Двенадцать казусов печали
Итак, берем круг и делим его на 12 равных частей, дав каждой из них определенные эмоции:
1 - гордость - человеческое достоинство
2 -алчность - нищета
3 - зависть - отсутствие таковой
4 - чревоугодие - отсутствие аппетита
5 - блуд - фригидность (импотенция)
6 - строптивость - покорность
7 - страх - отчаянность
8 - праздность - трудоголизм
9 - обидчивость - бесхарактерность
10- гнев - равнодушие
11-эгоизм - раболепие
12-самонадеянность - безволие
Часть первая
А теперь дадим более подробные характеристики каждого вида данных эмоций. Начнем с первой - самой трудно выявляемой болезни человеческой психики - гордости. Понятно, что у каждого индивида, имеющего честь и достоинство, это чувство присутствует, ибо даже в Писании сказано "возлюби ближнего своего, как самого себя", то бишь любовь к себе считается нормой. Такой человек не станет опускаться до низкопоклонства и до угодничества, не позволит себе "выкладывать жемчуг перед свиньями "и не сядет с ними за один стол, а всячески будет стараться ограничить себя в общении с таковыми, хотя последние и примут это за проявление заносчивости и гордыни высшей степени. Но, увы, даже Библия рекомендует нам сторониться кощунников и грешников, дабы не оскверниться.
А сейчас рассмотрим обратную сторону медали и дадим определение такому понятию как гордость. В чем же это выражается? А проявляет себя этот порок, прежде всего, в завышенной самооценке, в отсутствии нищеты духа, когда человек все свои заслуги и достоинства приписывает только себе, исключая всякую возможность промысла Божия. Ему наивно кажется, что он произошел от обезьяны, что никакой души у него нет, а, значит, и нет энергетического тела, а внутренний голос он понимает не иначе, как проявление функций мозга. В таких случаях, человек, если и соблюдает заповеди, то только в части правовых норм, позволяя себе впадать во все грехи тяжкие, тем более, если это происходит с соблюдением должной конспирации. И вот приходит день, когда ему дают понять, что сладкая жизнь окончена, и по правилам Закона Божьего гордого преклоняют. Что происходит с таким человеком? Конечно же, у него плывет почва под ногами, он уже всех считает врагами, проявляет агрессию, и в крайнем случае депрессии применяет суицид, как средство выхода из, как ему кажется, безвыходной ситуации. А человек, живущий в Боге, любую жизненную ситуацию примет, как проявление воли Божией, и по мудрости, данной Свыше, а не по-своему разумению, найдет выход из любой жизненной ситуации, не применяя ни агрессии, ни депрессии акции. По словам святых отцов:
"Корень и причина всех человеческих страданий и падений есть гордость; она выражается тщеславием, самомнением, самонадеянностью и есть доказательство скудости ума. Гордость есть отвержение Бога...., источник гнева, дверь лицемерия, хранилище грехов, повод к немилосердию, неведения страдания, бесчеловечный судия, корень хулы... Поэтому Бог гордым противится".
(Священномученик Серафим Чичагов)
Часть вторая.
Помня о том, что "кто неправильно застегнулся на первую пуговицу, уже не застегнется, как следует" (Гете), мы плавно перейдем ко второму этапу нашего путешествия от "А" до "Я", но никак не наоборот, ибо, чтобы подчинить себе природу, надо подчиниться ее законам. И тогда наступает время, когда мы вырываемся из петли гордыни, полностью подчиняясь Господней воле, для выполнения основной своей жизненной задачи:
"Религиозные восприятия - не психологизм, а также реальны, как восприятия мира физического. Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Человек в течении земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или дияволу."
(Игумен Никон Воробьев).
И Христос говорит нам о том, что кто, не с Ним, тот против Него. А сети дьявольские настолько прочны, что вырваться из них, без причинения вреда себе, практически невозможно. И потому помните, что никто так навредить нам не может, как мы сами.
"Говорят, что лягушка, встретив глаза змия, не может оторваться от них, в ужасе кричит, но не может убежать, а все приближается к змию, пока не попадет в пасть" (там же).
Таким образом мы уже приблизили к себе для рассмотрения ту страсть, что связана с материальными благами, вырваться откуда многим помогает только чудо благодати Христовой.
Счастье жертвенной любви – «Забыть себя, быть выше привычных немощей, несовершенств, неправд. Освободиться от земных привязанностей, тем более от греховных пристрастий, жизнь свою посвятить Богу, прилепиться к Нему всей душой, отдать свои силы, способности, время, на пользу ближним, отказаться от временных удовольствий, удобств, прихотей ради иных, высших ценностей - в этом настоящее счастье, которого не отнимут никакие потрясения, никакие лишения и перемены жизни". (Архимандрит Тихон Агриков)
А примеров таких потрясений в нашей жизни уже достаточно. Самым наглядным, как мне кажется, является трагедия Чернобыля. Да смог последнего лета (2010г) тоже многих заставил задуматься об истинных ценностях жизни.
"Чем более человек постигает тайны природы и раскрывает завесы непознаваемого, тем более он удивляется премудрости Творца Вселенной, и дух человека стремится к Богу, восхищенный божественной красотой. С другой стороны, проникая в новый мир, доселе неизвестный, человек сознает свою слабость, недостаточность человеческих сил и естественно тянется к непоколебимому, устойчивому началу, каким является только Всемогущий Бог". (священномученик Онуфрий).
