Ни ум, ни сердце, ни душа. Пьер Ронсар!
В любви не стоят ни шиша.
Пьер Ронсар.
Принц французсской поэзии эпохи возрождения.
У него учился Шекспир. В учителя, к своим детям, его приглашал
Иван Грозный. Но он остался верным Франции, служа преданно королю.
Ни ум , ни сердце, ни душа,
В любви не стоят ни шиша.
Любить ты сердце не прикажешь,
За глупость сердце не накажешь.
Любовь слепа как крот в земле,
В своём магическом ярме.
Легко попасться в сети к дуре.
Когда влекомый ты амуром.
Когда любовь затмила очи.
Становишься ты слабым очень.
Как тот глухарь на токовище,
Которого охотник ищет.
Ты растерял всю совесть, честь,
Когда к любви попался в сеть.
Любимой потакаешь слепо,
Идёшь по жизни, как калека.
Любовь тяжёлая болезнь,
Последствий у неё не счесть.
Ревнивец пойманный любовью,
Убил жену, заливши кровью.
Юнец оставшись без ответа,
Полез в петлю, уйдя со света!
Одолеваемый любовными страстями.
Утопленник лежит на дне с камнями.
Любовь прекрасна как лошадка,
Стоящая в конюшне для порядка!
А дикая коварная волчица,
Над вами деспотичная царица!
Любовь впускай, конечно, в дом,
Но аккуратней будь притом.
Чем крепче клетка для любви,
Тем меньше боли и крови!
Вот рекомендую сильнейшие стихи для мужчин,
В подражании Пушкину. Есть исторический факт,
что Пушкин писал много фривольной (не цензурной поэзии)
но после восстания декабристов всю её спалил.
Женщинам читать не рекомендую:
Любви все возрасты покорны! Пушкин!
http://www.stihi.ru/2011/01/18/8933
Болезнь любви не излечима? Пушкин! Кавказ!
http://www.stihi.ru/2011/01/12/8770
Но я любя был глух и нем! Пушкин!
http://www.stihi.ru/2011/01/15/7624
Врагов имеет в мире всяк! Пушкин!
http://www.stihi.ru/2011/01/13/4504
Ах, обмануть меня не трудно! Пушкин!
http://www.stihi.ru/2011/01/16/2650
Прекрасное должно быть величаво! Пушкин 19 октября
http://www.stihi.ru/2011/01/17/3911
В душе не призирать людей! Пушкин!
http://www.stihi.ru/2011/01/20/4163
Невесты!Миллиардер вас не ждёт!
http://www.stihi.ru/2011/01/19/6798
Вот здесь подборка рубаи на чайную тему:
http://www.stihi.ru/2010/12/19/9246
Цикл стихов составлен из чайных рубаи!
Казалось бы много ли можно написать о ЧАЕ?
Оказывается много. По моему убеждению,
через бокал вина и чашку чая проходят
судьбы не просто людей, но и целых государств,
и народов! Прочитай и подумай, а ты в краеугольный
камень своей судьбы что заложил?
Бокал шампанского, рюмку водки или бутылку пива?
А может быть заглянуть тебе в глубину
простой чашечки с чаем?
Так сделай выбор дорогой читатель и поэт!
Чтоб счастливо жизнь прожить без горестей и бед!
Свидетельство о публикации №111012406964
Расширяем кругозор Пьер Ронсар (1524—1585)—один из величайших лириков Франции, «принц поэтов Возрождения», как его называют.
Отец Ронсара был придворным короля Франциска I. Будущий поэт учился в Наваррском коллеже, а с 12 лет стал пажом при королевском дворе. Выполняя обязанности пажа, а потом и дипломата, Ронсар совершил несколько поездок за границу. Он два года прожил в Шотландии, был во Фландрии, Германии и Италии. Эти путешествия познакомили молодого человека с жизнью других народов, открыли ему великую культуру итальянского Возрождения.
В 1542 году Ронсар заболел и потерял слух. Придворную карьеру пришлось оставить, и Ронсар целиком посвятил себя поэзии.
Писать стихи он начал еще мальчиком. Большое значение имело для него изучение античной поэзии, которую он штудировал под руководством одного из будущих членов «Плеяды», выдающегося знатока античности Жана Дора. Гомер, Пиндар и лирики древнего Рима навсегда стали любимыми поэтами Ронсара.
Многое в жизни Ронсара и его творчестве определила встреча и знакомство с Иоахимом Дю Белле, с которым он вместе вырабатывал теоретические принципы «Плеяды».
