Арбатова ольга эссе

МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НИХ

Накануне, без особой причины залезла по ссылке на сайт журнала "Огонёк" и наткнулась на интересную статью - «Огонек» составил пятерку самых модных российских поэтов начала ХХI века.
"То, что не убивает нас, делает нас сильнее. Казалось, что поэзия в России навсегда останется делом аутсайдеров. И вдруг интерес к поэзии снова вырос: пока только в обеих столицах — но зато они переполнены поэтическими фестивалями и турнирами. Мало того — поэзия стала видом шоу-бизнеса. У нее появились Лица".
И вот, я подумала, а почему бы ни попытаться составить пятёрку (или сколько получится) из местных поэтов, представляющих молодое поколение и как-то претендующих на будущее. Выбирать мне пришлось из тех, кто часто появляется в Шишке на литклубе  Токмакова энд Манскова, где я сама скромно и тихо сижу в уголочке, слушаю и смотрю, набираясь информацией. Второй рассадник молодой поэзии - студия Валерия Котеленца, что недавно обосновалась в третьем источнике рифмоскладывания, в Доме литераторов. Есть ещё разного рода тусовки, на которых нет-нет, да всплывёт какое-нибудь поэтическое дарование. В общем, не густо, но для моего скромного исследования пойдёт, итак:


НЕСЧАСТНАЯ ПОЭТЕССА: ЕЛЕНА ГЕШЕЛИНА
Елена Гешелина являет собой олицетворение несчастного одиночества умной девушки, чья неразделённая любовь, есть горе от ума. Готичный садомазохизм, так можно определить её образ. Такую поэзию любят читать взрослеющие девочки с несложившимся, либо заведомо неосуществимым любовным опытом.

осень измученна и больна,
стихи выморочны и тяжелы,
и болезненность отсутствия рифм
всё сильнее сказывается на фразах,
которые я бросаю в пустоту,
в форточку,
и они превращаются в выхлоп,
                в табачный дым.

Верлибр или стихопроза, понимать различие не принципиально, если хочешь понимать Гешелину. Много принципиальней быть внутренне таким же одиноким и несчастным. Цитировать Гешелину не принято, а если и пытаться это делать, то коротко не получится, она вся для чтения с листа. Только с листа проникает в тебя этот скорбный женский опыт саморефлексии. Сама поэтесса говорит и выглядит так, как её представляешь по стихам, другими словами, она автобиографична своей поэзии и наоборот. Полное отсутствие эротичности выхолащивало бы половую принадлежность стихов, если бы не изложение их в женском роде - так могут быть несчастны и мальчики. Как следствие, мнение одного моего знакомого парикмахера с нетрадиционной ориентацией  - как я её понимаю - которому я дала почитать книгу Гешелиной "Антисобытие". Нужно сказать, что с самоидентификацией у Елены всё в порядке. "Антисобытие" - это невольно созданный ей образ девушки поэтессы.
Что бы там ни разносили злые языки, но поклонники творчества Елены есть и будут. По крайней мере, до тех пор, пока существуют девушки, что легко отличают Мандельштама от Брюсова и знают, кто такая Нина Симон. И, естественно, поклонники будут, пока есть одинокие и несчастные люди, кто знает, что кроме внешней красоты, важна красота внутренняя.


ПОЭТ-РОМАНТИК: ДМИТРИЙ МУХАЧЁВ
Дмитрий Мухачёв - таким представляешь себе поэта, что живёт в провинции с полным и грустным осознанием своей гениальности, а стихи пишет от невозможности не писать, но с подтекстом - а кому тут всё это нужно. Так и видишь, как он, грустный и уставший, идёт по улицам города, а ветер треплет кудри его волос (обязательно кудри). Но не стоит обманываться, где-то внутри есть в нём ответ - ему это нужно и даже жизненно необходимо - жить и писать. Мухачёв элитарен, хрупок и бледен, в чём-то отрешён, в общем, поэт. Его нечастые появления на публике прекрасно вписываются в образ - он слышит тонкости воздушного эфира. Ему простительны опыты трамадола и кока-колы, потому что "...я входил в свой ноябрьский вечер..." - неужели вы не видите, что поэту плохо.

За городом есть белый лазарет.
Я там лежу - в моей спине осколок.
У смерти на меня управы нет -
Я настоящий, я не...

