Христос и женщина с алавастровым сосудом
Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал,
а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла»
От Луки 7:44
Учил Иисус народ со властью всею
В домах и в синагогах, сея мир;
В дом знатного вельможи-фарисея
Он был однажды зван на общий пир.
Закон гостеприимства вёл обычай,
Почтить хозяин гостя чтобы мог,
Встречать и целованьем, как прилично,
И ритуалом омовенья ног*.
…Жильё богато, пахнет пирогами,
А пред гостями, притчами силён,
Сидит Учитель с грязными ногами,
Хозяином негласно оскорблён.
Другой ушёл бы прочь, а сей не ропщет;
Спокойна, чинна, благородна речь.
Но было слово тем сильней и проще,
Его хотелось в сердце уберечь.
И тут - к Иисусу женщина с дарами:
Благоуханный царственный елей
(То миро собиралось матерями
От года к году, к свадьбе дочерей).
Скользнул по алавастру лучик с полки,
Сосуд разбит, пролился нард уже,
И танцевали блики на осколках
Красивый танец жертвенной душе.
На голову Мария** изливала
Христу состав из самых дорогих,
Слезами с миром ноги омывала
И волосами отирала их.
«Для многих сей мудрец Христом казался,-
Так про себя о том смекал Симон, -
Не стал бы проститутки прикасаться.
И кто она, от Бога знал бы он».
«Симон, ты не пода’л, как честь просила,
Мне целованья, ни воды для ног,
А эта тем сильнее возлюбила,
Чем большее ей было прощено.
Прощаются грехи твои, о, же’но»,-
Вокруг плыл ропот – злости остриё.
Но было восполнимо униженье
Высокой благодарностью её.
______________________________
* У евреев того времени обычай встречать гостя требовал от хозяина приветствия целованием, омовением ног и каплей ароматного масла на голову.
Хозяин целовал в руку – высокопоставленного гостя, и в щёку - если гость был ровня ему по положению в обществе.
Высокопоставленному гостю хозяин омывал ноги лично, а если гость был низкого положения в обществе, то эта обязанность поручалась слуге; в самом худшем случае гостю выдавалось полотенце и он мыл ноги сам.
Иисус был приглашён Симоном в гости как Учитель, но хозяин даже не выдал ему воды и полотенца, что было явным публичным оскорблением.
** Речь идёт о Марии из Вифании, сестре воскрешённого Христом после этой истории Лазаря и Марфы. Художники, изображая эту Евангельскую сцену, давали ошибочный заголовок "Христос и Мария Магдалина" в то время как, по мнению большинства современных исследователей, Мария Магдалина и Мария из Вифании - два разных персонажа.
Свидетельство о публикации №111012009500