Сон, Судьба и Синева. На сон А. М. Рылеевой Эссен

                Сон, Судьба и Синева.

( на сон Анастасии Матвеевны Рылеевой (урожденной Эссен) – мамы
             казненного декабриста Кондратия Рылеева )

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   
Лишь ветер скажет кто, откуда,
И СИНЕВОЙ окутан дол.

Но что-то держит, душу крутит,
Любовь родных – сильней Слеза,
Молитвы Огнь – взывает к чуду,
Но есть предел – всему СУДЬБА.

О Господи! Что есть все это?
Се горе, муки, путь, Куда?
И СОН – грядущего, разлуки …
Немного отдохну, но нет, пора …
                25.12.2010 г. 

Свой комментарий.
Когда я прочитал о пророческом сне А.М.Рылеевой (Эссен) – мамы декабриста Рылеева К.Ф., данным ей Господом, прямо сжалось сердце – ее Крест – его Судьба.
И мы, или нас,  любят самозабвенно, до Спасения нашего, но мы упрямы, мы не ценим Любовь, и … гибнем …
Несколько стихотворных строк сорвались из ниоткуда и улетели в никуда, промчавшись через взволнованное мое сердце; я не успел все уловить, поэтому две верхние строчки пусты. И если посмотреть на стихотворение, то начинается оно и вершится скорее снизу вверх, то есть от конца к началу что-ли … почему? А может от дольнего к Горнему?
25.12.2010 г.

Чуть позже, на сайте www.taday.ru прочитал о Покаянии Рылеева и стало легче. Не могу не привести здесь последнее письмо Рылеева К.Ф., написанное им жене перед казнью, опубликованное на том же сайте:

 «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня.
Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Ето дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога не предавайся отчаянью: ищи утешения в религии. Я просил нашего священника посещать тебя. Слушай советов его и поручи ему молиться о душе моей...
Ты не оставайся здесь долго, а старайся кончить скорее дела свои и отправиться к почтеннейшей матушке, проси ее, чтобы она простила меня; равно всех своих родных проси о том же. Екатерине Ивановне и детям кланяйся и скажи, чтобы они не роптали на меня за М.П. (Михаил Петрович Малютин — привлекался к следствию, но осужден не был. А.М.) не я его вовлек в общую беду: он сам это засвидетельствует. Я хотел было просить свидание с тобою, но раздумал, чтобы не расстроить тебя. Молю за тебя и за Настеньку, и за бедную сестру Бога и буду всю ночь молиться. С рассветом будет у меня священник, мой друг и благодетель, и опять причастит.
Настиньку благословляю мысленно Нерукотворным образом Спасителя и поручаю тебе более всего заботиться о воспитании ее. Я желал бы, чтобы она была воспитана при тебе. Старайся перелить в нее свои христианские чувства — и она будет щастлива, несмотря ни на какие превратности в жизни, и когда будет иметь мужа, то ощастливит и его, как ты, мой милый, мой добрый и неоцененный друг, ощастливила меня в продолжение восьми лет. Могу ль, мой друг, благодарить тебя словами: они не могут выразить чувств моих. Бог тебя наградит за все. Почтеннейшей Прасковье Васильевне моя душевная искренняя, предсмертная благодарность.
Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля.
Твой истинный друг К. Рылеев»

Разве не радость, не счастье, что один из благороднейших людей своего времени – Спасен Господом.
Не может на крови быть счастье для людей. А ведь и мы, и я, чуть ли не ежечасно ругаем наших правителей, и многие из нас готовы к бунту. Но другому учит нас Господь, к другому призывает – к ЛЮБВИ призывает. Все грешны (повторю я вслед), и правители не исключение. Но если мы не простим, и нас не простят (повторю я вслед). А что правители такие – так это и нам испытание от Господа – озвереем мы, обозлимся, или сохраним добрые сердца, пусть в нужде, в тяготах, но останемся ВЕРНЫ.

На фотографии (с указанного сайта) липовая аллея, которая вела к дому Рылеевых в их имении – с.Батово (ныне Гатчинский район Ленинградской области). Дом не сохранился. Портрета А.М.Рылеевой (Эссен) к сожалению найти не удалось.

Царствие им Небесное!


