Тоталитаризм Статья из книги Этногенез и Цивилизац
ТОТАЛИТАРИЗМ (исторический и политический термин). Культивирование лишь одной идеологии (или религии) в ущерб другим идеологиям (или религиям) в данном государстве, поддерживаемое насильственным путем. Насилие может осуществляться в более грубой (физическое насилие), либо более мягкой (использование цензуры в средствах массовой информации) формах.
Тоталитаризм был совершенно необходим на ранних стадиях формирования государства в средние века. Прямая противоположность тоталитаризму - полный плюрализм (множественность) идеологий и религий. Крайнее проявление плюрализма - анархия.
Идеологический тоталитаризм в чистом виде к настоящему времени сохранился лишь в некоторых странах, где существует государственная религия или идеология, а остальные религии и идеологии либо преследуются, либо ограничиваются. Это - такие страны (на начало 2011 г), как Китай, Северная Корея, Ватикан, Израиль, а также многие исламские страны.
В большинстве стран на смену тоталитаризму пришла бинарная идеологическая и религиозная система, не допускающая откровенной анархии. Примером бинарных систем являются двухпартийные системы США, Великобритании, Германии, Франции и других. Помимо двух главных партий, обычно существуют 2-3 партии, всегда готовые сместить баланс сил в ту или иную сторону. При этом, как правило, та или иная политическая партия имеет четкие религиозные предпочтения, обычно на водоразделе "католики-протестанты". Например, республиканцы в США - в основном католики, а демократы - в основном протестанты. Тоже самое наблюдается в Германии, Франции, Англии и других странах.
Исторически бинарная политическая система сложилась именно как следствие появления бинарности религиозной в Западной Европе в XVI веке.
Надо сказать, что явление политического тоталитаризма в Южной Корее и на Тайване во второй половине ХХ века послужило хорошим трамплином к последующей демократии, потому, что эти режимы способствовали росту экономического плюрализма, жестко преследуя коррупцию, рэкет и рейдерство. Китайский тоталитаризм быстро движется именно по этому пути.
В России "юго-восточный" путь был начисто упущен руководством КПСС, которое позволило расцвести политическому плюрализму, запретив в то же время экономический плюрализм на уровне мелкой частной собственности и производства продуктов первой необходимости.
В результате таких "ножниц" страна попала в ситуацию, когда возврат к политическому тоталитаризму уже невозможен (нет объединяющей идеи), а экономическое беззаконие достигло критического уровня (коррупция, рэкет, рейдерство). Для "жесткой руки" в России уже нет идеи, которая не была бы уже дискредитирована. Двухпартийная система также невозможна, потому, что власть не согласна даже на "христианский плюрализм", либо "двухпартийность" хотя бы в рамках РПЦ (все другие, конфессии, рассматривать как кандидатуры на плюрализм пока что никто не будет).
(см. также статьи "Государство и Церковь", "Раскол", "Куликовская битва", "Теократия", "Номенклатура")
Свидетельство о публикации №111012205127
А «культивированию» какой-либо идеологии нам всегда помогут статьи эссеистов и словари энциклопедистов!
Дмитрий Тиме 24.01.2011 13:00 Заявить о нарушении
Что "рынки поделены" - дураку понятно. Но, тем не менее, "бинарная система" во многих странах оказалась успешнее тоталитарной. Я отнюдь не утверждаю, что она идеальна, а просто рассматриваю разные системы, включая "плюрализм" и анархию. Стараюсь, чтобы не было предвзятости. Если найдете - буду благодарен.
Андрей Рюрик 24.01.2011 15:00 Заявить о нарушении
Но дело вот в чём: я «ПРОСТО рассматриваю разные системы» - пишите Вы. А я считаю, что этого делать-то и нельзя! Потому что мы — не «Робинзоны Крузы», которые начали жить в специально придуманных тепличных условиях научного эксперимента.
Да, социальные науки обладают своим автономным пространство, собственными целями, накопляют эмпирические знания. Однако, принуждение со стороны религии, политики или капитала не заставят себя долго ждать!
Автономия — слабенькая, гетерономия — сильненькая!
Поле политики подчиняет проблематику социальных наук своей логике, и ставит их на службу себе, переформулируя любую проблему в своих терминах. Вы должны знать на кого Вы работаете в конечном счёте, когда просто рассматриваете разные системы.
Дмитрий Тиме 24.01.2011 16:05 Заявить о нарушении