Естественно, что человек должен заботиться о хлебе насущном для себя и для своих ближних, но в этих стремлениях должна быть соблюдена грань желаемого, ибо воронка вещизма порой затягивает многих настолько сильно, что люди начинают терять разум. И вместо того, чтобы довольствоваться уже имеющимися благами, достаточными для нормальной жизнедеятельности, и посвятить себя духовному обогащению, помогая другим, (так, как им когда-то помогали родители, друзья, партнеры по бизнесу, учителя и другие по милости Божией), они выходят на новый уровень запросов, погребая себя в имущественном хламе. "Чем меньше и ничтожнее внутренний духовный мир человека, тем больше необходимости в материальных средствах", по мнению. Р. Тагора. Таковые люди привиделись мне погребенными землей. Понять эту метафору не сложно. Земные ценности для них оказались приоритетными, потому для жизни вечной они мертвы. Не зря Иисус говорит о том, что легче верблюду пробраться через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие. Вернуть таковых людей к жизни очень сложно, ибо всякое желание помочь им обрести истинные богатства, будет воспринято ими в штыки и даже расценено как ограбление. А вот тем, кто еще только мечтает о бренных богатствах, стоит задуматься и переориентировать свои мечты в другом направлении. Я не призываю вас к аскетизму, это должно быть естественной потребностью души, но вот грань на пути добывания хлеба насущного должна быть соблюдена. Этот процесс равносилен принятию спиртных напитков. "Умный пьет, до тех пор, пока ему станет хорошо, а дурак - пока плохо", - считает народная мудрость. Так и в деле обогащения, многие злоупотребляя этим, становятся рабами своего имущества. Святитель Владимир, митрополит Киевский, замечает: "Всякое земное благополучие обращается в проклятие для человека, коль скоро оно привязывает к себе его сердце и не дает ему возвышаться над собою к Небесному Подателю всех благ".
Обращаясь к оборотной стороне этой проблемы, скажу, что не вижу ничего плохого в зарабатывании капитала, коль скоро его можно направить на благо ближним. Например, строя культурно-оздоровительные центры, помогая сиротам и людям, лишенным самого необходимого по причине козней дьявольских.
Таким образом, мы опять приходим к выводу, что отхождение от норм христианской морали ведет к пессимизму, понижению жизненного тонуса и потере как духовного, так и физического здоровья. Именно поэтому люди, пораженные этим недугом, часто прибегают к внешним возбудителям, таким как: наркотики, алкоголь, блуд. Это ведет к о необратимым процессам, и, конечно же, они уже не могут подпитываться такими элементарными источниками благодати как истинные богатства мира сего, что являет музыка, литература, природа, общение. Народная мудрость в свою очередь высмеивает все противоестественное человеческому организму самым безжалостным образом:
"Наркотики хороши, чтобы убежать от реальности, но реальность так богата, зачем от нее убегать?" (Д. Чаплин).
"Некоторые рок-музыканты зарабатывают кучу денег, чтобы запихнуть их себе в нос" (Франк Заппа)
Часть третья.
Переходя к следующему пункту нашего исследования, хочется напомнить о том, что без глубокого детального анализа собственных мыслей и дел, мы можем остаться не у дел и потерять то горчичное зерно, которое нам дано при рождении, и тогда нам не удастся взрастить свое горчичное дерево. Потому будем бдительно отслеживать не только свои поступки, но и мысли. И вот мы добрались к чудовищу под названием «Зависть», которое несет массу бед и страданий не только его хозяину, но и соседям. На чем настаивается это чувство? Какие травы - отравы способствуют его внедрению в наш организм? А все, как всегда, исходит из того же самого источника - безверия и кощунства, ибо Благодать нам дается по мере дара Христова. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Но даже представить себе трудно, каких усилий может стоить достижение этой благодати. И точит зависть как червь тех, кому приходится выполнять сизифов труд, и катят они бочку в гору, да все напрасно, и жизнь их не так прекрасна, как им хотелось бы. И тут вспоминаются слова известной песни советского кинематографа - "Что они ни делают, не идут дела. Видно, в понедельник их мама родила...и рыдают, бедные, и клянут беду, в день какой неведомо, в никаком году", хотя и молятся они упорно. Но, когда человек по милости Божией очистится от греха, то он увидит окружающий его мир в другом цвете, тогда вместо зависти в его сердце найдется место жалости, и он будет искать себе не лучшей доли, а возможности искупить свои прегрешения, ибо только через скорби приходит к нам благодать. "Царство Божие силой берется". И за внешним благополучием ближнего он увидит множество его проблем. Не зря крест нищеты считается самым легким. Потому и зависть по поводу материального благополучия бывает крайне неуместной. Немало есть примеров тому, что у богатых людей в силу нахождения в "зоне везения" соблазнов и, как результат, проблем психологического и криминального плана гораздо больше. Потому, дабы зависть не точила наш райский плод, не дадим ей ход, а будем истреблять этот порок в зародыше.
"Бог благ и подает блага достойным; диавол лукав и способствует в грехах всякого рода. И как за Благим следует беззавистность, так за диаволом всюду ходит зависть. Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается".
(Свт. Василий Великий)
А заходя к этому свойству человеческого организма с другой стороны, увидим в этом худе добро. Так положительный пример из жизни наших близких является хорошим стимулятором активной жизненной позиции, фактором духовного роста. Когда мы изучаем жизнь и деятельность отцов церкви, выдающихся людей своего времени, мы находим много примеров для подражания. Даже жизнь Самого Иисуса является для нас наглядной картинкой доброй зависти, возрождает у нас желание обладать такой же кротостью и силой духа. Человек только тогда прилагает усилия к достижению цели, когда его побуждают к этому его желания. Потому будем жить так, чтобы твердо держаться золотой середины и выполнять завещания святых отцов:
"Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь - там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от диавола. Спасайтесь".
(Из завещания игумена Никона (Воробьева))
"Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, ЗАКОН БОЛЕЕ ТВЕРДЫЙ, ЧЕМ НЕБО И ЗЕМЛЯ, ЗАКОН, ЧТО МНОГИМИ СКОРБЯМИ ПОДОБАЕТ ВНИТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ".