Рецензии
Да, я плакала, когда первый раз читала это письмо. У Мережковского в романе "Александр I" есть эпизод, показывающий, что Рылеев чуть ли не атеист вообще... а я не верила. Потом прочитала это письмо - как-то легче стало на душе. Он казнён - но во искупление греха.
И кстати, есть легенда (не знаю, насколько правда, вроде правда), что во время повешения Рылеев сорвался с виселицы. А значит, по закону должен был быть помилован. Но увы, закона не выполнили...

Екатерина Алипова   02.11.2011 11:58     Заявить о нарушении
Мое отношение к личности Мережковского и его жены З.Гиппиус началось и закончилось когда я где-то прочитал о том, как они радушно принимали у себя дома террориста Б.Савинкова, называя его при этом, что-то вроде "Милый наш убивца". Думаю это правда. С творчеством Гиппиус я немного познакомился, но оно не задело меня. Господь им судья.
Судьба декабристов трагична и когда приходит осмысление, что они противники Божии, еще больше становится не по-себе, ведь нравственное начало было в них велико, и судя по их судьбам, Господь спасал их как мог.
Прочитав письмо Рылеева я испытал за него радость, при всей той грусти, которая никуда не делась.
Что касается обстоятельств казни, то сведения носят противоречивый характер, но скорее произошедшее не легенда, а правда (об этом больше свидетельств), и свершившееся на совести совершающих казнь.
Хотелось бы сказать об Александре 1, раз уж Вы его упомянули. Наверняка и Вам встречалась информация о странной кончине императора в Таганроге и появлении в последующем одного старца, почившего в г.Томске.(?)

Владимир Антонин   04.11.2011 20:46   Заявить о нарушении
Моё отношение к личности З. Гиппиус подорвалось, когда я прочитала, как она встретила приехавшего в Петербург и пытавшегося себя как-то зарекомендовать в поэтической среде тогда ещё весьма юного Николая Гумилёва. "Мальчик, Вы к кому?" Или "И ЭТО Вы называете стихами?!" (не дословно, но смысл такой).
Насчёт декабристов: у того же Мережковского, кстати, в том же романе (который я очень люблю) есть диалог хороший: младшего Голицына (Валерьяна Михайловича) спрашивают: "Значит, и Вы тоже против царя, против Бога?". На что он отвечает: "А разве нельзя быть против царя - с Богом?".
Насчёт Александра I: я историк, для меня тождество Фёдора Кузьмича и Александра - всего лишь красивая легенда (за неимением достаточного числа убеждающих аргументов).

Екатерина Алипова   05.11.2011 10:42   Заявить о нарушении
Екатерина, Вы историк. Много Вы знаете достойных царей, которые обращались со своим народом как не с рабами? Еще когда еврейский народ попросил себе царя, Господь сказал первосвященнику, чтобы он дал им царя, но при этом добавил в том смысле, что пока они были Его народом, Он любил их, а царь сделает их своими рабами и будет обращаться как с рабами. Так и вышло в мировом масштабе. Но есть одно "но". Наши цари были помазанниками Божиими и только подотчетны и ответственны, читай - судимиы за свои дела только Богом, а мы подотчетны царям, хотим мы того или нет, даже, если в этом царе сидит "легион" бесов - на все Воля Божия, поэтому, с годами я пришел и скажу (мое мнение) - нельзя быть против царя, но с Богом. Это в конце концов, быть с Богом, но против ближнего своего, а это уже не быть с Богом.
Об Александре 1. Ведь у него был за плечами страшный грех, мучивший его всю жизнь - участие в заговоре на убийство отца - Павла 1.(Вот кстати пример Павел 1 - если говорить, то опять в осуждение, поэтому говорить не буду). Почему Вы, даже не знакомясь с источниками не можете допустить, что Александр 1 добровольно вверг себя в ничто. Если у Вас есть желание и возможности почитайте об этой истории, поищите, может у Вас изменится мнение. То, что я читал, мне дало основания считать, что правда где-то рядом.

