Золотая Роза тема конкурса

Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы – истина веры о том, что по благодати Божией, Пресвятая Дева Мария была избавлена от всякого греха еще в момент Своего Зачатия родителями, праведными Иоакимом и Анной. Догмат был провозглашен Папой Пием IX 8 декабря 1854 г. в энциклике Ineffabilis Deus: «…объявляем, извещаем, определяем, что учение о том, что Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении своего Зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины, есть учение открытое Богом и потому все верующие обязываются твердо и постоянно исповедовать оное…».
В 1858 г. св. Бернадетте Субиру в Лурде явилась Сама Приснодева Мария, назвавшая Себя «Непорочным Зачатием». Зачатие – это время, когда Бог творит душу, соединяет её с человеческим телом, унаследованным нами от родителей и начинается человеческая жизнь. Речь здесь идёт не о зачатии Господа нашего Иисуса Христа от Святого Духа и Пречистой Девы Марии, но о зачатии Самой Богородицы Её родителями, праведными Иоакимом и Анной.
Церковь видит в тексте так называемого Протоевангелия (книга Бытие 3. 15): «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову», обетование Самого Господа о том, что Дева Мария будет «новой Евой» – если через грехопадение первой в мир вошло зло, разрушившее его гармонию, то от второй родится Спаситель мира. Эта мысль встречается в трудах многих Отцов Церкви – свв. Иустина, Иринея, Кирилла Иерусалимского, Епифания, Августина, а также у Тертуллиана и других авторов.
В словах архангела, назвавшего при Благовещении Пресвятую Деву «благодати полной» (такое обращение никогда – ни раньше, ни позже – не встречается в Св. Писании) Церковь видит ещё одно подтверждение тому, что Пречистая Богородица не знала скверны, но была полна сияния чистоты, что позволяет отнести к Ней также слова книги Откровения, в которых говорится о видении Жены, попирающей дракона-Сатану.
Вера в Непорочное Зачатие Пречистой Богородицы жила в Церкви с давнего времени. Не позже начала VIII века празднование Зачатия Девы Марии распространяется на христианском Востоке (об этом упоминается в одном из текстов св. Андрея Критского), а около XI века и на Западе (раньше всего – в Англии).
Учение о Непорочном Зачатии распространялось на Западе постепенно. В начале XIV века импульс дал блаженный Иоанн Дунс Скот, говоривший, что Богородица была предохранена от греха ради грядущих заслуг крестных мук, Страстей и смерти Господа Иисуса Христа – поскольку, как и все люди, Она нуждалась в искуплении.
В 1483 г. Папа Сикст IV установил в Церкви официальный праздник Непорочного Зачатия Пресв. Богородицы. В начале XVI–XVII века многие университеты (Парижский, Кёльнский, Майнцский, Саламанкский и др.) вверили себя заступничеству Непорочной Девы Марии.
При этом византийская традиция также называет Пресвятую Богородицу «Избранная Воевода, Нескверная, Непорочная, Нетленная, Пречистая, Чистая Дева».


Рецензии