(из писем игумена)
Часть четвертая
Исследование следующего порока хочется начать с такой фразы "некоторые едят, чтобы жить, а иные живут, чтобы есть". И это уже отражает их внешность. Стоит ли так нагружать свой организм пищей, чтобы она уже вместо пользы приносила элементарный вред? И начинается внедрение всяких диет, хотя гораздо проще методом гениальности просто ограничить себя в еде и не насиловать свой организм, который был создан Богом для иной цели, нежели удовлетворение желаний плоти - "не хлебом единым жив человек". На вопрос как проводить жизнь, Серафим Саровский отвечал таким образом:
" Вот что делай: укоряют - не укоряй; гонят - терпи; хулят - хвали; осуждай сам себя, так бог не осудит, покоряй свою волю воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло; блажен человек, который знает это, люби ближнего твоего; ближний твой - плоть твоя. Если по плоти живешь, то и душу и плоть погубишь; а если по-Божьему, то обоих спасешь..."
Но и усугубление в этом отношении не приветствуется жизнью. Человек не должен делать свою жизнь мучением и истязать свой организм. Это уже проделки прелести. Таким образом бесы отвращают многих от истинной веры, зацикливая их внимание на соблюдении диет, как будто в этом истинное призвание христианина. И человек через огромные усилия укрощая плоть думает, что уже достиг благодати Христовой, но это не есть так, ибо нет радости на устах. Таковыми были и фарисеи, распявшие Христа, потому он им и дорог не стал.
"И вот премудрость Божия! - Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в Царствии Божием многих внешних праведников... По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это - спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плевел легко бы возникала гордость, а бог гордости противится... Познавайте свою немощь и греховность, не осуждайте никого, себя не оправдывайте, смиряйтесь, и Господь вознесет Вас в свое время".
(игумен Никон (Воробьев)).
Часть пятая.
Продолжая наше путешествие по тайнам изведанного, хочется напомнить вам, что, по мнению учены, есть три вещи, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. И таковыми являются: сон, еда и секс. Когда Серафима Саровского спросили о посте и браке, он ответил:
"Царство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе; только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благословен Богом: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся. Только враг смущает все".
Но и эту потребность человеческого организма следует рассматривать в разных ипостасях. От развратности, когда блуд уже становится сточной канавой до полного отказа от секса в силу убеждений либо излишней педантичности. Тема эта довольно-таки щекотливая, и потому я коснусь ее вскользь. Так, к примеру, современная действительность предполагает наличие гражданских браков, как возможность скрасить одиночество свободных субстанций либо, как период становления отношений, когда люди проходят испытательный срок. Трактовать такой блуд как проявление тяжкого смертного греха, наравне с убийством или прелюбодеянием я бы не стала, а только рекомендовала бы осторожней относиться к чувствам друг друга. Ибо, когда мы заполняем такими отношениями чувственную пустоту, либо в других целях используем ближнего, то это, как правило, приводит к тяжелым жизненным последствиям, негативным кармическим следам, а иногда и к криминалу. Потому следует соблюдать предельную осторожность, впуская в свое энергетическое пространство первых встречных либо людей, с которыми мы не готовы связать свою дальнейшую судьбу. И если вы уверены в избраннике и готовы идти с ним к аналою, то тянуть с этим не рекомендуется, ибо только в таком случае вы обретаете защиту ваших отношений от сетей дьявольских. И тем более ваше будущее чадо не должно быть зачато в грехе, это уже нужно для спасения не только вашего, но и дитя.
"Пора бы тебе знать, что враг не оставит в покое никого из желающих спасения и, следовательно, борьба с ним до смерти не прекратится. Побороть же его своей силой не может никто. Разрушить дело диавола и пришел на землю Господь. Он и борется против диавола и греха с теми, кто всегда призывает Его на помощь... Для православного оружием против диавола являются: молитва, трезвение, смирение".
"Очень прошу всех родных и близких твердо держаться православной христианской веры и прилагать до смерти все усилия ко спасению души через исполнение евангельских заповедей и частого (не реже одного раза в год) исповедания грехов и причащения".
(Игумен Никон Воробьев)
К этому призываю вас и я, ибо как сказал Господь Иисус Христос "милости хочу, а не жертвы". "Учитесь следить за собой, за своими мыслями, словами, чувствами; следить и все противоречащее Евангелию отгонять молитвой Иисусовой" (там же). Учитесь соблюдать чистоту душевную, дабы не потерять благодать, которая дается по мере дара Христова.
Часть шестая.
Так от одного к другому, тесно взаимосвязанному между собой, мы добрались до следующего источника наших эмоций, а именно такой черте характера, как строптивость в худшем варианте, кротости в идеальном и подчинение любой воле в крайне правом положении. Начнем с крайне левого положения и поглядим, к чему это приводит.
"Мы принимаем все, что получаем,
за медную монету, а потом -
порою поздно пробу различаем
на ободке чеканно-золотом".
(С. Маршак)
Ибо тот, кто противится Божьей воле, как правило, оказывается у разбитого корыта. Смирение учит нас покоряться воле Божией, принимать все посланное, как испытание на прочность. Тут все происходит точно как в сказке «Морозко», когда красна девица на все вопросы дедушки отвечает без ропота на долю лютую, покоряясь своей доле. "Царство Божие силой берется", так и мы через усилия воли всегда получаем желаемое. Так, по словам Серафима Саровского:
"Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостворит все, к чему бы ни прикоснулся".
"Блажены кроткие, ибо они наследуют землю" - эта заповедь блаженства уже сама по себе дает ответ на главный вопрос: быть или не быть строптивым? Стоит ли перечить воле Божией и отказываться от даров спасения, стоит ли идти узкими путями или выбрать легкий широкий путь с мимолетными радостями и вечными скорбями? К блаженству Высшему путь труден, туда добираются только сильнейшие, как в игре "царь горы". А вот попасть в темное царство можно легким путем, там двери открыты всегда любому желающему окунуться в это болото, но выход, как сами понимаете, тут не всегда там, где вход, придется понести потери, то есть за выход приходится платить. И хорошо, если плата будет в денежном выражении, в иных случаях мы несем непоправимые потери - либо теряем близких, либо здоровье. И когда я вижу искалеченных жизнью людей, я прекрасно понимаю, что им оставили жизнь для спасения, но не все идут этим путем, а стараются найти опять легкий широкий путь, занимаясь попрошайничеством, не спасая, а еще больше калеча душу. И вот представьте на их фоне тех, кто, имея все роскоши жизни, отказываются от них, ища горнего блаженства. Любую муку надо принимать с благодарением, как возможность очиститься от негатива. Так, вспоминая жизнь отца Иона Атаманского, хочется вам привести такой пример.
