Скажем, колобок - след древнего солярного мифа,
сравним с праздником Масленица. Курочка ряба, - другая версия того же мифа:
"Не плачь деда, не плачь баба, снесу вам яичко, не простоя, золотое."
"Сорока белобока" - вариант легенды о наделении богом (богами) благ:
года (в восточном календаре), земли, органов у животных. Примерно так
доцивилизационная матрона (старшая жена) наделяет соплеменников пищей,
собранной за день (прочитано у Леви-Стросса). Можно перечислять дальше, но
главное: малыш осваивает свою главную, не смейтесь, философскую базу своей
будущей жизни.
Стилистически же сказка - стихотворение. Первое, что бросается в
глаза, рефрен. Обязательно в сказке для маленьких присутствует либо повтор,
либо перекрестная ссылка на одну из предыдущих строк. Второе: одно сообщение,
как говорят филологи, синтагма = одно предложение, более того, один абзац.
И третье, сохранение ритма от строки к строке, а часто и звукоряда. Все это
позволяет предположить, что старые (для малышей) сказки - стихотворения. Не
случайно более современные сказки (Чуковский, Маршак) написаны напрямую
силлабо-тоническим способом.
И апофеоз развития речевых возможностей ребенка - стихи с табурета.
Вскоре после того, как ребенок покажет демо-версию знания языка, внимание
взрослых к поэтическим возможностям малыша ослабевает и сложившийся человек
приступает к самостоятельному познанию языка и мира.
Отступление: Однажды, читая нам "кванты", весьма уважаемый не только на
физфаке Лев Палыч Раппопорт, обернулся от доски, посмотрел
в аудиторию, прищурившись, как он обычно делал, и сказал:
"Вы думаете, то, что я сейчас пишу - наука? Нет, это всё
математический инструментарий. Наука возникает тогда, когда
бьешься над ответами, ничего не понимая, а потом приходит
понимание того, куда надо идти и что искать. Точка поворота
в рассуждениях." И, уже поворачиваясь к доске: "Итак, дальше..."
Итак, закон самоподобия, как философский камень может служить
основанием для выбора направления поворота в рассуждениях. Сличая малое
с большим, можно вычислить и общий закон развития, и отличия в реализации.
Предполагая закон фрактала общим, попробуем сличить развитие индивида с
развитием обществ, цивилизаций, этносов. Применительно, как это заявлено
в начале эссе, к Слову и поэзии.
Стоит только взглянуть на культуру какого-либо народа и обнаруживаешь
Калевалу, Манас, "Гильгамешь"... Отточие здесь потому, что перечисление
эпосов = перечислению народов. Ну, разве лишь, русского... Да, нашел (или
"нашел?") Мусин-Пушкин "Слово". Весьма, весьма вероятно второе, уж слишком
тяжелым катком прошло введение христианства на Русь. Если от финно-угорской
деревни еще осталась Баба Яга да Кострома (она же Снегурочка), которую сжигают
на Масленицу, то от славянской составляющей - осколки. А героический эпический
герой - уже Илья Муромец, инок Киевской Лавры. И исходным текстом для русской
литературы принят текст о сватовстве княжича новгород-северского к дочери
половецкого хана, наполненном приключениями (есть и такая версия). Это - не
утверждение, это - ирония. Слишком локальны события, описанные в тексте "Слова".
Но лучшие умы России в конце XVIII века ждали такого текста. Они были
весьма образованны, с детства заучивали древнегреческие тексты и наизусть
цитировали Гомера и латинянина Апулея. И вдохновлял в их поисках тот факт,
что античность (не только Греция) опирается "Илиаду" и "Одиссею".
И всё это - стихи. Все эпосы, все изначальные тексты - стихи. И если
провести проекцию от точки "все дети" на точку "все народы" с использованием
принципа самоподобия и далее, то отчетливо увидим, какое слово было в начале
всей человеческой цивилизации: поэтическое. А если приглядеться к музыкальным
предпочтениям простого человека, то это - песенка. О чем и кому пелась та
песня, мы вряд ли сможем вычислить. Была ли это топотуха (хоровод) у костра?
Колыбельная? Баллада об удачливом охотнике? Гимн? кто знает? Очень уж дано
это было. Письменных свидетельств, материальных знаков не отыщешь.
