Кто он, герой нашего времени?
Дни скомканы проблемами, пока распутаешь - вечер.
Ночь — сбивчивые сны, утро – спешка, пробки на дорогах…
Крутится веретено, силы идут на подготовку пряжи,
а когда вязать, когда носить?
«Порвалась дней связующая нить,
как мне обрывки их соединить?»
— Гамлет. Принц датский.
Тоже не мог распутать пряжу своих будней, волновался:
«Пока травка подрастет,
лошадка с голоду помрет!»
Искал справедливости, спорил с матерью, с невестой, с друзьями,
бился над вопросом "быть или нет?"
В итоге выкопал ближайшему окружению братскую могилу
и лег туда сам.
И что же? — Вот уже 500 лет нет истории интереснее этой.
Князь Мышкин - великий правдолюбец! А на деле? -
Всех перессорил, везде поднял смуту:
- А правда ли, что вы, Гаврила Ардолионыч,намедни не на той,
а на этой женитесь?
Простое искреннее участие. И вдруг - трах, бах, пощечины,
обмороки, слезы…
- А вот давеча генерал Епанчин сказал про ваc «то и это»...
— Как так?
- Да!
Тут же все побледнели, покраснели, сконфузились - истерика,
а князь в недоумении;
И вот он уже выглянул в Алеше Карамазове, а Рогожин в Мите,
а Настасья Филипповна в Грушеньке.
Еу похожи, не похожи кому как видится. Вопрос в другом!
Доколе эти истории будут лучшими?
Ведь мир от Гамлета до князя Мышкина радикально изменился -
в нем телефоны звонят, самолеты летают, компьютеры загружаются,
а в том мире по старинке колокольчик динь-динь, лошадка, ямщик
на облучке в тулупе, в кушачке.
И мужики бородатые все, ни одного бритого как здесь,
Там и барин в бакенбардах, и князь с косицей.
А теперь что? Все наголо, под Котовского!
А что такое ямщик, облучок? Кто такой станционный
смотритель, статский советник, коллежский асессор?
Даже такая должность как кондуктор теперь атавизм,
ее заменил компостер.
А мы еще помним мясистых, неухоженных теток с билетной катушкой
и жменей звенящих медяков.
А это «кто стучится в дверь ко мне с толстой
сумкой на ремне?» — Телеграмма!
Теперь даже понятия такого нет — телеграмма
Что это?
Скорая весточка без союзов и запятых или примета ушедшего века?
Наступило новое тысячелетие, новая эра, и должен быть новый герой.
Кто он, сегодняшний Гамлет, Лев Мышкин, Пьер Безухов?
Как выглядит, во что одет, какие у него принципы?
Каков он, наш герой? Его нет, он не родился, назло не родился!
Потому что герой нашего времени - человек ли-ш-ний.
Пусть хоть сам классик, это изрек, неважно!
Важно с какой готовностью подхватили, с каким рвением понесли -
в школах до сих пор пишут трафаретные сочинения на эту подлую тему:
«Печорин как представитель лишних людей».
У нас же их множество лишних – то...
Само определение лишний человек --- анти человечно.
От чего вдруг Печорин, красавец, умница, философ,
смельчак и романтик, лишний?
Кто это сказал? Кто это такой позарез нужный
и всем необходимый выискался?
Печорин лишний от того, что ему скучно, неинтересно было жить?
А кому интересно сидеть в ауле: ни трубки, ни телека,ни компании.
Вся компания - старик Максимыч и чечены.
И хандра на парня напала, он от хандры и запал на Беллу,
а ситуация изначально патовая.
Действительно, что делать с Белой?
Вести чеченку в высший свет?
Она по-русски не умела
Ни бе, ни ме, ни да, ни нет!
За сим и лишней оказалась,
А Печорина Лермонтов с себя списал! Выходит, что Лермонтов лишний?
По нашей истории, по ее поступкам и помыслам и Пушкин,и Есенин,
и Маяковский,и Цветаева,и Мандельштам - все лишние!
Поэтому кого застрелили, кто сам повесился…
Да где же этот нужный герой? Куда подевался?
Читаю романы, те, что премировали или номинировали,
ищу героя нашего времени.
Неужели это Гандлевский со своей горестной «Трепанацией черепа?»
Или примерный Каблуков Найдлина -занудный самокопатель?
Может, это Прохановский Белосельцев из «Гексагена» с гебистким наганом
и сачком для ловли бабочек?
А, может быть, наш герой это полу-человек Бенедикт из толстовской “Кыси”
с хвостом и связкой мышей на завтрак?
Или полу-литератор из пелевинского “Поколения Пи”?