"Его родная дочь причиняла много горя ему. Перед своею смертью он сказал ей: "Я вымолю у Бога мучительную смерть для покрытия твоих грехов и для спасения!" В последствии она сошла с ума и попала в дом умалишенных. Когда пришли немцы, они расстреляли ее вместе с другими психическими больными".
Ропот - мерзость пред Богом. Он все делает для нашего спасения. Принятие доли означает выход из петли. Когда мы смиряемся с обстоятельствами, как результатом наших ошибок, то полностью подчиняемся воле Божией и таким образом выходим из стрессовых ситуаций. В таком, расслабленном состоянии, нам и приходят на ум нужные решения, и организм сам справляется с болезнями, будучи настроен на позитив. Всякие отрицательные эмоции способствуют возникновению и усугублению заболеваний, происходит поражение клеток. Потому считается, что первым шагом к выздоровлению служит настрой на успех.
"Как змеи ядовитой, нужно остерегаться ропота. Неблагоразумный разбойник ропотом и бранью не только усилил свои муки, но и погиб навеки, а благоразумный - сознанием, что достойное по делам приемлет, и страдания облегчил, и Царствие Божие наследовал".
(Никон).
Претерпевший до конца, спасется. Потому строптивость приносит злые плоды. И когда нам открываются те или иные пути спасения, нужно принимать их смиренно с благодарением Бога за сей щедрый дар. А строптивость как пожар губит все полезные начинания. Сам огонь по сути своей приносит пользу, и только неосторожное его использование приводит к трагическим последствиям. Так и наши желания должным образом надо контролировать, чтобы направлять их в русло благодати. Господь сказал "Любящия Мя люблю, ищущие Мене, обрящут благодать" (Прит.8, 17).
"Душа человеческая всегда стремится к свету обновления, как цветочек тянется к теплому солнцу. А без этого Христова света душа увядает, замирает, главное - грубеет. Нежная красота, благородство, изящество жизни, прелесть бытия, обновление - все возможно только Христом - Светом благодатным, Божественным, тихим и неугасающим. В Нем вся полнота и свежесть жизни, вечная радость, бесконечное наслаждение".
(Архимандрит Тихон (Агриков)).
А когда мы впускаем в душу грешные помыслы, то там поселяется сам дьявол.
"...дьявол сам вселяется в человека через привязанность его к земному: он нередко входит в наше сердце как наглый победитель через мгновенное пристрастие к земному, не отвергнутое тотчас, помрачая, подавляя, умерщвляя дух наш и делая его не способным ни к какому делу Божию, заражая его гордостью, хулою, ропотом, презорством святыни и ближнего, противлением, унынием, отчаянием, злобою".
(Иоанн Кронштадский).
Только когда человек осознает это, он будет всячески стараться избавиться от такого квартиранта, претендующего на роль хозяина. И только вера крепкая, вера нерушимая во всемогущество Творца помогает навести в душе порядок, нужный для поддержания всех жизненных функций.
Тогда человек всеми помыслами "прилепляется к Спасителю, будет взывать к Нему, как утопающий ап. Петр. Тогда он перестанет осуждать и других людей, а с любовью к ним будет терпеть их недостатки, тогда перестанет роптать, если его обидят, оклевещут, будут распинать, а скажет искренне: достойное по делам моим приемлю. По суду Божию все грешники должны терпеть некоторые страдания как следствия греха. Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть?"
(Игумен Никон (Воробьев)).
И заходя к этому вопросу с позиции оборотной стороны, замечу, что не следует быть полностью покорным обстоятельствам, принимая любые обстоятельства вашей жизни за волю Божию. Таким методом пользуются, как правило, люди малодушные. Так, к примеру, алкоголик, свою участь рассматривает, как крест, данный Свыше, не желая бороться за освобождение своей души из плена алкоголизма. Или известны другие случаи, когда утопающим предлагаешь грести веслами, чтобы не плыть ни по течению, ни против, а туда, куда им, действительно, нужно, а они безвольно опускают руки, забыв, что все в наших руках. Ангелы никогда не оставят своего подопечного, пока в нем есть хотя бы молекула души.
Часть седьмая.
Следующая эмоция, способствующая возникновению пессимизма, и как результат, черной полосе нашей жизни, держится на страхе. Что такое Божий страх, мы в данном случае рассматривать не будем, поскольку это не связано с появлением парализующих тело и душу функций, а, скорее, выражено в защитной реакции организма, желающего нас уберечь от неприятных встреч. И этот страх скорее напоминает предостережения матери, учащей своего ребенка не прикасаться к огню и другим опасным предметам при помощи магии слова "нельзя". Это будет золотой серединой этого понятия. Крайне левым положением будет такое положение дел, когда человек не контролирует свои действия вообще, вызывая огонь на себя, привлекая к себе беды и напасти драконьей пасти. Так ведут себя, как правило, люди под кайфом или неадекватные. У любого здравомыслящего человека никогда не возникнет желания искушать Бога, привлекая к себе неприятности. Потому поговорим мы с вами сейчас о том страхе земного порядка, который мешает принятию нужных решений, парализует мыслительную и трудовую деятельность. Человек, истинно верующий, во всем полагается на волю Божию, потому и животного страха не имеет, что многими может трактоваться как безрассудство.
"Да есть такая сила, против которой ничто не может устоять. Это сила - любовь, любовь сильнее жизни и смерти". "Страха несть в любви", - говорит святой апостол. (1 Ин. 4,18) Любовь потому сильна, что Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8)".