Впрочем, нет, есть некоторые. Находят же в Костенках женские
фигурки, называя их венерами. Правда, венеры эти сильно не похожи на греко-
римские эталоны красоты. Беременные все. Это - подсказка. Мать матерей,
богиня плодородия. Древнейший на территории Евразии культ. Может быть,
даже древнейший Храм. Культ же без молитвы и гимна нереален, т.е. Вера и слово
ходят рука об руку. И получается еще один вывод: слову и поэзии в Европе - более
сорока тысяч лет.
Никаких открытий в написанном выше тексте нет, да и в нижеследующем
тоже не будет. Объясняю. Когда я делился своими соображениями с филологами,
а в моем городе весьма приличный университетский филфак, то мои друзья мне
говорили: "Да, есть несколько гипотез происхождения слова, и одна из них -
ритуальная (для ритуала, молитвы). Меня больше всего устраивает именно она".
Многие примерно так говорили.
Вернемся к фракталу. И проведем проекцию линий: становление челове-
чества - становление цивилизаций - становление человека. Явно чего-то не
хватает. Современности.
Для примера обратим внимания на момент в российской истории, который
называется серебряным веком поэзии. Противостояние безусловное акмеистов и
футуристов (условно). С одной стороны - наследники высокой дворянской
культуры, с другой - улица. Сам В.В. один раз точно сформулировал свою миссию,
сказав о корчах безъязыкой улицы. Да, именно Маяковский со товарищи дали
этой улице язык. Да, условный, да лозунговый, но уже язык. Вспомним, каким
языком разговаривали герои Платонова и Зощенко. У них неязык дан напрямую,
Но нечто подобное можно вычитать и в "Конармии" и у Фурманова. Да и у В.В.
"мычание" в ранних стихотворениях едва ли рефреном проходит через всё. И
это мычание, неосмысленное бормотание очень медленно переходит в осмысленную
речь, и через рабфаки Россия понемногу получает образование. К пятидесятым.
Точка ветвления там в 10-х - 20-х годах.
У наследников высокой культуры в этой же точке ветвления (я для себя
называю её точкой Раппопорта) ситуация иная. В преддверие наступающего раз-
рушения старого и в процессе самой революции происходит собирание и концен-
трация того, что этой старой высокой культурой найдено. Концентрация для
хранения. Хранения в условиях внутренней и внешней эмиграции. Этот концентрат
позволил русской культуре не раствориться в ГуЛагах и на просторах Аризонщины
(Бизерта, ets).
Точка кристаллизации (точка ветвления). Многие часто называют
решительную новизну революцией. Это неверно. Революция (общественная) -
разрушение, расчистка остатков прошлой системы, системы не справившейся
с задачей самоуправления. Отмершей, сгнившей. Мы не так давно это проходили,
в 90-е. Разрушение глубокое, если не полное. И не всегда на расчищенном месте
порождается новое. Так, если спилить лес подчистую в Подмосковье или севернее,
на его месте разрастется новый лес. Под Воронежем однажды расчищенное от леса
пространство превращается в ползучие пески. Так бывает с революциями, сколько
цивилизаций погибло? А вот точка Раппопорта, то есть место, где в перенасыщен-
ном растворе появляются точки кристаллизации, появляются новые ветви и есть
создание нового, чаще всего, решительно нового. Эта точка производительна.
Данный текст может справедливо показаться декларативным, бездоказа-
тельным. Да, многие абзацы требуют, чтобы высказанное было расписано подробнее.
Наверняка есть фактические ошибки. Признаюсь, ставлю это эссе на стихирь,
зажмурившись. Чую, много синтаксических и стилевых ошибок. Но всё, только что
описанное извиняет один факт. В эссе главное - догадка, предположение,
гипотеза о том, что в развитии культуры, а следом за ней общества имеются
точки кристаллизации, они же точки ветвления. На них нарастают новые состояния.
И эти точки прямо связаны с поэзией.
Еще один пример. Конец пятидесятых, начало шестидесятых. Сначала -
политехнический музей, и дни поэзии в провинциях. За ними - "Июльский дождь",
Гамлет Козинцева, "Андрей Рублев", чудики и "Печки-лавочки". Театр на Таганке -
уже в семидесятые. Слияние двух ветвей русской культуры: советской и анти-
советской - в восьмидесятых. Начинавшееся с первых прочтений Булгакова,
Цветаевой, Мандельштама, Платонова.
Нынче иная по форме, но сходная по сути ситуация. В последний Исход
за рубежами нашей Родины оказалось 30 миллионов (образованных!) соотечествен-
ников. Может, кто-то и не называет себя русским, но носителем русской культуры
он все равно остается. Да и в самой России ситуация поменялась очень сильно.