Владимир Антонин   06.11.2011 22:37   Заявить о нарушении
Я понимаю, что нельзя быть против царя и с Богом одновременно. Но декабристы вполне понимали. Многие из них были верующими людьми - и тем не менее, хотели России кто конституционную монархию, а кто и республику.
Насчёт Александра I: да, этот грех висел на нём всю жизнь (причём, скорее всего, не убийство, а потакание убийству), но он и раскаивался, и видел начинающиеся заговоры как Господне наказание за грех... зачем ему уходить, если вся его жизнь после Отечественной войны и так была одним сплошным покаянием?

Екатерина Алипова   07.11.2011 20:20   Заявить о нарушении
Знаете Екатерина, я вот размышляя о нашем разговоре, вспомнил Писание. Ведь "тогда" и "сейчас", да и во времена декабристов - все очень похоже, но ни Господь, ни Апостолы никогда не призывали и никогда не наставляли никого на бунт. Они пытались изменить сердца человеческие, а не условия проживания и государственный строй. А чем Ирод лучше Сталина, они похоже из одной когорты. И страшен-то не Сталин, ведь в конце концов его злодеяния совершены были руками других людей, которые могли и отказаться, и не совершить их, но возможно погибнуть при этом телесно (но душу сберечь) - и многие так и поступали, и получали венцы от Господа!
Декабристы были молоды и страстны в своем стремлении сделать жизнь людей лучше и возможно не заметили как свернули с Божиего Пути на путь самочиния. Да ведь и я был молод и также страстен, но слава Богу мне не подвернулось никакое тайное общество, а то неизвестно где-бы я сейчас был?
Знаете, я вот еще вспомнил Св.князя Владимира - крестителя Руси. Ведь до воцерковления и после - это совершенно разные люди. Меня поразило, что ласковое, даже любовное прозвище Красное Солнышко ему дали простые люди. Я удивился, узнав, что он специально ездил по тогдашней, не шибко богатой Руси, и отыскивал калек , бедных, нуждающихся и ПОМОГАЛ им, вот, что Вера в Бога делает даже с царями. И видимо в благодарность эти люди, а проще сказать, народ, так ласково его и называли.
А Александр 1, то, что мне известно о нем, был по-настоящему верующим человеком, даже глубоко верующим,(но не сразу),(а иначе как-бы человек мог осознавать свои грехи), и свою лепту добрых дел вносил. А старец Федор Кузьмич? Знак вопроса пока остается.

Владимир Антонин   12.11.2011 00:18   Заявить о нарушении
Сколь мне известно, Александр I до Отечественной войны 1812 года и после - это тоже два разных человека. Сначала - молодой, светский, ужасно ранимый и прячущий эту ранимость под маской напускной холодности и высокомерия. Воспитанник Лагарпа и настоящий внук своей бабушки. После войны - глубоко верующий, в некоторых порывах даже мистик, обнаживший эту свою ранимость (и оттого получающий удар за ударом)...

Екатерина Алипова   19.11.2011 10:52   Заявить о нарушении
Не могу не согласиться с таким тонким знанием личности Александра 1.Но что значит "обнаживший эту свою ранимость"? Как это произошло?

Екатерина, еще хочу Вас спросить о другом. Все думал, у кого бы спросить? Возможно Вы знакомы с творчеством Леонида Андреева. В свое время меня взволновала его повесть "Жизнь Василия Фивейского". Меня тогда даже не оставляла дерзкая мысль дописать продолжение, но только бы изменить окончание, только бы, чтобы не так кончалось, только бы спасти Василия Фивейского. Все, что мне удалось узнать - была рукописная исповедь некоего священника А.И.Апполова, который под влиянием учения Л.Толстого отказался от сана. Что Вам обо всем этом известно и какое Ваше мнение о творчестве Л.Андреева?

Владимир Антонин   20.11.2011 23:26   Заявить о нарушении
Екатерина, поздравляю Вас с Днем всех Святых Ангелов Божиих. Чтобы почаще к Вам Гость прилетал!
С уважением.

Владимир Антонин   21.11.2011 00:15   Заявить о нарушении
К сожалению, с творчеством Леонида Андреева не знакома.

Спаси, Господи, за поздравления.

Насчёт Александра I: а кто знает, как это произошло... наверное, он просто разочаровался в своих подданных, увидел, что ВСЕ без исключения благие его начинания искажаются и приводят к дурным последствиям...

Екатерина Алипова   25.11.2011 17:37   Заявить о нарушении