(Архимандрит Тихон (Агриков))
Все испытания, посланные нам судьбой, следует рассматривать как средство приобретения опыта, накопления смирения. "Человек, приобретший смирение, обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения диявола отражаются, - считает игумен Никон Воробьев, - Сколько бы Вы ни падали - не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраняйте хоть "одну точку", которая видит и осознает, и сокрушается иногда о Вашем состоянии, - и Вы не утонете в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст Вам руку, как утопающему апостолу Петру. "Мир вас возненавидит", - сказал Господь Своим ученикам две тысячи лет назад. Это пророчество до сих пор непрерывно исполняется над учениками Христовыми, но исполняется и другое пророчество: "мужайтесь. Я победил мир. Тот, кто в вас, больше того, кто в мире", - приводит слова Иисуса апостол Иоанн Богослов.
Уповающего на Бога не могут испугать жизненные трудности, он слепо верит Создателю, как ребенок матери. И все складывается должным образом - утихает шторм и приходит долгожданная благодать - полная гармония с миром, каким бы он не был. "Грядущего ко мне не изнежу вон!" - утешает нас Господь. И мы как дети тянем к нему свои руки в надежде на спасение от бурь житейского моря. А с Ним любое море по колено.
"...не бойтесь будущего, С нами Бог сегодня и завтра и вовеки. Бойтесь только оскорбить Его каким-либо грехом. Если по немощи впадем во что-либо неладное - покаемся, и Господь простит нас, не нужно только сознательно выбирать зло (грех), оправдывать себя, роптать на Бога. Не бойтесь ничего. Дерзайте, возложите все ваши скорби, недоумения, опасения, обиды от бесов и людей на Господа, и Он хочет и знает, как освободить Вас от них, когда это будет полезно вам.
Не верьте себе и людям. Верьте слову Божию, Евангелию. Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе дает вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, - что жизнь мирских людей покажется (как она и есть на деле) ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей. Вы счастливы. Берегите это счастье. Благодарите за это Бога, и Он за благодарность усугубит, многократно увеличит Свою милость, сколько вы можете понести".
(игумен Никон (Воробьев))
Часть восьмая.
И вот, отбросив основных врагов человеческой сущности, мы, ощутив некую легкость движений, приблизились к праздности. Попробуем распознать ее губительные качества. Как мы уже выяснили, человек приходит на землю для того, чтобы усовершенствовать свою душу, сделать ее неуязвимой, достичь такого душевного и физического состояния, при котором ты уже не ощущаешь вериг этого бренного мира, а Господа бремя, как мы уже осознали, легко. Так как в таком случае может быть использована праздность, если именно она притупляет все желания? Не вкусив тягот труда, не испытаешь сладость отдыха. "Сон неутомленных утомителен". Являясь праздным созерцателем жизни, не ощутить блаженства творения, что является высшим из блаженств на земле, ибо при этом человек уподобляется Создателю. А творим мы при желании всегда и повсеместно. Кто-то проявляет свои навыки и способности на предназначенном ему поприще, кто-то вкладывает свою душу в воспитание детей и т.д. Не окунувшись в глубины житейские, невозможно испытать жизнь на вкус и цвет. И, как известно, только перенесенное нами приносит пользу. Праздности сопутствует, как правило, и внутренняя пустота, которая чревата пагубными привычками.
"...которая является подлинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу. Такой человек не разборчив в выборе средств к этой цели..."
(А. Шопенгауэр)
Работа, по словам Вольтера, отгоняет у нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Мы имеем возможность раскрыть свои способности и применить их на благо ближнего, дополняя этот мир жемчужинами мысли, слова, музыки, живописи и рукотворными делами.
"Немногие для вечности живут,
но если ты мгновенным озабочен -
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!"
(О. Мандельштам)
И таким образом от праздности мы плавно перешли к усиленному труду, направленному на заботы о дне нынешнем и даже грядущем в усугубленном варианте. И тут просятся в строку Библейские слова о том, что мало толку в том, что ты обретешь целый мир, если при этом потеряешь душу. Не думать о завтрашнем дне в таком, вещественном варианте, нам рекомендует Писание, а передать эту заботу Богу. Птицы живут днем настоящим, не заботясь о грядущем, так и человек жить должен, занимаясь заботами текущего дня. И больше трудиться над богатством души, нежели дома, потому что счастье человека в высшей гармонии духа.
"Жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом".
(Сенека, 6, 3)
Часть девятая.
Не менее опасным возбудителем печали является обидчивость. Она по характеру своих проявлений равносильна зависти, и потому отправим ее с легкостью борца в нокаут, дабы она не удручала нас своим появлением. Федор Достоевский приводит в качестве примера для борьбы с этим недугом турецкую пословицу:
"Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели".
Раздражаясь из-за нанесенных обид, мы наносим вред своей психике. И как мы сами вредим себе, не способен нам навредить ни один враг, по словам Ш. Руставелли. Попав в воронку негатива, мы истязаем себя неприятными мыслями, отравляя горечью полыни свой организм, вместо того, чтобы радоваться жизни во всех ее проявлениях, понимая причины и следствия того или иного явления.
"Счастливый человек - это тот, кто в наименьшей мере ставит свое счастье в зависимость от других людей и кто в то же время обладает разнообразными вкусами, которыми он распоряжается по собственному желанию". (К. Гельвеций)
Обретя такую энергетическую оболочку, основанную на смирении, нас никто и никогда уже не сможет вывести из равновесия, из гармонии духа, никто не сможет оскорбить. А аскорбиновая кислота замечаний или вражеских нападок будет лишь витаминизировать наш организм. Мы будем благодарны своим обидчикам за указание на недостатки, за парилку духа, позволяющую нам очиститься от земной пыли.
"Что ни пошлет беда, что ни пошлет удача,
Приемли в жизни все, то радуясь, то плача.
И если счастье сам ты взять не мог,
Его не смогут дать ни царь земной, ни Бог".