И новое явление: Интернет. Утром, убегая на работу, ты выставил текст, к обеду,
освободившись от топки дома и ухода за домашними питомцами, тебя прочел
автор из Тьмутаракановки, вечером читают в Питере и Хайфе, а утром следующего
дня обнаруживаешь читателей из Нью-Йорка или Сиднея. Новая ситуация, и, видимо,
нас ждет новое состояние русской культуры. И новый Политех - здесь, на данном
сайте. Не все на стихире в порядке, многовато мусора, да и как ему не завестись
среди 13-ти миллионов текстов и 3-х сотен тысяч авторов? Главное - массовый
интерес к поэзии и работа со словом.
Лет двести в России не было Пушкина. Где-то здесь, на сайте, сбежав с
уроков, бродит малец, а скорее всего девчушка. Или, может, сидит он (она),
спрятавшись от титоров в библиотеке, как Сашка в библиотеке Александра
Павловича. И бродит периодически отрок по просторам стихиря, заглядывает через
щелку на странички, бормочет что-то себе под нос. Так и хочется воскликнуть:
"Александр Сергеич! Где вы? Заждались."
P.S.
Хотелось в данном эссе написать о своем понимании того, что
поэзия - лабораториум по языковедению. Но слово "фрактал"
подхватило текст под уздцы и повело туда, куда ему хотелось.
Что ж, отложу "лабораториум" до следующего раза.
Свидетельство о публикации №111012902803
точки опоры..."
А ничего, что я, например, пишу фактически с 5 лет ("официально" - с 8)? Причем, пишу фактически обо всем том же самом. Только, разумеется, со временем усложняя и обогащая форму и содержание?
"При написании стихов очень часто приходится искать неактивные или
малоактивные слова".
Лично я это делаю крайне редко. Считаю, что поэзия должна быть современной, т.е., оперировать современным языком (разговорным и литературным), легко читаемой и понятной. По возможности, минимально допускать двойные (тройные и пр.) толкования. У меня все почти однозначно, малообразно. Я не люблю это. Таков мой поэтический стиль.
"...каждое сообщество от одной пары особей".
Разве? Прогресс на месте не стоит; начинают работать уже совсем другие законы, создаваться новые. А как же виртуальные сообщества? А как же миграция? А как же классы, субкультуры, религиозные группы, группы по интересам и пр.? Например, движение, борющееся за права мишек (условно). Или фан-клуб того же Майкла Джексона. Или ЛДПР, политическая партия. Сообщество может состоять из двух людей, двадцати двух или двухсот двадцати двух тысяч человек. Сообщество сообществу рознь.
"Экспансия - тоже один из основных законов живого".
Человеку и дан разум на то, чтобы его экспансия была ограничена в целях противодействия нарушению экобаланса. Беда в том, что этот "закон" работает на узкие элитарные группы, которые продают его населению под видом "семейного счастья" и т.д., дабы те обслуживали их интересы. С этим нужно быть осторожнее.
"Даже среди филологов, уж на что объективная наука, встречаются
люди, которые срываются в субъективизм и отказ от логики".
Не так давно философия науки сформулировала принцип пантеоретизма, означающий, что не существует "объективных" фактов вне субъективного человеческого восприятия. Фактически этот принцип переворачивает прежде бытовавшее представление о науке.
"Но какое слово было первым? "Ма-ма", "дай-дай", "мне-мне"?"
Не у всех. Лично у меня первым словом было "читать". Так рассказывали мне родители. Также в моем детстве не было ни сказок, ни колыбельных: меня это жутко раздражало. Сказки народов мира были прочитаны мною позже, чисто самообразования ради. И сейчас я не пишу ни стихи для детей, ни сказки. Не мое.
""Александр Сергеич! Где вы? Заждались.""
Не будет второго Пушкина. Как и не будет второго Моцарта. Будет первая (и единственная) Фернанда Лавалье. Первый (и единственный) Владимир Емельяненко. Первый (и единственный) Фредди Меркьюри или Дитер Болен. Каждой эпохе - свой творец.
Комментирование текста можно было бы продолжить, но это было бы слишком объемно. Суть бы потерялась.
