Глава восьмая

                ПРАЗДНОСТЬ, ИЛИ КОНЕЦ МОЕГО ПУТИ.

                Праздность(уныние) - тягчайший грех, приводящий к отчаянию.          
                Уныние рождается там, где угасает вера в Бога,               
                надежда на Него и любовь к Нему и к людям.
                Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества.

   Сидя в своем любимом кресле, я наслаждался музыкой Баха. По квартире лилась музыка величайшего произведения - "Страсти по Матфею". Я всегда поражался красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий Бетховен.
 
   Страсти по Матфею» в постановке Баха передают текст глав 26 и 27 Евангелия от Матфея в немецком переводе Мартина Лютера в виде обычного речитатива, в то время как арии, хоры и хоралы представляют поэтические переосмысление событий, изложенных библейском тексте, и дают представление о чувствах главных героев в виде лирических монологов.

   Из деятельности Баха в качестве кантора в церкви св. Фомы вытекали две особенности его постановки «Страстей». Во-первых, использовалось два хора, как и в мотетах, которыми обычно начинались воскресные службы. Во-вторых, интенсивно использовались традиционные четырехголосные хоралы — как между ариями, так в качестве хоральных мелодий (лат. cantus firmus) в больших полифонических номерах, например, в «O Mensch, bewein dein’ S;nde gro;» в заключительном хоре первой части (та же музыка используется и в «Страстях по Иоанну» Баха) и в начальном хоре «Kommt, ihr T;chter, helft mir Klagen», в котором «soprano in ripieno» венчает огромный нарастающий драматизм полифонического и гармонического напряжения, при исполнении стихов хорала «O Lamm Gottes, unschuldig».

  Повествование текста Евангелия исполняется тенором «Евангелиста» в форме сухого речитатива в сопровождении генерал-баса («basso continuo»). Солисты исполняют роли различных действующих лиц, также речитативом: кроме Иисуса, есть также реплики Иуды, Петра, двух первосвященников, Понтия Пилата, жены Пилата, двух свидетелей и двух служанок, хотя они не всегда поются обязательно разными солистами. Те же действующие лица также регулярно исполняют арии (с хорами или без них). Два дуэта поются парой солистов, представляющих двух одновременно говорящих людей. Есть также нескольких мест со многими говорящими, которые поются одним или двумя хорами.

  Речитативы Иисуса отличаются тем, что они всегда сопровождаются не только «basso continuo», но и струнным квартетом с использованием долгих растянутых нот, как бы проливающих неземное сияние, что создаёт эффект часто называемый звуковым «нимбом» Иисуса. Только последние слова Иисуса на Кресте, арам. Или, Или! лама савахфани? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»  (Мф.27:46), поются без этого «нимба». Под эту музыку я ушел в мир тайн и снов...

   Этой ночью Она явилась ко мне в маске Пьерро. Белая Маска Печали. Черное платье. И манящий жест рукой... И я иду... Иду к ней и протягиваю свои руки. Но с моих рук течет кровь... Чужая кровь... Мне становится страшно...

   Часы сегодня на удивление показывали 11-49. Я лежал в постели и думал о том, что есть семь смертных грехов, а было всего шесть досье. Странным мне казалось все это: шесть досье, на видео тоже шесть человек. Оставался последний грех. Уныние, Праздность - самый страшный из Грехов... Мои мысли уходили куда-то вглубь моего подсознания. Я разговаривал сам с собой... а, может быть, со своим вторым Человеком:

   "Праздность с точки зрения ортодоксального христианства это грех. По словам древнего богослова Иоанна Лествичника, унывающий человек есть "оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив". К этому неправедному состоянию человека якобы подстрекают темные силы (искушает бес), ведь в состоянии душевной горечи с неохотой выполняешь свои религиозные обязанности. А с точки зрения психологии этот грех действительно всего лишь проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. А кого бес чаще искушает этим пороком? Как правило, людей меланхолического темперамента с пониженной энергетикой. Например, то, что вызывает длительную печаль и уныние у меланхолика, у холерика может вызвать приступ ярости, а у сангвиника - лишь мимолетное недовольство. Приступы хандры поражали многих известных людей. "Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение", - писал Гоголь. "У меня бывают припадки такой хандры, что, боюсь, брошусь в море. Очень тошно!" - это слова Некрасова. "Чувствую себя усталым, измученным до того, что чуть не плачу с утра до вечера... Раздражают лица друзей... Ежедневные беседы, сон на одной и той же постели, собственный голос, лицо, отражение его в зеркале", - жаловался Мопассан. Праздность - не столько болезнь телесная, сколько порок души, грех, который возникает там, где угасают вера в Бога и надежда на него."

  Так я рассуждал еще в течение часа, а, может, и более. И я чувствовал, как моя Душа все дальше и дальше отдаляется от Бога. От Бога, в которого я когда-то верил. От Бога, которому я когда-то молился. От Бога, который не смог уберечь мою Любимую и моего будущего ребенка от Смерти. Я потерял веру в Жизнь, веру во что-то светлое. Кому и зачем я молился? Я ненавидел Бога, ненавидел весь мир, ненавидел себя... Ненавидел...

   Мои руки непослушно выводили что-то на бумаге. Потом плели петлю и привязывали веревку к трубе. Затем аккуратно надевали петлю на шею. Ноги послушно лезли на табурет и так же послушно отбрасывали его в сторону. Петля фанатично затягивалась на шее. Жизнь мелькала кадр за кадром, показав мне за мгновение всю мою жизнь. Шум улиц, чьи-то разговоры становились все дальше и дальше... А передо мной стояла моя Любимая... В белоснежном платье... Тихо плакала и улыбалась, маня к себе рукой. Я чувствовал Ее аромат, Ее дыхание. И я шагал навстречу Ей, протягивая свои руки вперед. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих...

   Воздух уже пропитался запахом осени. За окном колыхались ветви деревьев в ритм с порывами ветра. Это была музыка голых ветвей. Это было не просто покачивание. Если прислушаться к этому, то можно было услышать Божественную музыку...

октябрь 2010 - январь 2011


   


Рецензии
Удивительное произведение и не менее замечательное его завершение. Читая с первой по восьмую главу, я словно видела фильм. Да, если бы сделать сценарий и снять кино, наверное, оно было бы достойно "Оскара".

Спасибо.

С уважением,

Анна Момот   18.05.2011 04:29     Заявить о нарушении
спасибо, Анютка. Я очень старался.

Роман Косинов   26.05.2011 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.