(Мирза Шафи)
Ежедневно читая молитву "Отче наш", мы просим Господа оставить нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим, предоставляя Богу право вершить Суд. В этом и есть высшая мудрость жития. Людей, способных нанести увечья своим близким, следует принимать за душевно больных, ибо тем самым они вредят, прежде всего, самим себе. Именно по этой причине надо избегать всяких склок и потасовок. Спорить с невеждой все равно, что биться лбом о стену, а пытаться успокоить скандалиста, все равно что пытаться перегавкать собаку. Ничто так не обескураживает обидчика, как полное безразличие к его нападкам. Так будем "мудры как змии и кротки как голуби", чтоб обрести вечную благодать.
"Все время помнить прошлые напасти,
пожалуй, хуже свежего несчастья.
В страданиях единственный исход -
По мере сил не замечать невзгод".
(У. Шекспир)
Но не замечать их полностью, мы тоже не можем и даже не имеем права, ибо таким образом Господь указывает нам пути. И там, где нам становится неприятно находиться, там, где наша душа оскверняется выхлопами нечистого духа, мы пребывать не должны, дабы не отравиться смогом преисподней. Потому переводя ручку регулировки наших эмоций в крайне правое положение, следует отметить, что в состоянии полного подчинения чужой воле чаще всего проявляет себя бесхарактерность. Человек, будучи подавлен негативными эмоциями, становится пресмыкающимся перед всеми и каждым, его жизнь превращается в ад и трудно найти дорогу назад в светлое прошлое, где его не угнетало настоящее пошлое. Таким образом, будем внимательно следить за своим самочувствием не только тела, но и души, ибо нельзя, причиняя вред душе, не вредить при этом телу. И не стоит при этом прибегать к оправданию своего плачевного положения волей Господней, особенно, когда душа полна всяких дурных помыслов. Даже вокруг святых черти водятся, вводя их в искушение. По словам Плутарха "Бог - надежда для храброго, а не оправдание для трусливого".
Часть десятая.
От состояния полного безразличия к обидчикам, находясь в штиле духа, мы вынуждены в силу обстоятельств попасть в шторм, и понять причины и следствия его действия. Держать свой дух в узде - удел избранных. Потому и выплески эмоций, в данном случае негативного плана, так нередки. Кто-то приписывает это горячему нраву, кто-то психической неуравновешенности, кто-то приступам депрессии, но во всех случаях причиной агрессии служит слабая воля и низкого качества дух. По словам Паскаля " Укрощение страсти - суть добродетели... когда страсти владеют нами, они суть пороки". Эмоциональная атака такого плана чревата тяжелыми последствиями как для нападающего, так и для его жертвы, потому приходится защищаться не только от зверя, но и от человека, особенно в случаях общения не на равных, когда нападающий твой начальник или, что еще хуже, родитель. Никогда еще агрессия подобного вида не давала положительных результатов. Лучший метод воздействия на подчиненных - это любовь, настоянная на здравом смысле. Велика сила внушения доброго поведения собственным примером либо примером других людей, достигших высоких жизненных показателей.
"Совершенство мира всегда адекватно совершенству того духа, который созерцает его. Добрый находит на земле рай для себя, злой уже здесь вкушает свой ад". (Г.Гейне)
И человек со зрелой душой понимает причины незрелости другого, как взрослый человек понимает причины неразумного поведения ребенка, и потому относится к таковым как к неразумным существам, помогая им обрести зрелость мышления. А человек, не владеющий своими эмоциями, кидается на близких со злостью бешеной собаки, являя тем печальную картину, а порой и комичную, и это в лучшем случае. В худшем дело может принять криминальный оборот, и тогда рушится его жизнь в одночасье и бывает затруднена дорога в счастье. Не зря считается, что с человеком хорошим не бывает ничего плохого, ибо такой человек сам живописует свою жизнь как художник, и потому он менее всего зависит от обстоятельств внешнего мира.
"Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.
Но добродетель от нас отделили бессмертные боги
Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога
И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины,
Легкой и ровной станет дорога, тяжелая прежде".
(Гесиод)
И тот, кто идет этой нелегкой дорогой, приобретая новые знания личным опытом, руководствуясь дорожными знаками, всегда находит рай для себя и для своих близких. Строптивый, даже спотыкаясь, не обретает опыта и наступает дважды и так далее на одни и те же грабли. Усмирить шторм своей неуравновешенной души не так уж и трудно, если представлять себя в момент гнева со стороны или даже заглядывая в зеркало, если есть такая возможность. Картина вызовет в нем ужас отвращения и ему даже с самим собой будет неприятно общение. Человек благородный и выдержанный никогда не опустится до истерики и даже случайно оброненная слезинка покажется ему верхом эмоциональной невоспитанности. Люди испорченные, по словам Ф. Бэкона, «убеждены в том, что честность и порядочность существуют только из-за какой-то неопытности или наивности людей и лишь потому, что те верят разным проповедникам и учителям, а также книгам, моральным наставлениям и всякого рода ходячим и избитым истинам". Но на самом деле тот, кто не соблюдает правила движения на дорогах, всегда обречен на аварию, потому мы и вынуждены защищаться от себе подобных. "Противоречий много в человеке: источник правды чист, но мутны реки" - (Байрон). Вот и получается, что мутные реки сознания таковых причиняют беду их носителю и жизнь их превращается в сущий ад.
"Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло; она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее". (М.Монтень)
"В жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки. И даже сама жизнь доставляет им удовольствие".
(Аристотель)
Таким образом, усмирив шторм в море наших эмоций, мы подошли к рассмотрению крайне правой точки этого состояния. Так, мы не роботы, а живые существа, и не ощущать внутреннего раздражения в силу действия инстинктов тоже не можем.
"Уму свойственен также гнев не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, то есть, если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага. Финеес, сын Елеазаров, подвигнутый сим гневом, пронзил мужа вместе с женою, и ярость Божия отступила от народа своего (Чис. 25, 7, 8)...Есть ненависть духа, сообразная естеству, которая побудила пророка Илию умертвить всех студных пророков, каких он тогда нашел (3 Цар. 18, 40)...Без сей ненависти ко врагу не открывается слава души".