Книгу эту ни в какой мере нельзя рассматривать как отражение эпизода из биографии поэта. Героиня ее Кассандра Сальвиати—замужняя женщина—не была возлюбленной Ронсара.
В поэзии Ронсара Кассандра — идеальный образ возлюбленной. Этот образ—плод воображения поэта. Книга сложилась под влиянием Петрарки, от которого Ронсар унаследовал форму сонета. Петрарка передавал глубину и сложность переживаний влюбленного человека, любовь для него — это радость и мука, наслаждение и страдание. Эти мотивы развивает и Ронсар.
Стремлюсь туда, где больше нет преград, Любя свободу, больше плену рад, Окончив путь, спешу начать сначала, Как Прометен, в страданьях жизнь влачу, И все же невозможного хочу, Такой мне Парка жребий начертала.
Ронсар внес во французскую поэзию трагическую серьезность в изображении любви. У Петрарки любовь носит идеальный, платонический характер. Ронсар всегда акцентирует земную, чувственную сторону любовных отношений.
Любовь в поэзии Ронсара в известном смысле близка к эросу поэтов античности. Он также воспевает земные наслаждения и чувственные радости.
Особое место в творческом наследии Ронсара занимают его гимны. Это произведения высокой поэзии, размышления в стихах на темы морали и философии.
Поэт осуждает окружающее его общество за то, что оно фальшиво и бездушно. Он говорит в своих стихах о том, как лицемерен двор, как продажны и лживы придворные. Но не только от придворной жизни уходит Ронсар в мир природы и наслаждения. Философия накопления, которую проповедовала буржуазия, также чужда и ненавистна ему.
В глазах Ронсара скупец — такое же извращение природы, как и придворный лицемер.
В 1562 году начались религиозные войны. Наделенный острым гражданским чувством, Ронсар не мог не отозваться на них. Поэт был равнодушен к существу религиозных споров. Ему одинаково были далеки и католики, и протестанты. Ронсар критически отзывался и о лицемерии католиков (например, в послании Гильому де Отель), и о «женевских ханжах» — протестантах.
Однако из политических соображений он счел нужным стать на позиции католической партии. В своих поэтических «Рассуждениях» (1560—1562) Ронсар выступил как сторонник католицизма. Основная мысль этих произведений— мысль патриотическая.
Ронсар был сторонником королевской власти, в которой видел залог единства и мощи Франции. Гугеноты выступали против королевской власти и обращались к помощи иностранных государств—Германии, Швейцарии, Англии. Если католицизм мог, по мнению Ронсара, способствовать укреплению национального единства и независимости Франции, то в протестантах Ронсар видел врагов национальных интересов родины.
Но была и другая причина. Ронсару—стороннику жизненной радости и наслаждений—претил аскетизм и воздержание от наслаждений, которые проповедовали протестанты.
В последние годы жизни Ронсар работал над созданием поэмы «Франсиада» (1572). Он хотел возродить во Франции национальную эпопею по образцу старой античной эпопеи. Главным образцом служила ему «Энеида» Вергилия.
В основу «Франсиады» положена легенда о происхождении французов от героев легендарной Трои. Сам сюжет был искусственным и надуманным. Не менее искусственной выглядела в XVI веке и архаическая форма античной поэмы. Во «Франсиаде» есть отдельные удачные места. Но как целое она Ронсару не удалась. Поэт почувствовал это сам и, написав четыре песни, оставил работу над ней.
Последний лирический цикл Ронсара носит название «Сонеты к Елене». Героиня этого цикла Елена де Сюржер была придворной дамой королевы Екатерины Медичи. Обыгрывая ее имя и сравнивая ее с Еленой Прекрасной, героиней троянской войны, Ронсар говорил, что он написал в ее честь «целую «Илиаду».
Эти стихи стареющего Ронсара отмечены печатью элегичности, задумчивой печали. В сонетах часто возникает образ осени, звучит тема увядания природы. Ронсар как бы проводит аналогию между закатом природы и закатом человеческой жизни.
Среди «Сонетов к Елене» есть стихи высокого совершенства. Достаточно назвать сонет «Когда старушкою ты будешь прясть одна...», где Ронсар с сердечным теплом пишет о своей возлюбленной, которая в старости будет вспоминать о том, что она в юности была любима поэтом.