Действительно, настоящий, без глянца и купюр, фотосессии ему не грозят, да и не нужны они ему, оставьте в покое человеческие душу и сердце. Он погружён в свой хрупкий мир и не зря так мало пишет о любви, это было бы слишком просто. И поклонницы творчества Дмитрия Мухачёва любят его скорее платонически и это важная деталь его образа. Часто ли вам приходилось слышать, чтобы Дима устроил скандал? Вы и не услышите, ведь он "не такой, как похабный Сыроежкин или самовлюблённый Образцов" - так сказала моя подруга, которая очень любит Мухачёва поэта.
Не нужно винить Дмитрия в мрачности. А каким он, по-вашему, должен быть, после конца прекрасной эпохи! Бродский, более отстранённый и разумный Бродский, и тот грустил, а Мухачёв - интеллектуальный неоромантик, ему не просто безысходно грустно, а ещё и отстранённо. Здесь вспоминается название его поэтического сборника «Ограда», которое точно отражает смысл такой поэзии. Исписаться ему пока не грозит, ведь в будущем, скорее всего, мы продолжим наблюдать увядание поэта за границей его мира на фоне современности. Писать об этом можно достаточно долго, грустно и красиво.

ПОЭТ-ЭСТЕТ: ИВАН ОБРАЗЦОВ
Он появился недавно и как-то отдельно от общего барнаульского культурного слоя, что объясняется его бийским происхождением. Уже успел произнести достаточно амбициозных речей и сделать несколько скандальных заявлений. Видимо, отсутствие уважения к соратникам по поэтическому цеху, часть образа, хотя знающие лично Образцова люди говорят, что и в быту он так же невыносим. Говорили, что он похож на продвинутого гопника. Говорят, что он копирует Воденникова. Говорят, что он самовлюблён больше, чем талантлив,  но всё-таки говорят, говорят. Потому я решила включить в мой обзор и его.
В отличие от Мухачёва, Образцов появляется на разных литобъединениях довольно часто и много рассуждает об исключительно своём понимании разных вещей и явлений. Это раздражает. Вообще, беседовать сам с собой он может очень долго, но в присутствии обязательных слушателей. Грустные, усталые глаза, болезненный цвет лица – сразу видно, что страдал, одним словом, поэт, который из богемы. Дорогой пиджак, разговоры о парфюме и девушках в платьях - его излюбленные темы. Гоповской гламур, как образ? Поспорю с таким утверждением - слышала я одно ему посвящение, где о нём было сказано "вот сижу я один, весь эстетически верный", нужно добавить "и никого не вижу в упор с высоты своего эстетизма".
Стихи же производят сильное впечатление, когда их слушаешь в его авторском чтении. С листа они выглядят куда проще, но поклонники есть, и основная их часть - женщины. Безусловно, некоторая лёгкая эротичность поэзии Образцова, приправленная видом автора на сцене, привлекают

А потом, я расту разноцветной высокой травой,
обнимаю твои полуголые, тёплые ноги.
Я тебя оправдаю,
единственный, злой и живой
и с собой заберу с этой пыльной пустынной дороги.

и ещё

Да, дорогая, я красив настолько,
насколько ты не представляешь даже.

зазывает он тебя, но ты должна быть тоже красива и для него одного - это подразумевается. Кстати, если бы кто-то немного вдумался в строки стихов, то понял бы - заберёт он тебя с собой потом, после смерти физической, а тут лишь может одарить частичкой счастья и вспоминай это всю оставшуюся жизнь. Поэту просто некогда быть с одной женщиной, а ещё и – всегда с одной. В целом, ниша была свободна, и Иван Образцов благополучно её занял. Прорастать же цветной травой, и обнимать полуголые ноги можно не менее долго и красиво, чем медленно увядать.


ПОЭТ-БЛАЖЕННЫЙ: ВАСИЛИЙ СЫРОЕЖКИН
Ругаться матом Василию Сыроежкину не стыдно, так же, как не стыдно приходить на культурные тусовки пьяным, приводя с собой поклонниц. Если Мухачёв - настоящий поэт, Образцов - поэт соблазняющий, то Вася живой и свойский поэт, тот, с кем можно напиться и переспать прямо сейчас, а назавтра он не вспомнит, как тебя зовут. Приход Сыроежкина в поэзию из рок-музыки определил в своё время его образ - свобода, наркотики, алкоголь, рок-н-ролл. Даже утверждать, что Василий в поэзию пришёл, будет не совсем правильно - он откровенно припёрся, без негативного оттенка в таком определении. Вы вряд ли прочтёте его стихи в "Барнауле-литературном" и других культурно выдержанных изданиях, зато в "ЛИКБЕЗе" - пожалуйста.