(Прп. авва Исаия)
Даже Богу свойственен гнев. Об этом свидетельствует и всемирный потоп и трагедия Содома и Гоморры. Потому сказать, что можно достичь полного равнодушия к агрессии, тоже не следует. Ярки примеры нашего не столь далекого прошлого, когда геноцид фашистов чуть не стер с лица земли целые нации. На этот счет есть сильное стихотворение К. Симонова, в котором он таких людей называет зверьем, что полностью соответствует истине. Уничтожать врагов Отечества и ненавидеть врагов Христа призывал и Филарет Московский во время войны с захватчиками, поддерживая начинания Минина и Пожарского, и даже монахи защищают свою обитель от вражеской стрелы. Этот гнев вполне оправдан и необходим. Любая птица защищает своих птенцов от хищников, не задумываясь о последствиях. Так ведет себя и каждая мать, не давая дитя в обиду. Но это исключительные случаи, ибо из каждого правила есть исключения. Но в целом, гнев не должен руководить нами. А должно господствовать желание быть милосердными и проявлять "милость к падшим" по примеру Иисуса, милости желающего, а не жертвы. Так по словам Писания, "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими", "Возврати свой меч в его место, ибо, все, взявшие меч, мечом погибнут". (Матф. 26, 52).
Часть одиннадцатая.
Будь жесток к себе, если хочешь добиться совершенства, - учит нас школа мужества. Это должно быть жизненным девизом каждого. И поскольку речь зашла об эгоизме, то впору раскрыть эту тему во всей глубине этой проблемы, ибо одна из главных заповедей гласит: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Если это не произойдет, то эгоиста ожидает полное одиночество. Даже ангелу будет неинтересно с таковым общение. Так Библия учит нас, что все, что мы делаем для близкого, мы делаем самому Господу. В этом случае показателен пример Артабана. Мудрый звездочет, узнав по звездам, что родился Христос, продал все свое имущество и приобрел три драгоценных камня, чтобы с другими волхвами отправиться на восток и преподнести их в дар новорожденному. Но по дороге ему встретился больной еврей. Оказав ему помощь, он отстал от каравана, потому ему пришлось продать один камень, чтобы снарядить свой караван. Но когда он прибыл в нужное место, там были гонения на новорожденных, и, увидев несчастную мать, прижимающую к рукам ребенка и взывающую к помощи, он отдал другой камень начальнику воинов и тем самым спас младенца. Долгие годы он искал Царя мира, но нигде не находил. И оказавшись в Иерусалиме в день казни Христа, он понял, что опоздал. Вдруг он увидел пленную землячку, взывающего его о помощи, и Артабан достал последний камень и отдал воинам, выкупив пленницу. В этот момент вдруг стало темно, но луч солнца, пробившегося сквозь тучи, осветил лицо несчастного. "Господи, произнес счастливый Артабан, когда же это я видел Тебя алчущим и жаждущим или в темнице, и помог Тебе?" "Что ты сделал малым сим, то сделал и Мне" - послышался тихий голос Спасителя". Это выражение можно применить и в обратном действии, то есть, все плохого, что мы делаем близким своим, мы делаем Самому Господу.
"Ум, предмет нашей гордости, не пригоден ни к тому, чтобы найти счастье, ни к тому, чтобы его дать... Сила характера, стойкость, верность, доброта - вот те дары, которые следует испрашивать у неба... Самая главная проблема в жизни - это страдание, которое причиняешь, и самая изощренная философия не может оправдать человека, истерзавшего сердце, которое его любило".(Б. Констан)
Сам по себе эгоизм уже опасен тем, что он своими проявлениями отталкивает любящие сердца. Никто не захочет иметь эгоиста отца или мать, жену или мужа. Отношений стужа заставит искать солнце летнее, не безответное. И потому эгоист будет обречен на одинокое скитание по этой жизни, ибо к какому берегу не причалил бы его челнок, везде он будет душою одинок. Только к солнышку любви жертвенной, способной на подвиги, тянутся наши ручки. Как солнца лучики от доброго человека исходит теплота. И любому приятна душа та. Потому так много друзей у людей с открытою душой и добрым сердцем.
"Заметьте, что холодные люди вообще бывают великие эгоисты. В них действует более ум, нежели сердце; ум же всегда обращается к собственной пользе, как магнит к северу. Делать добро, не зная для чего, есть дело нашего бедного, безрассудного сердца". (Н.Карамзин)
И, рассматривая оборотную сторону этого свойства человеческого организма, хочется заметить, что себя мы любить все-таки обязаны и не издариваться. Когда человек забывает себя ради блага ближнего, происходит не совсем приятная ситуация, чреватая раболепием. Тогда он и его жизнь полностью зависит не от воли Божией, а от воли его господина, которому он прислуживает. И в таком варианте уже не работает ни вторая по значимости заповедь "возлюби ближнего, как самого себя", ни тем более первая "Я твой Бог", так как появляется кумир, которому служат, подавляя в себе все желания и порой даже способности. В таком случае личность не получает своего развития, а, напротив, чаще всего полностью разрушается.
Таким образом, будем и здесь держаться золотой середины и соблюдать жизненное правило "поступай с близкими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой", помогая им преодолевать жизненные трудности, не становясь при том их рабом. Рабом души каждого из нас должно служить тело и использовать мы его должны как ездоки лошадь, и понукая и давая ему овса.
Часть двенадцатая.
И вот, завершая наше путешествие по каналам таинственного города под названием "Жизнь", мы плывем к финишу по каналу "Самонадеянность". Следуя в этом направлении, мы по пути все больше замечаем разочарований и ослабления духа, ибо нарушается главная заповедь "Я твой Бог", соблюдение которой позволяет нам ощущать блаженство жизни, основанное на спокойствии духа и надежде на Бога, управляющего наши пути. Человек, который надеется на самого себя, всегда терпит фиаско. И вся его эмоциональная цепь состоит из звеньев страха и тревоги, и даже счастливые моменты жизни будут омрачены опасениями потерять их.
