Хайку из старых тетрадей
1
Иду, листву пинаю -
Осенних мыслей ворох
Давно увядших...
2
Всё смолкло до зари,
Снег прядёт тишину. Мысль
Как первый след...
3
От твоих наитий
Я вымок, черёмуха. Уста
Замыкаю для речи...
4
Ветер стучится
В калитку соседа. Что ж,
Был бы гостем моим...
5
Вымирание звуков
В дальней мокрой дубраве
Приберу-ка в речь!
6
Прижми к моим векам
Губ твоих холодок и пекло...
Осень, распахни печали!
7
Всех-то истин на свете
На грубой ладони белого риса
Несколько зёрен...
8
Словно жизнь моя,
Обломилось крылышко лепестка
Без боли и укора.
9
О спутник мой, дождь,
Пропадёшь со мной ни за грош
В скитании сиротливом!
10
Уплывает лодка вдаль,
Как отражение улыбки Будды,
Утаившей целый мир...
© Copyright:
Александр Белых, 2011
Свидетельство о публикации №111011902733
Рецензии
да есть такое в небе... похожем на стиральную доску... этому даже есть название... не помню как... всё это видно глазу. а вот "ветер ласкает" вы придумали... это "от ума"... с каждым образом необходимо ваше конкретное соприкосновение - глазом, слухом, нюхом, тактильным ощущением... Можно заменить глагол "ласкает" на тот, который бы выражал зрительное ощущение, пусть обманное, но типа, шевелит, трогает и т.п.
Александр Белых 20.01.2011 15:46
Заявить о нарушении
"...с каждым образом необходимо ваше конкретное соприкосновение - глазом, слухом, нюхом, тактильным ощущением..." Скажите, уважаемый Александр, художественный образ не имеет права соприкасаться с мыслью, с эмоциями? Или им, образам, позволительно иметь дело лишь с органами чувств, а с органом мышления, то бишь с мозгами, - ни-ни? Извините за мою эмоциональную стилистику, но, право, мои "полушария" протестуют против "канонов", игнорирующих роль мышления (в широком смысле)в процессе создания конкретных художественных образов. Буду весьма признателен, если дадите хотя бы короткий ответ на затрагиваемую мной "проблему". Спасибо! С уважением, В.Р.
Вадим Розов 28.01.2011 01:18
Заявить о нарушении
Спасибо за ваше замечание... На эту тему можно долго и плодотворно дискутировать, и это нужно... В общем смысле, а вы задаёте вопрос в общем смысле, "и мысль" и "эмоция" не отделимы от образа. Их соотношение и взаимное участие в образе порождают определённого рода поэтику и эстетику, то есть способ художественного мышления. Это в общем смысле. Но в нашем конкретном случае речь идёт о хайку, поэтическом жанре, чурающемся прямой интеллектуализации образа, это свойственно европейской поэзии (сонет), и я часто наблюдаю в русскоязычных хайку, как эта привычка мышления вносится в хайку, разрушая его как жанр, возросшем на "дзэнновском" прозрении. Просто в хайку не должно быть явно видно "слишком" логическое и "слишком" алогическое начало, но в любом случае это присутствует, иначе бы образ развалился, не состоялся как целостность. Например, если взять каплю воды, она сохраняет свою формы благодаря поверхностному натяжению (физика, она жива и подвижна благодаря атомарному сцеплению; но если если эту каплю заморозить, то она тоже сохранит свою форму, превратится в ледышку... Я настаиваю на том, чтобы образ в хайку сохранял свою подвижность и живость без "интеллектуальной заморозки". Однако где провести границу между мыслью и интуицией? Образ, создаваемый в хайку, уже сам по себе есть мысль, и дополнительно его интеллектуализировать было бы избыточно... Это не значит что поэзия хайку противостоит мысли. Чаще всего мы наблюдаем антиинтеллекутальность в современной европейской поэзии (дадаизм). Поэтическая мысль западного поэта существует между этими полюсами - интеллекутальности и антиителектуальности. В общем смысле поэзия хайку есть поэзия целостного бытия.
Александр Белых 28.01.2011 04:51
Заявить о нарушении