Тема. Бескрылая фаза

«Не летается – крылья устали нести...»
Не пугайся, мой друг. Это просто привал,
Перевал, перекур, передышка в пути.
Мне знаком этот страх – кто его не знавал?

От огня, что зарвавшихся испепелит,
От Икаровой участи – тих и незрим,
Охраняет нас Некто. И просто велит
Опускаться с высот, на которых парим.

Не тревожься. Ничто никуда не ушло.
Просто Некто скомандовал: остановись.
Утомилась душа, натрудилось крыло.
Отдохни – и взлетай в вожделенную высь.

Отдохни от небес, походи по земле,
Надышись, напитайся ее суетой,
Поварись в этом хлопотном, чадном котле.
Разрушителен? – нет: благодатен простой.

Все, что ты только видишь и слышишь пока,
Что осмыслишь, постигнешь, прочувствуешь ты,
Словно влага, насытит твои облака –
И прольется чудесным дождем на листы.

http://www.stihi.ru/2011/01/12/6845


Рецензии
Знаете хорошие строчки есть, общая мысль славная.
Но соседствуют рядом банальные, избитые обороты - это портит.
Надо искать, доводить весь стиш, до уровня удачной строки.
Например:

У вас:

"Утомилась душа, натрудилось крыло." - Натрудилось крыло – хорошо!
"Отдохни – и взлетай в вожделенную высь." –вожделенная высь – плохо!
Высь - нечто эфемерное, воздушное.
Вожделение - нечто алчно земное, почти физиологическое.
Вместе - не кошерно звучит. (типо мясо с молоком)

У неё:

"Ужели, как птице, посаженной в клетку," - очень плохо. Тройной: кич, штамп, клише.

"Ужели мне сумеркам плакать в жилетку" – сумеркам в жилетку – очень хорошо!
Но это "ужели", да еще дважды мгмм... столько ужей развела -серпентарий.
"И в небо пустое смотреть" – не верит значит, что там Бог?
Допустим.
Много таких моментов, лирических всхлипиков. «Женско лирика, я плакать»

А вторая строчка:

"В анналах – забытый полет вдохновенный," - это просто пародийная мысль. "В анналах полет." - Звучит, как жобе - аннальный полёт.

"Когда над развалом стола" – очень хорошо. «Мой письменный вьючный мул» МЦ

"Поэма экстаза" – плохо. уже поэмо оргазма и то лучше. Видите «уже» ужи размножаюцца..
Ну, как-то надо избегать. Ну, не знаю…
Обиделись?

Сан-Торас   15.01.2012 19:16     Заявить о нарушении
Нисколько. Тем более что критике подверглась только одна моя строчка, остальные Олины :)
Я с ней воюю по поводу штампов (птице, посаженной в клетку), архаизмов (ужель), ужей (тут имеется в виду даже не "ужель", а просто "уж", в смысле усечённое "уже") и так далее, но она упрямая, утверждает, что это её стиль, что Пушкин тоже писал "Уж небо осенью дышало" - и т.д.
С вами я готова согласиться, но только отчасти.
Про себя:
Наверно, вы в каком-то смысле правы, но для меня само слово "вожделение" - просто синоним страстного желания, неудержимого влечения, и совсем не обязателен "физиологический" момент. Разве душой нельзя вожделеть? Хочу страстно - туда, в небо, летать. ("А мне летать, а мне летать охота!") - а сил нет, и это делает желанную высь ещё желанней. Но слово "желанная" тут слабовато, именно "вожделенная" - головокружительно, жарко желанная!
Эт я не спорю и не оправдываюсь, может, мы просто по-разному - не знаю, что: слышим, воспринимаем, трактуем - слова.
Про неё:
Про птицу - трижды согласна!
Про "Ужель" - да, да!
Про "в небо пустое смотреть": тут не согласна. Как раз-таки верит, ждёт, но Бог как будто бы спрятался, не даёт знака, не посылает света, не "диктует" стихов.
Анналы... Ну что делать, если у слова, имеющего архивно-летописный смысл, такое "анальное" звучание? :) Ваще не употреблять, учитывая особенности нашего слуха? :)
У меня тоже было (о встрече одноклассников через 20 лет):
Здравствуйте, старые други!
Время вернуться на круги,
Милую давнюю быль
Чествуя взлётом бокалов
И отряхая с анналов
Двадцатилетнюю пыль.
И - я уже не помню кто - тоже смеялся, как это и откуда мы решили отряхнуть пыль :)
Но в Олином случае можно просто заменить слово на "архивы" без особой жертвы, чтобы не шокировать слух анальностью.
Ну, и наконец, "поэма экстаза". Это же не Олино изобретение, это упоминание, реминисценция. А сочетание "Поэма экстаза" принадлежит Скрябину, это же его симфоническая поэма, если я правильно помню? Ольга - музыкант по образованию, для неё это не оргазм, а музыка страсти, и тоже в этом нет ничего физиологического.
Ну вот...
А обижаться - даже и не думала, давно уже не обижаюсь на критику, даже незаслуженную и недоброжелательную, и других уговариваю: к критике надо относиться конструктивно. Согласен с критикующим - учитывай и будь благодарен. Категорически не согласен - пропускай мимо ушей и иди своим путём.
Так что можете критиковать меня смело, я возраст обидчивости давно пережила :)

