Святки
после — промежуток краткий,
смотришь — там и Новый год.
Б. Пастернак
Этот эпиграф, как ни странно, применим и к нашему времени, если иметь в виду
Старый Новый год, который мы сейчас и празднуем. Праздник как раз и приходится на середину Святок - времени от Рождества до 18 января — крещенского сочельника. В Святки отменялись постные дни, возбранялись обильные алкогольные возлияния и не игрались свадьбы.
В эти дни ходили «со звездой», заводили игры, хороводы, ездили в гости. А еще - пели колЯдки. Ведь и Святки в языческую старину назывались «КолядОю» - от санскритского «коло» (круг), иначе — круговой хоровод во славу солнца. Так появился и бог Коляда, дающий солнце, тепло, радость. Да, раньше это было «привязано» ко дню солнцеворота. С этого дня зима делалась лютой, « ходила в медвежьей шкуре», а солнце , как бы вновь зарожденное, было слабым. Зима могла «задать ему карачун - дух, убивающий жизнь». Поэтому и должно солнце являться в маске, переряженное, чтобы его не узнали.
Отсюда - начало «ряженым» и маскарадам. Покрой свое лицо - и веселись от души! Естественно, что дни Святок связаны с разными обрядами, поверьями, приметами и ... гаданьями. В основе всех их - одно желанье: начать с благословения Богов новую жизнь, полную здоровья, радости, довольства.
Святки - время веселое. Я помню рассказы бабушки, как она в молодости уезжала на эти дни к родным, в Ярославскую губернию, близ Ростова Великого. Как подарил ей и сестрам отец на Святки по ротонде* на лисьем меху... Как катались они там каждый день с утра до обеда на санях, розвальнях, играли в снежки, а вечером ждали «ряженых». Те ходили по всем дворам с песнями и плясками, и угощались.
Начинали - с колядок:
Мы ходили, гуляли, колядовщики.
Коляда!
Мы искали, пытали богатого двора.
Коляда!
И дальше шло прославление хозяина.
А потом начиналось представление... Наряженный медведь, коза - символ богатства - и поводырь. Медведь в вывороченном тулупе топтался и рычал, коза щелкала деревянными челюстями, приделанными к палке, и уморительно приседала. Поводырь - сыпал прибаутками и подзадоривал их. А потом к ним с плясками присоединялись и прочие парни и девчата в разных костюмах...
И во всех домах девушки гадали по вечерам на суженого. Бросали в воду обручальное кольцо или капали туда растопленный воск. Ловили петуха, приносили в комнату и клали перед ним хлеб, уголь, кольцо и блюдце с водой: куда потянется -- таков и муж будет ( богач, бедняк или пьяница). А самое страшное гадание - на зеркалах со свечами...Сквозь свечу в зеркале, как считалось, можно было узнать суженого... Но иногда мог появиться и неведомый призрак! Нужно было отпугнуть его возгласом : «Чур меня!»...
Вот и у нас сейчас в разгаре Святки. И праздник - двойник Нового года. Но, как писала Надежда Тэффи, « ...Мы, русские, - народ сговорчивый. Мы и стиль нувО отпразднуем, и своего не забудем. Даже жалеем, что мало Новых годов . Мы бы и наш, и ваш, и ихний, и евОный, и Ейный. Мы - покладистые. А к тому же, надо признаться, изрядно сбились с толку. А кто виноват?» Так будем веселиться за всех!
* Женский приталенный тулупчик.
14 января 2011 г.
Свидетельство о публикации №111011408250
Вдохновения и новых интересных Вам стихов и прозы!
Яков Баст 16.01.2021 16:26 Заявить о нарушении