Размышления педагога о творчестве и свободе

Склонность к размышлению, сомнениям и увлеченности мыслью всегда отличала человека от других живых существ на этой планете. Именно человек размышляя о чем-то отличном от способа добывания пищи и собственной безопасности открыл в беспросветном пути борьбы за выживание категорию прекрасного. И только он впервые на этой планете заметил лучик свободы – потому как поднял голову, прервав череду действий по собирательству кореньев и опасливого оглядывания по сторонам. Это завоевание (конечно, тем, кому оно открылось) подарило людям собственное осознание личности, чувство любви и ответственности за ближнего и самого себя, за свою Родину, возможность духовной идентификации.
Во времена хамства и интеллектуального прессинга эти уникальные качества самым немыслимым образом помогали и помогают сохранить не только многовековое культурное и духовное наследие Руси, но и ее государственную и территориальную целостность. Потому как только свободный человек способен жертвовать своим благополучием, «креслом», временем, жизнью, наконец – нет, не ради навязанных деклараций – ради внутренне осознанной идеи свободы, идеи развития и воплощения собственных убеждений.
Одним словом, мысль, это идеальное воплощение свободы, красоты и совершенства в своем творческом развитии и создало современного человека в его социальном, духовном, культурном, техническом и других аспектах.
Главным механизмом воспроизводства общества и государства является процесс социализации детей, и важнейшим компонентом, я бы сказал, главным звеном этого механизма – направленная социализация – воспитание. Именно эту задачу решает педагогическое сообщество. Именно управляя организацией работы системы образования, государство решает вопросы собственного воспроизводства.
Задача, будем говорить, не простая. Да и управлять системой изначально декларирующей идеи истинной гражданственности, духовности, культуры и т.д. – не что иное, как идеи свободы – крайне не легко. Никогда методики симуляции в управлении и палочного контроля не приносили в этой области ожидаемых результатов, скорее наоборот, приводили к внутренним противоречиям, системой действующей социальной редупликации переносимым на весь социум. С другой стороны благодаря многовековым непрестанно развивающимся культурным, профессиональным, социальным, духовным традициям учительство вопреки политическим катаклизмам становилось неким социальным «буфером», спасителем и хранителем национальной идентификации социума.
Начиная этот разговор о размышлении, развитии мысли, и, в тоже время, сохранении накопленного интеллектуального опыта, я хочу поговорить о творчестве.
Образ Творца, Того, Кто все Знает и Способен все Устроить на Принципах Любви и Добра любая национальная культура ставит на высшую ступень духовной иерархии. Кто Свободен в Своем Выборе как не Он? Кто Способен Жертвовать Собой как не Учитель? Достойно Это Уважения? Риторический вопрос.
Школьный учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель детского сада, преподаватель профессионального звена живет среди нас. Дышит тем же воздухом, ходит в те же магазины, мы видим его в концертном зале, общественном транспорте, в коридоре администрации муниципального округа, поликлинике. Он даже на работу ходит по той же улице. Я смотрю ему в след и думаю, он сделал свой выбор. И будучи изначально обычным человеком, он более свободен, чем каждый из нас.
Педагог – профессия творческая. Потому что представитель этой профессии может только созидать. Или он перестает быть таковым по определению.
Такой человек должен постоянно развиваться. Или он просто не сможет соответствовать профессиональным требованиям. Я имею в виду не тарифно-квалификационные требования, хотя и это тоже. Он просто не сможет редуплицировать постоянно развивающийся социум (кстати, благодаря многим другим уважаемым профессиям), в лучшем случае он рискует показаться смешным.
Педагог не может не декларировать, а точнее жить и собственным примером не подтверждать истинные культурные, духовные и т.д. ценности социума, потому как в противном случае лишившись доверия сограждан, он автоматически принимает на себя иную социальную роль.
Педагог – человек предприимчивый. Именно это качество помогает ему, постоянно пребывая в поиске, находить внутренние и внешние ресурсы для создания оптимального педагогического пространства. Здесь хочется пошутить о недостатках финансирования сферы образования, только улыбка почему-то получается грустной.
Возможно, профессию учителя иногда выбирают по наитию, но живут в ней по убеждению.
Ушедший Год Учителя принес и ряд документов, декларирующих организацию процесса образования в России. Новая концепция модернизации системы образования, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения делают акцент на воспроизводство человека-гражданина, предприимчивого и компетентного, конкурирующего на современном рынке труда, способного к самореализации, точнее говоря успешно реализующего личностный потенциал. Размышляя о педагогической профессии, я невольно прихожу к мысли, что учитель уже сегодня стоит на самых передовых позициях современного общества.
Ориентация на результат, мотивация исходя из свободы выбора, нестандартное решение, мобилизация внешних и внутренних ресурсов, предприимчивость – то, что всегда было необходимо в системе дополнительного образования не только для профессиональной карьеры, но и элементарно, чтобы удержать около себя воспитанников при реализации образовательной программы. Заставить ребенка осуществлять деятельность вне выше обозначенных принципов практически невозможно. Именно поэтому воспитанники Центров и Домов творчества совершают интеллектуальные прорывы, успешно фиксируя их на конкурсах и фестивалях различного уровня. Моделирование оптимального педагогического пространства, способствующего такому прорыву – главная заслуга педагога. Сотворчество свободных и увлеченных людей, способных и готовых измениться, а, следовательно, готовых «образовываться» - главный результат такого моделирования.
Наверное, поэтому в дополнительном образовании детей, как в никакой другой сфере системы образования, педагоги делают самую стремительную профессиональную карьеру. И этому есть самые яркие примеры.
Получая дополнительное образование, в одних случаях выпускники приобретают профессию, в других – увлечение на всю жизнь. И «эту песню не задушишь, не убьешь»! Решившись стать творческим, человек поневоле становится свободным. Свободным от «авторитетного» невежества, финансово и организационно независимым, свободным в выборе – в чем бы он не состоял, а главное – в свободе жизненных приоритетов исходя из убеждений и сформированных компетенций.
 Каждый из нас – носитель идеи, вложенной в нас учителем. Мы повторяем его. Знаете, я, помнится, даже заикался какое-то время как мой педагог оркестра народных инструментов факультета дополнительных профессий Пензенского педагогического университета. От этой привычки я быстро избавился, а вот неистребимая жажда внутреннего рождения не оставляет меня и по сей день.


Рецензии