И я иду, куда идут,
И я молчу, когда попало.
Меня наверно не поймут,
Но мне и этого не мало.

или

И Тётю Раю убиваю -
Так и хотел,
Так и сказалось.
За что меня ведут к трамваю -
Я не чумной,
Оставьте жалость!

Сыроежкин, это поэт, не ждущий понимания, поэт, который говорит то, что хочет, когда хочет и где хочет. Он может ударить по лицу очкастого интеллигента, а потом совершенно искренне раскаиваться в грехах. Такого поэта, словно вот-вот встретишь, выходящим из подъезда и запоя. Тем не менее, именно искренность есть его главная тема. Появление такого типа поэта - вполне закономерное явление. Канонизация поэзии в провинции, её отделение от разговорного русского языка привели к прорыву в массах, к назреванию желания слушать стихи на понятном всем языке. Поэт Сыроежкин антиэлитарен по определению, можно сказать, народен. Он парень с улицы, с вашей улицы. Проехайте несколько остановок в общественном транспорте и послушайте разговорный язык простых людей, но не думайте, что Вася такой же, лишь потому, что он этим языком пользуется. Вася пользуется этим языком вполне осознанно, и в примитивности текста вы никак его не обвините, а мат... без мата образ поэта от народа был бы неискренним и ненастоящим. Так же, как он был бы неполным без скандалов и без поклонниц.  Но помните – Бог любит блаженных!

ПОЭТЕССА-ЛЮБОВЬ: АЛЕКСАНДРА ВАЙС
Читать и слушать Вайс – немного разные вещи и это нужно понимать. Вообще, читая её стихи, представляешь другого человека, при встрече же испытываешь недолгое чувство несоответствия между представляемой и живой поэтессой. Потом вспоминаешь некоторые строки, и пазлы собираются в образ невысокой девушки, у которой уж что-что, а любовь в жизни есть, ну и ещё какие-то поводы для радости. То что она пишет о любви и только о любви – это ещё не всё – Вайс пишет о любви во что бы то ни стало. Здесь сразу проговариваются цветаевские интонации

Это в венах моих вино
Недостаточно настоялось...

или

Полочка снизу, плацкарт, печенье.
Жизни хотели, а вам – усталость...

Правда Цветаеву я вспомнила скорее для того, чтобы сразу обозначить тон образа поэтессы, а не обвинить Александру в эпигонстве. Приятно думать и верить в продолжение традиции в женской поэзии. Образ Вайс поэтессы – это любящая женщина, со всей её жертвенностью во имя любви, но, в отличие от Цветаевой, речь идёт о чём-то обволакивающе-мягком, а не страстно-скорбном. В этом образе много женского, а иногда – девчачьего, но всегда любовь конкретна и предполагает вполне реального и живого мужчину. У Гешелиной, например, объект любви абстрактен и невозможен в реале, скорее, неосуществимая мечта.
Сплетен вокруг имени Вайс вполне хватает, но все они в рамках культурной поэтической морали, которая, как известно, отличается лояльностью, если встаёт вопрос настоящей любви. Кроме того, это придаёт созданному имиджу пикантность, чего часто не хватает провинциальным поэтессам. В любом случае, веришь, что она расскажет тебе о своём одиночестве по-доброму, без так надоевшего нытья и намёков на суицид. Как женщина, я очень понимаю эту поэзию во времена катастрофической нехватки мужчин. Александра Вайс пишет о любви, такой, какая она есть у многих современных женщин, а писать о любви можно, до тех пор, пока ты по-доброму или как-то иначе, но всё-таки одна.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Оценивать творчество вышеприведённых авторов я не собиралась, так как цель моего маленького исследования – созданные ими образы поэтов. Может быть, стоило написать и о других, но, повторюсь, я писала об образах, которые я смогла наблюдать и слышать сама, вживую. Делать какие-то заключения, видимо, ещё рано.
Ольга Арбатова – филолог и исследователь-любитель Алтайский край г.Барнаул Декабрь 2010


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.