"Да, слабость, а не любовь производит безграничные печали и страхи у людей, не укрепленных разумом против ударов судьбы; у них нет даже способности наслаждаться, когда им дается в руки предмет их желаний, потому что мысль о возможности лишиться его в будущем заставит их вечно мучиться, трепетать, опасаться". (Плутарх)
Надежда на себя не позволяет обрести мудрость, открывающую нам тайны мироздания, указывающую подоплеку каждого события, каждой мысли. Это поведение по сути своей напоминает строптивого ребенка, считающего себя мудрее матери и впадающего в различные искушения, приносящие ему непоправимый вред.
"Гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения ими".
(Свт. Игнатий Брянчанинов).
Без помощи Господа невозможно победить страсти, враг одолевает такого вершителя своей судьбы, ибо самомнение уже отвергает саму возможность обращения к помощи. Этим в полной мере и воспользуется враг, внушив подопечному, что он сам в состоянии управить свои пути и справиться с трудностями. Это равносильно тем случаям, когда больному не рекомендуют обращаться к врачу, предоставляя возможность самому организму справиться с болезнью, что ведет к печальным последствиям. Как показывает жизнь, все великие победы духа совершали люди исключительно глубоко верующие. Примером тому может послужить поступок царской семьи, смиренно принявших свою смерть, не позволяя тем самым разжечься конфликту, который привел бы к кровопролитию. Маршал Жуков был верующим человеком да и сам атеист Сталин не гнушался помощью людей не от мира сего и помощью Богородицы, позволив сделать крестный ход вокруг Москвы при окружении ее фашистами.
"В Писании сказано: побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3, 21)...мы без помощи Вышнего не можем одолеть врага совершенно, не можем обрести над ним никакого перевеса". (Прп. Лев Оптинский.
"Когда диавол держит кого-то в рабстве, то преимущественно заботится о том, чтобы все более и более омрачать его духовным ослеплением, отгоняя от него всякий добрый помысл, могущий привести его в сознание пагубности своей жизни". (Прп. Никодим Святогорец)
Всякая самонадеянность приводит к падению, ибо там, где нет Бога, господствует бес. Любой дух, как воздух заполняет свободное пространство. И там, где нет кислорода, будет углекислый газ, отравляющий организм. Человек уже сам не справляется с проблемами, и как результат с болезнями, и пичкает себя всякого рода лекарственными средствами, приносящими ущерб организму, тогда как он сам способен справиться с любыми недугами, кроме травматических случаев, где необходимо хирургическое вмешательство. Хотя и сами эти повреждения - результат грехопадения, как правило.
"Тело есть раб, а душа - царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями, ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя, да и самая болезнь телесная иногда рождается от страстей. Отними грех, и болезни отстанут, ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает Василий Великий: "Откуда недуги? Откуда повреждения телесные.? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что более всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, подвергаемся различным и многообразным недугам" (Прп. Серафим Саровский).
Таким образом, мы уяснили для себя, что самонадеянность - блуждающие болотные огни, потому будем во всем и всегда уповать на Бога. Но для этого надо уметь распознавать свойства духов, дабы не попасть в дьявольские тенеты, принимая внутренний голос исключительно за глас Господний. В нашей жизни как в шахматной игре постоянно происходят сражения между белыми и черными духами. Сделав шаг, мы не можем вернуться в прежнее положение, а исправить ситуацию можно исключительно, правильно сделав следующий шаг, изменив тем самым расстановку сил на шахматной доске, чтобы не жить в тоске. Потому и полное отречение от собственной воли, когда приходится плыть по течению жизни, не прибегая к веслам, ведет к печальным последствиям. Господь нам предоставил право выбора, право самостоятельного принятия решений. Мать учит ребенка основам жизнебезопасности только на первых порах, а потом отпускает его в свободное плавание, когда он уже принимает решение сам, основываясь на полученных знаниях, в нашем случае это Заповеди и сама жизнь Иисуса, рожденного для нашего спасения. Взяв на себя наши грехи, Он дал нам возможность превратить жизнь на земле в райский сад, но мы упорно превращаем ее в ад, не желая считаться ни с моралью веков, ни с народной мудростью, ни тем более с Библейскими правилами жизнеобеспечения. И впадая во все тяжкие, наносим ущерб не только себе, но и мира зданию в целом. Хотя пора бы уже понимать, что от каждого из нас зависит будущее планеты, и других путей спасения нету. Конечно, жизнь на земле будет продолжаться до тех пор, пока здесь будет жив хотя бы один праведник, но эта жизнь будет напоминать более медленную смерть, процесс распада, ибо уже сын не почитает мать, отец не стремится сохранить семью, мать не готова ребенку примером стать.
И заканчивая эти исследования человеческой психики, хочется отметить, что все мы малые капельки одного бурного житейского моря, потому для нас не должно быть чужого горя. Поэтому надо по мере сил и возможностей помогать близким обрести силу духа и уверенность в правильности выбора праведного пути, чтоб блаженство истинное обрести, а не то ложное, односложное, поддерживаемое искусственно, как искусственное дыхание. И в завершении пусть апофеозом всему вышесказанному прозвучат слова Серафима Саровского на эту тему:
"Когда злой дух печали овладевает душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования....Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать. Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел...
Выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетели. Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни направо, ни налево (см. Притч. 4, 27) и давать духу духовное, телу - телесное, для поддержания временной жизни потребное".
"никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17это есть тень будущего, а тело - во Христе (2, 16-17)
- если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" …Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти (2, 20-23)
- умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления"
(К Колос. 3, 5-6)
Примечание.
В работе использована литература:
-Православный календарь на 2011 год "Христовы воины".
-"Перекличка веков" - книга афоризмов, "Мысль" 1990г., сост. В.Г.Носков.
Свидетельство о публикации №111012205992
Библия
Церковный календарь за 2011, даже два - отрывной и книжный.
Книги афоризмов, штук 10
Пословицы и поговорки, сказки и другая народная мудрость
Жизненный опыт
Преображенская Лариса 23.01.2011 13:18 Заявить о нарушении