Взгляд на мир, выраженный в поэзии Ронсара, мог возникнуть только в эпоху, когда старый, феодальный мир клонился к закату. Но в эпоху Ронсара гораздо отчетливее, чем во времена первого поколения гуманистов, обозначились те новые препятствия, которые возникали на пути развития гуманистической культуры. Контрреформация и религиозные войны, взрыв фанатических страстей и жестокости—все это было неблагоприятно для того идеала свободы и красоты, который выдвинули гуманисты.
Этот мотив гибели идеала красоты, мотив гибели гуманизма выражен в одной из поздних элегий Ронсара «Против дровосеков Гастингского леса».
Уничтожение Гастингского леса под ударами лесорубов Ронсар воспринимал как гибель прекрасного мира античных богов, населяющих этот лес.
Послушай, лесоруб, зачем ты лес мой губишь?
Взгляни, безжалостный: ты не деревья рубишь.
Иль ты не видишь: кровь стекает со ствола,
Кровь нимфы молодой, что под корой жила.
Подведем некоторые итоги.
Ронсар видел в античной поэзии универсальный идеал красоты и человечности. Для того чтобы приблизиться к этому идеалу, полагал он, надо следовать принципам античного искусства.
Стремление подражать античности порой придает творчеству Ронсара книжный, искусственный характер. Ронсара справедливо считают одним из предшественников классицизма.
Но Ронсар отнюдь не был слепым сторонником античных правил. Он считал поэтический дар божественным даром. Наделенный этим даром, поэт не подчиняется правилам, он сам их создает.
К тому же обращение к возвышенной античной традиции сочетается в поэзии Ронсара с отзвуком народной песни, старой французской лирики.
Во многих стихотворениях ему удается достигнуть замечательного «равновесия» между «книжной» и народно-поэтической традициями.
Для Ронсара очень типично восприятие мира через призму античности. Он сравнивает свою Кассандру со знаменитой троянской пророчицей, а Елену, героиню своего последнего цикла, с легендарной Еленой Прекрасной. Но за античными образами у Ронсара выступает реальная жизнь во всей ее живости и конкретности.
То же свойственно и его восприятию природы. И ее он воспринимает через образы античности. Говоря о французской реке Луаре, он замечает, что там живут Камены, там грезил и творил Феб. Но за этой античной образностью проступает реальная природа Франции.
В своей поэзии Ронсар затрагивает темы, которые волнуют и всегда будут волновать человечество.
Одну из центральных тем его поэзии составляет любовь. Поэт Ренессанса, он изображает любовь во всей ее чувственной прелести, с большой откровенностью повествует о тех радостях, которые она несет людям. Но, прославляя радости жизни, Ронсар часто сетует на то, что она быстротечна. Он говорит: надо пользоваться жизнью, пока молод, ибо старость и смерть не за горами.
Не презирай любовь! Живи, лови мгновенья,
И розы бытия спеши срывать весной.
Скоротечности человеческой жизни Ронсар противопоставляет природу.
Ронсар наслаждается тенистым лесом, прохладой ручья и песней веселого жаворонка, он видит в природе источник естественной мудрости, правила жизненного поведения. Меняются и исчезают живые формы, умирает человек, тело его становится прахом, но вечно и безгранично существование природы.
Где был Тарпейский дол, воздвигнется гора,
Заутра ляжет степь, где был вулкан вчера.
И будет злак шуметь на месте волн и пены,
Бессмертно вещество, одни лишь формы тленны.
Поэзии Ронсара свойственна глубокая, неистребимая любовь к жизни, которая включает в себя и живое, острое восприятие красоты родной природы, и глубину любовного лирического чувства, и мощное патриотическое прославление родной страны, и веселую шутку.
Ронсар—один из величайших мастеров французской поэзии.
Он обогатил ее новыми стихотворными формами, многие из которых довел до совершенства.
Так, именно он привил французской поэзии сонет. Верлен так писал о сонете: «Итальянская вещица… которую Ронсар сделал окончательно французской».
Ронсар создавал оды разного стиля—высокого и низкого, шутливого и торжественного, писал гимны, полные глубокого философского смысла. Он возродил александрийский стих.
Он был мастером ритма подвижного и энергичного, его поэзия поражает ритмическим разнообразием и богатством. А главное, он дал французской поэзии и французскому стиху естественность и свободу.
Своеобразна судьба наследия Ронсара. XVII век отвернулся от его поэзии. Она была для него слишком яркой, слишком красочной и буйной.
Его песенный дар оценили только романтики. В наше время Ронсар — признанный корифей французской поэзии.
Дмитрий Ксурь 24.01.2011 17:55 Заявить о нарушении