Портрет Печорина

Уж верно там, на небесах,
Когда судьбу мою писали,
Мне что-то сильно недодали,
Иль затеряли впопыхах.

Я умер так и не родясь
В среде богатства и злословья.
Будь проклято моё сословье,
Талант почившее за грязь!

Ведь я совсем, совсем не тот,
Каким хотели меня видеть...
Пусть зол, коварен и жесток,
Всё ж без намеренья обидеть.

Виновен кто во всём? Бог весть.
Но точно, что не я один
В моей судьбе был господин;

Пусть сердцем черств, но оно есть.

Пусть холодно оно с людьми,
Но и меня ни чуть не греет.
Подчас же - вовсе не жалеет,
И больно делает в груди.

Да, я несчастием был многих.
Дурную славу тем сыскал.
Однако же и сам страдал
Не меньше этих всех убогих.

Я был испорченный людьми,
За это ими же наказан...
Пускай потерян для любви,
Но жизнью - Богу лишь обязан.

Так что, не им меня судить!
Их так же я судить не смею.
Что ж делать? Остаётся - жить.
Хоть это скучная затея...


Рецензии
Превосходная по СОДЕРЖАНИЮ интерпретация известного образа, а также -- великолепная, ГЛУБОКАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ авторская идея. Мне решительно нравятся ИНТОНАЦИИ этих стихов: в них слышится САМООТРЕЧЕНИЕ СТРАДАЮЩЕГО ИНТЕЛЛИГЕНТА, хотя образ Печорина -- на мой ЖЕНСКИЙ взгляд -- приукрашен.
Я склоняюсь к позиции, сложившейся у меня, возможно, десять лет назад и высказанной позже в одной газетной статье, автор которой заявляет: человек, подобный Печорину, не смог бы создать Демона, как это сделал великий поэт, придумавший и "Демона", и "Героя нашего времени" -- он, как показывает его биография и творчество, НЕ БЫЛ ПЕРЕПОЛНЕН ЦИНИЗМОМ своего героя. Преобладающий объем стихов Лермонтова заключает в себе строки, поражающие ИДЕАЛЬНОЙ ЧИСТОТОЙ мыслей и переживаний -- тем самым СТРЕМЛЕНИЕМ К СОВЕРШЕНСТВУ, а также глубиной страдания...
Высказав свое отношение к ИДЕЯМ и ОБРАЗАМ стихотворения, не могу не заметить, что отдельные ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ следует откорректировать, например:

"...Каким МЕНЯ привыкли видеть..."

(эта небольшая ИНВЕРСИЯ была бы делеко не лишней);

"Виновен кто во всем?.. -- Бог весть;
Но точно, что НЕ я один...".

А может быть, стоит сказать так:

"...Пусть сердцем черств, но СЕРДЦЕ есть!" --

для более плавного звучания строки?

И -- С ТОЙ ЖЕ целью:

"Что ж делать? -- Буду ДАЛЬШЕ жить...".

При этом я считаю, что последние строки являются очень СИЛЬНЫМ ЗАВЕРШЕНИЕМ.

И еще -- наверное, поэт хотел выразить мысль:

"...Талант почТившее за грязь!"?

Как видите, я ИЗМЕНИЛА всего лишь одно слово.

С уважением.
Наталья Шилова2.

Наталья Шилова 2   23.05.2011 14:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья!
Мне становится очень интересно читать (и перечитывать) ваши отзывы, ваши мнения. Интересно их глубиной, неподдельным интересом и (как мне показалось) даже участием. Вы - не собеседник. Вы - чудо-собеседник! Совсем недавно вспоминал: где же вы есть? И вот вы опять тут!

Лермонтов мой любимый поэт и писатель, и я имею слабость перечитывать некоторые его произведения вновь и вновь, до того они легки, ненавязчивы и глубоки. Удевительным образом в этом человеке сочитаются молодость и несвойственная ей глубина восприятия!

"Потрет Печерина" появился после очередного прочтения "Героя нашего времени". Возможно, следующий портрет, после очередного "лермонтовского запоя" был бы немного другой. Нет, он точно был бы хоть немного да другой, ведь каждый раз я открываю в нём новое, ране не замеченное.

Позволю себе немного не согласиться с тем, что человек подобный Печорину не смог бы создать "Демона". Даже не не соласиться, а перефразировать.По моему глубокому убеждению, а оно смложилось не на рас и не на два, Лермонтов в значительной мере писал Печерина с себя. НО!!! писал именно те свойства и качества, которые считал себя не достойными, однако, весьма успешно пользовавшиеся уважением в свете, светом же вскормленные в нем. Таким образом, думаю, он боролся сам с собой, нещадно выставляя свои недостатки на обозрение как себе, так и читателю. Словом, пологаю, что "Героя нашего времени" создал именно тот Лермонтов, который боролся с пороками Лермонтого другого, который, да - не смог бы создать подобного... Лермонтов не был "переполнен цинизмом своего героя", потому что его герой был переполнен лермонтовским циннизмом... - я бы так сказал. Нечто похожее происходит и с "Демоном" но это уже другая история.

С благодарностью принимаю некотурую корректуру. Некоторую, но не всю. И постораюсь обьяснить: почему.

"Пусть сердцем черств, но Сердце есть" - нет, так не могу. Но... не могу и объяснить:почему. На уровне личного восприятия, наверное.

"Что ж делать? - буду ДАЛЬШЕ жить - тоже немогу. Тут попытаюсь объяснить: "буду дальше жить" - звучит настойчиво, а Печорин настаивал лишь на сугубо эгоистических аспектах: "...да когда я ее люблю" - удивленно ответил он Денису Денисовичу, когда тот пришел сказать о том, как нехорошо он с поступает украв молодую "дикарку" у родителей, тем поломав ей жизнь. То есть, человеку даже удивительно слышать: как может быть иначе, когда он ТОГО ЖЕЛАЕТ. Жизнь же - не была для него тем, что достовляет ему удовольствие, скорее наоборот. Он вкусил её слишком рано, и в смертельной дозе, и следовательно она ему прискучила, прискучила, как прискучивает и рушится все, к чему бы он не прикосался в ней. Поэтому-то он живет лишь "ПОКА", но не "ДАЛЬШЕ", и в глубине души надеется на случаянную пулю, ищит её, ищет и находит...

"Талант почившего за грязь" - в смысле: талант принятый за грязь. Можно было: "Талант принявшиее за грязь" - но, не то, мне кажется.

Ещё раз спасибо за беседу. Я благодарен вам!

Александр.

Александр Тишинский   23.05.2011 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.