Скажу по теме кратко: эссе интересное. Но оно фактически отказывает поэту в праве на творческую индивидуальность. Современная реальность предъявляет к нам, однако, именно это требование, чтобы мы не утонули в массовой культуре. Меняется исторический контекст, и благодаря этому меняются люди. Но есть и обратный, более важный процесс: меняются люди, а вслед за ними меняется контекст. Закономерности тут более сложны. Концепции, описывающие их, тоже. Часто они противоречат друг другу, при этом дополняя друг друга. Ваша имеет право на существование. Что-то в ней, безусловно, есть. В этом еще разбираться. Но и ее недостатки очевидны (для Вас самого, в первую очередь). Тем не менее, спасибо за Ваш труд!
С уважением,
Фернанда Лавалье 16.02.2014 12:39 Заявить о нарушении
Фернанда (если это - Ваше личное имя), я вовсе не имел ввиду тех людей, кто пристрастен к поэзии. Я лично в юности лишь играл (чувствуя свой слух) в стихи. Мы в Универе (пусть, и физики) имитировали широко известных на то время Блока, Маяковского и Есенина. Но всё это было игрой. Возвращение к собственно поэзии произошло в трудное для меня время.
И я прекрасно понимаю, что люди, которые в семье или друзьями зацеплены поэзией не зависят в своём пристрастии от гормональной стихии.
Но в данном моём абзаце приведено моё наблюдение того, что по ансамблю (математическая статистика) пиковый пишущих - 19,56 лет.
Есть три особо пристрастных к стихосложению возраста: 3-7, 15-25 и 40+ лет.
Объяснение простое: Первый возраст (подчёркивает социальное значение поэзии) = освоение языка. Второй - поиск (персонально значенимо) своего места в мире. 3-й = 45+ - осмысление пройденного пути и оценка того, чего ради стоит жить. Тоже личное.
Если Вы напишете на мои сентенции критические замечания, буду очень рад. Раскрыть полностью свои подходы сейчас не могу, т.к. очень пьян.
Встретимся в выходные (я до субботы буду далёк от своего аккаунта).
С благодарность за критику и уважением.
Встретимся!
Владимир Емельяненко 18.02.2014 22:09 Заявить о нарушении
Я, конечно, не могу говорить за других и, тем паче, обобщать, поэтому продолжу приводить себя как пример, не совсем вписывающийся в Вашу теорию. Единичный опыт - это тоже опыт, и вполне заслуживает быть описанным.
Так вот. Мое отношение к поэзии довольно подробно расписано у меня на главной странице. Повторяться не хочу. Скажу главное: в самом начале творческого пути (кстати, в моей семье никто поэзией не увлекался) мной в силу возраста не мог быть постигнут ее смысл и назначение, но спустя где-то лет 8 понимание его пришло. Полное, глубокое и неизменное. Если оно не изменилось за 25 лет творческой деятельности, вряд ли изменится в дальнейшем. Это первое.
Второе. Если мой поэтический вектор был определен раз и, по всей видимости, навсегда, то и начертание его тоже. Невзирая на все сомнения, свойственные любой творческой личности, его довольно жирная линия оставалась непрерывной. Ну может быть, может быть, на отдельных участках встретится пунктир. Я иду вперед, по своей персональной колее, но куда она меня приведет? Я не знаю. И никто не знает. Я в поиске. Поиске новых форм, стилистических фигур и т.д.
В общем, что я хочу сказать? Не обобщайте. А если обобщаете, делайте оговорки. Жизнь всегда богаче и сложнее любой схемы. Не застревайте в ней. Вы рискуете проглядеть многие феномены. Просто подумайте над моими словами.
Взаимно,
Фернанда Лавалье 19.02.2014 12:08 Заявить о нарушении
Владимир Емельяненко 22.02.2014 18:57 Заявить о нарушении
Возможность мысленного воздействия субъекта на окружающий мир в настоящее время запрещена физикой по причине отсутствия дальнодействия.
Любая монотеистическая система при её мистичности философски является позитивизмом.
Владимир Емельяненко 22.02.2014 19:07 Заявить о нарушении
Владимир Емельяненко 22.02.2014 19:10 Заявить о нарушении
Для понимания того, чем завершиться творческая свобода следует знать:
а) попал ли ты в перенасыщенный раствор;
б) есть ли тот, кто тебя услышит (чувствование общественного вектора). Даже если сейчас, твои труды окажутся без последствий, должен быть тот, кто вынесет сделанное на суд потомков. Пример - известные "воронежские тетради".
За сим - Спасибо!, за дополнительную возможность высказаться.
При последующей публикации черновик эссе будет переписан.
Владимир Емельяненко 22.02.2014 19:25 Заявить о нарушении