Любовь Сирота-Дмитрова   15.01.2012 21:13   Заявить о нарушении
Заметьте одну интересную вещь, она всегда меня волнует.
Объяснение факта лежит в одной стороне, а ощущение от факта в другой. - Т.е. Факт истины - в тороне от истины!
Ну, канеша, знаю про Пушкинские ужи, первичность анналов, и синоним "вожделеть" ( но, ужи жужжат и жалят)
Ну, канеша знАю! вместе с поэмоэкстаза в тазЫ!
Но ощущение с пониманием розняцца.
Понимаете? -(такая тавтология)
И миллион двусмысленных примеров могу привести.
Мне надо было дать название моей радиостанции в Лосе.
Кидаю клич на конкурс!
Предлагают, например «Паруса»
Объясняю, что фонетика – фигня.
Трусово звучит.
А мне так красиво и правильно излагают, что паруса это свобода, ветер, это волна и тд…
Но слушатель не слышит пояснений, не вникает в них.
Он трусы слышит, потому что сто раз в день: Мы находимся на волне радиостанции… паруса, наши паруса…
Называю свою станцию «Эхо планеты» фонетика – золото. Ко всему идет.
Короч, это длинно объяснимые вещи.
Портит стиш и все.
Мне Вас потому и в Ясы хотелось втянуть, чтоб у Вас дыхание другое открылось, чтоб обновились Вы ( это не призыв)
Потому что нажитое Вами, может зазвучать «вожделенно» только в соитии с новыми силами. А ваш союзАполлон обрисовывает круг «зрителей», Вашего же круга, и замыкает развитие.
Но, в принципе… зачем я снова? И так все лучше, чем у других!
Не берите в голову, друг мой, хорошие у Вас стихи!

Сан-Торас   16.01.2012 02:20   Заявить о нарушении
Отчего же, это мне как раз жутко интересно: чудеса и фортели фонетики. Я на эту тему много чего думала...
Тут ведь не просто звукосочетания - благозвучные или неблагозвучные, - тут накладываются звуковые ассоциации, подсознательные смыслы и т.п.
А они - тоже ведь дело некоторым образом субъективное. Есть, наверно, какие-то "всеобщие", "общеязыковые" ассоциации (как ваши трусовые паруса, потому что слово общеизвестно и общеупотребительно), а есть совершенно частные, личные.
Пример:
У нас на Кубани есть районный центр - станица Брюховецкая. Не помню почему мы с моей подружкой-однокурсницей когда-то давно, студентами, заговорили о ней: на что она ("Брюховецкая") похожа. И оказалось, что для меня она - круглая, жёлтая и гладкая, а для Вали - серая и унылая. Почему? Потому что у меня слово "брюхо" наложилось на "брюкву", а поскольку брюкву я никогда в жизни не видела, то представилось мне что-то вроде репы и дыни одновременно. При этом вполне пузатое. Валя тоже объяснила: у неё это слово вызывает образ старой печальной кобылы с отвисшим брюхом.
У каждого свой тип мышления, восприятия, языкового опыта, слуха, свой привычный лексикон и так далее. Поэтому то, что мне режет слух, аж не могу, другому - за милую душу. И наоборот.
Хотя какие-то общие "табу" тоже, наверно, есть, должны быть. Тут я тоже согласна.
(Примитивный пример - но объясняю же я своим подопечным стихотворцам, что надо быть осторожнее со словом "как", особенно если за ним идёт гласная. Вот и анналы тоже. Надо, наверно, всё-таки убрать их из своего стишка. А вожделенную высь - нет, не отдам :))
И я никогда не употребляла в стихах (разве что в шутейных) слово "экстаз" - просто на подсознательном уровне не приемлю, может, из-за смысла - его экзальтированности и физиологичности одновременно, а может, (опять же подсознательно) и фонетически: там слышен и таз (чресла?), и эксцесс, и много чего ещё можно раскопать.

Что касается "другого дыхания" - этот вопрос распадается на два вопроса, ответов я не знаю.
1 - а нужно ли его (дыхание) освежать, если тот тип дыхания, к которому я привыкла, наиболее естественен и ненатужен для меня и лучше всего (продолжая метафору) обеспечивает меня кислородом?
2 - если искать другое дыхание, то ведь направления поиска, наверно, могут быть разными...
Я не знаю наверняка ни того, ни другого. Иногда пытаюсь "выйти из себя", из своего очерченного круга - и даже знаю, что иногда мне это удаётся, но знаю и то, что есть малый круг и есть большой. В малом я дома, я там живу. А большой - те пределы, внутри которых я гуляю. За пределы большого не выхожу. И мне не скучно.
А вот вы вырвались за пределы, к ЯСам - и чудесно, я восхищаюсь! Но это - вы. Вы другой. Не потому что лучше или хуже, просто другой. Другого устройства душа.
Но я радуюсь, что у души столь отличного от меня устройства, тем не менее, находятся плоскости соприкосновения и пересечения с моей. Это и просто интересно, и греет.

Любовь Сирота-Дмитрова   16.01.2012 03:51   Заявить о нарушении
Оставьте эти вожделеющие аналы, Любовь Евгеньевна!они, вполне, секси - как бренд и слоган, сексуальных меньшинств!
я же просто придираюсь и вридничаю!
У меня всё - супер субъективно, у Вас всё - квази эстетично!
Вдохновляйтесь на новые вирши!
Буду читать Вас.
:)

Сан-Торас   16.01.2012 09:30   Заявить о нарушении
Квази эстетично + вожделеющие аналы
Ну и язычок у вас! :)))
Хорошо, что я не обидчива и вполне себе с чувством юмора.

Любовь Сирота-Дмитрова   16.01.2012 11:33   Заявить о нарушении
Вы умная слишком, чтобы надуваться.
Обидчивость этож комплексы.
И потом, Вы же чувствуете, что я Вам симпатизироваю!
Вы славная :)

Сан-Торас   16.01.2012 13:14   Заявить о нарушении
Ну спасибо:)
Чувствую, конечно, и отвечаю взаимностью. :)

Любовь Сирота-Дмитрова   16.01.2012 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.