Если других нет, тогда вот они наши герои – полу-человек и полу-литератор!
Пушкин уже писал что-то в этом роде:
“Полу-милорд,полу-купец,
полу-мудрец, полу-невежда,
полу-подлец, но есть надежда…
Нет надежды и нет героя - поколение без героя.
Но все обстоит хуже, потому как из понятия - лиш-ний че-ло-век
выщелущевается понятие - враг народа!
И чтобы не качнуться от лишних людей в сторону незаменимых,
скажу:
- Мне жаль народ, в понятиях которого «лишние» люди есть,
а «незаменимых» нет.
Когда коллектив обретает столь трагикомичное сознание,
то цена жизни каждого не высока.
Возможно, в тот момент, когда общество решит, что лишних людей нет,
а незаменимые есть, и родиться он - новый герой нашего времени!
____________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ__________________КНИГА ПЕРЕМЕН
http://www.stihi.ru/2011/02/04/10673
Свидетельство о публикации №111011509466
Елена Бессонова 17.01.2011 23:20 Заявить о нарушении
Мнение ваше разделяю.
Но Тарковский, Мень, Амосов - это "герои"
не сегодняшнего времени.
Все они умерли в прошлом веке.
Вы пишите : «когда их манят за границу, отказываются ехать, говорят на кого же я брошу свою родную, на бритых?»
Тарковский как раз уехал.
Жил в Италии У Тонино Гуэрра.
Снимал «Ностальгию» и «Покаяние».
Хотите, для вас, скопирую его предсмертное письмо,( мне Тонино его дал) где он проклял родину, за то, что разлучила его с сыном, с женой и...
( Он звонил ребенку : в три дня буду на Площади Испании, найди на карте это место и смотри на него. Встретимся) Это Рим.
ОН просил, завещал, не хоронить его в стране, которая его мучила.
К тому же я говорю, о литературном герое.
О том, кого нам предложил 21 век.
Так, кого же?
Спросите любого школьника, кто такой Амосов?
Они ведь не читали журнал «Юность» 70 годов, про Амосова
Не смотрели "Зеркало" про Андрея Т. и т.д.
Знали б вы Елена, как бы меня порадовали оппоненты этой статьи.
Благодарю вас, за порыв противостоять "вашими кандидатами на героя" отсутствию героя.
Заполнить зияющую пустоту вышеперечисленными именами.
Но, герой Своего времени, это не просто
достойная личность, это, прежде всего, личность,
которая отражается в мыслях и чувствах целого поколения.
Подчеркиваю эту мысль!
К тому же центральная мысль моего эссе -
это лишние люди, которые есть и незаменимые, которых нет!
Сама этика времен и квази уродство нравственных понятий -
вот главная тема!
Ведь «бритоголовые» откуда-то появились!
сказать откуда?
Они дети длинноволосых!
Нас ругали за то, что мы были длинноволосыми,
теперь мы ругаем их за то, что они стали бритоголовые.
Извечная тема: Отцы и чада, и в каждом поколении борьба «эмбрионов с динозаврами»
Сегодня, героя времени – заменило понятие - попса и ее Фрики.
Здесь ставлю точку.
Т.
Сан-Торас 17.01.2011 23:59 Заявить о нарушении
Вечно я что-то ищу, а тут делаю запрос найти и пож.!
Это фрагменты для вас.
Романьельскее дневники
Кафе Андрея Тарковского
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как прееображенье.
Элеонора остановилась возле кафе Виа Коло ди Рьензо, здесь любил бывать Андрей Тарковский, это его кафе. Мы сели за столик.
Несколько лет Тонино выкорчевывал Тарковского из СССР. Тогда он успел снять по сценариям Гуэрра две картины: «Ностальгию» и «Покаяние». Элеонора отметила, что характер у Андрея был трудным. Вольно или невольно он подчинял себе всех окружающих. Часто бывал нетерпим, но с ним было всегда интересно. Люди желают иметь удобных гениев, чтобы пользоваться ими без хлопот, брать от них, не чувствуя себя должными. Гениев и богачей используют бесцеремонно: пусть дает, у него много... Но гении не умеют защищаться, как богачи. У них - беззащитное богатство.
Гении и богачи
Люди убеждены, что гениальность, и богатство, характеризуется понятием «повезло», в чем нет заслуги гения или богача.
Гению его гениальность ничего не стоит, это дар, подарок от Бога. Так же и богачу, его богатство ничего не стоит, ведь он не работает, как трубочист, он просто жонглирует этими дьявольскими деньгами, и они множатся без его личных заслуг.
