Ортодокс на парадоксе шутка с долей..

Вся наша жизнь висит на нитях парадоксов*,
Или лежит на шпалах антитез**...
Гоня вперед технический прогресс,
Душа - живет в сетях у ортодоксов***…

Когда ж, на смену всяким-разным бутафориям –
Реально сможет в жизнь войти апория****?!.
* Парадокс (от др.-греч. «неожиданный, странный» и «кажусь») - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не имеет логического объяснения; мысль, мнение, что поразительно расходится с общепризнанными взглядами, (устоявшимися теориями), и может быть не ошибочной, а реально отображать факты с неожиданной стороны (точки зрения).
Парадокс своей стилизованной формой напоминает афоризм, но, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Например, уайльдовский «Разводы совершаются на небесах». Парадокс - это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы - прекрасный человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание - самая подходящая основа для брака» (О. Уайльд).

** Антитеза (др.-греч. «противоположение») — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:

И мира нет - и нет нигде врагов;
Страшусь - надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь - и в небесах витаю;
Всем в мире чужд - и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам - краю.

Я зряч - без глаз; нем - вопли испускаю;
И жажду гибели - спасти молю;
Себе постыл - и всех других люблю;
Страданьем - жив; со смехом я - рыдаю;

И смерть и жизнь - с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, - ты!

Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.

Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…

Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:

Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.

Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части. Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как напр. в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примером могут служить:

«Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир» (Манифест коммунистической партии);

«Кто был никем, тот станет всем!» (Интернационал).

Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.

В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:

У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, таракан!
У людей кумовья — ребятишек дарят,
А у нас кумовья наш же хлеб приедят!
У людей на уме — погутарить с кумой,
А у нас на уме — не пойти бы с сумой?

*** Ортодокс (от греч. - «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» + «мнение», «слава») – приверженец неуклонного следования основам какого-либо учения, мировоззрения, которое воспринимается его последователями как единственно верное и не допускающее сомнения. Ортодоксия предполагает неуклонное следование догматам веры, основам вероучения и основным традициям (примеры: ортодоксальный иудаизм, ортодоксальный марксизм, ортодоксальная медицина и т.д.). Ортодоксия основывается на догматах. Ортодоксии противостоят иноверие и ересь (инославие).
«Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции». В разговорной речи часто означает удивление каким либо событием, его нелепостью, и непонятностью. Порой может использоваться для придания смысловой окраски, придания яркости тексту или речи.

**** Апори;я (греч. ;;;;;;, «безысходность, безвыходное положение») — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Апории известны со времён Сократа. Наибольшую известность получили апории Зенона из Элеи.Апория. Одна из них – «Ахиллес и черепаха»:
«Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса. Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится от неё на расстоянии в 1 километр. За то время, за которое Ахиллес пробежит этот километр, черепаха проползёт 100 метров. Когда Ахиллес пробежит 100 метров, черепаха проползёт ещё 10 метров, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху». 

(Материалы из Интернета)


Рецензии