Слово редактора

35 лет назад, окончив университет, я готовился к экзаменам в аспирантуру. Часто заходил в Дом книги, который и тогда старые петербуржцы называли Домом Зингера. Там и купил эту маленькую брошюрку за 18 копеек. Выходили тогда в издательстве "Советская Россия" книжечки из серии "Писатели о творчестве". Скорее, меня привлёк автор, чем содержание: Юрий Трифонов. А брошюрка называлась "Продолжительные уроки". В ней несколько небольших статей. Хочу привести из первой "Нескончаемое начало" довольно пространный отрывок. Эта книжечка сыграла свою роль и в моей жизни, но цитирую из неё кусочек по другой причине. Дело в том, что журнал с таким названием несколько лет назад уже выходил. Это был "специальный проект Некоммерческого партнёрства "Союз писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга". Тогда вышло, кажется, восемь номеров. Но когда в нашей Литературной студии предложил его возродить, название вызвало бурную полемику. Ведь за "графо" сразу добавляется вторая часть слова - "ман". Негативное отношение к слову "графоман" весьма распространено в пишущей среде. Вот почему я и решил привлечь авторитет замечательного русского писателя Юрия Валентиновича Трифонова.

Вот о чём он писал в "Продолжительных уроках" (1975):

«Писать трудно, но еще трудней писать о том, как ты пишешь. Надо задумываться о вещах, о которых привык не думать. Не знаю, как другие, но я многое в своей работе нашел бессознательно, на ощупь, путем долгого графоманского опыта. Никакие книжки и брошюрки с интригующими названиями: «Как научиться писать?» или «Что нужно знать начинающему писателю?», расплодившиеся в двадцатые годы, да и сейчас попадающиеся в букинистических магазинах, никогда и ничем не могли помочь. В них был какой-то грустный обман. Они напоминали объявление о всякого рода магических средствах, которые печатались в старой «Ниве», вроде: «Как успешно бороться с дурным настроением» или «Искусство быть настоящим мужчиной. В двух частях с иллюстрациями».

Начинающим писателям я все-таки рекомендовал бы брошюрки и книжки, о которых говорил выше, — хуже не будет.

Графоманский опыт заставлял меня многократно изобретать велосипеды. Но тут уж ничего не поделаешь. По-моему, это удел всякого писателя: пройти все ступени изобретений, начиная с обыкновенного колеса. Говоря о графомании, я имею в виду графоманию одаренных людей. Любовь к писанию, к многописанию. Об этом говорил Чехов: «Многописания — великая спасительная вещь». Сочинители пухлых романов, которые хочется выжать как тряпку, и повесить сушиться куда-нибудь на батарею — это не графоманы, а листажеманы. Не о них речь. Истинные графоманы люди одержимые, почти сумасшедшие, ничем иным, кроме своего любимого «grafo», они заниматься не могут и не умеют. Я понимаю, тут много спорного: где истинные графоманы? Как найти разделяющую черту? Есть фанатические любители «grafo», которые написали поразительно и удручающе — для всех нас — мало. Например, Олеша, Бабель. Любовь этих писателей к слову, красоте, к смыслам, скрытым в словах, была безмерной, может, чрезмерной: они не рассказали нам много, что могли бы рассказать. Они предъявляли себе гигантский счет. Такую фразу, ну, скажем, как: «Его глаза с добрым, лукавым прищуром…» — они не могли бы написать даже под угрозой пистолета, ибо им показалось бы, что такая фраза предательство».

Продолжение следует.


Рецензии
Мы все по идеи графоманы, как дети делающие первые шаги, так и любой человек одержимый писательством, начинает с примитивного графоманства, одни оттачивают своё мастерство, другие, так и остаются примитивными графоманами; и, это не всегда зависит от интеллектуального развития - если не дано Богом, этого дара- быть быть поэтом или прозаиком, ничего не попишешь - не дано. Мне не дано, но я упорно пишу
не ради славы - сам процесс даёт мне удовлетворение и радость.

Спасибо!!! С уважением Людмила

Людмила Моисеева   20.01.2011 08:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.