А потому посягать на них не совестно. У него много, куда ему столько?! Гениев и богачей всегда используют, но и те, и другие мечтают о бескорыстии. В чем гениальность Тарковского? Может быть в том, что спустя два десятка лет, я помню его «Сталкера», и отчасти благодаря нему отличаю иллюзию от истины.
Тарковский и Антониони
«У Антониони с Тарковским была любовь–соперничество»,- сказала Элеонора. «Каждый был личностью, художником, испытывал любовь-ревность друг к другу». Нередко между Тонино и Андреем она становилась громоотводом.
Тонино привез Андрея в имение Антониони, что в Сардинии, самом красивом месте Италии. Вилла Антониони окружена розовыми скалами и изумрудным морем с просвечивающимся дном. Антониони запускал в свою бухту корабли и из спальни дистанционно управлял ими. Тарковский никогда не имел подобного великолепия. Но он сделал то, что не сумел бы сделать великий маэстро.
Андрей взбирался на самую высокую скалу, так, что издалека на розовом утесе едва виднелась его крепкая, фигура. Оттуда он бросался в море.
Итальянцы вглядывались в даль, ожидая, когда на поверхности появится его голова.
Эти отчаянные прыжки были его маленькой местью знаменитым итальянцам.
Виртуальные встречи Андрея Тарковского с сыном
на площади Испании
В ту пору Тарковский был изгнанником насильственно разлученным с женой и сыном. Он тосковал по близким, звонил своему мальчику, и говорил: «Смотри на карту Рима. В три часа я буду вот здесь, на плошади Испании, у фонтана. Встретимся там. . Андрей ехал на площадь, где его ждал сын, водя пальчиком по карте.
Священная земля Праги
Однажды в Доме Кино профессор Вайсфельд познакомил нас с женой Арсения Тарковского - Татой. Мы пили чай, разговаривали. Почти каждая фраза начиналась так: «Когда в Париже мы с Арсюшей и Эдит Пиаф после ее концерта поехали к ней домой...»
Или
«...когда в Праге мы с Арсюшей пришли к Марине Цветаевой, Марина Ивановна сидела на полу, счищая землю с обуви на белый лист бумаги. Арсений спросил: «Марина, что Вы делаете?». Цветаева ответила: «Это священная земля Праги, я положу ее в ладонку, чтобы носить на груди».
Вор
Рассказываю Тате историю, которую мне удалось найти в архивах Елабуги.
В квартиру Цветаевой залез вор. Его поразила нищета, в которой жила молодая мать с двумя маленькими дочерьми, Алей и Ириной. Заметив его, Цветаева предложила морковного чаю. Они немного поговорили. Вор ушел, оставив на столе все, что у него было .
Крепкое солдатское слово
Тата была мягкой и деликатной, вспоминала, что Арсений был вспыльчив и горяч на солдатское словцо, и она любила его.
Осколок зеркала
Не помню сейчас так ли это, но мне казалось, что в картине «Зеркало» Андрей, то ли думал, то ли сделал сцену, где через поле идет старуха, звучат стихи
Свиданий наших каждое мгновенье...
Это стихи его отца, посвященные его матери, они звучат, пока она идет через поле жизни, туда, где вечность...
Предсмертное письмо Тарковского
В гостевом доме сидим с Тонино, пьем чай.
Я беру с полки подарочный том Пушкина, оттуда выпал сложенный вдвое листок. Это оказалось предсмертным письмом Андрея Тарковского. Тонино сказал, возьми себе, это копия.
«В последнее время, очевидно, в связи со слухами о моей скорой смерти, в Союзе начали широко показывать мои фильмы. Как видно, уже готовится моя посмертная канонизация.
Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным властям имущих, и тем, кто в течении 17 лет не давал мне работать, тем, кто вынудил меня остаться на западе, чтобы, наконец, осуществить мои творческие планы, тем, кто на пять лет насильственно разлучил нас с нашим 10-летним сыном.
Зная нравы некоторых членов моей семьи (увы, родство не выбирают), я хочу оградить этим письмом мою жену Лару. Моего постоянного верного друга и помощника, чье благородство и любовь проявляются теперь, как никогда (она сейчас моя бессменная сиделка, моя единственная опора от любых будущих нападок).
Когда я умру, я прошу ее похоронить меня в Париже, на русском кладбище. Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли, страданий, унижений.
Я – русский человек, но советским себя не считаю.
Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли, несмотря на все трудности, которые ожидают их в связи с моим решением.
Париж, 5 ноября 1986 г.
Подпись (Тарковский)».
Сан-Торас 18.01.2011 00:28 Заявить о нарушении
Елена Бессонова 18.01.2011 10:32 Заявить о нарушении