Характер военной сатиры

            Характер сатиры, её тон, звучание заметно изменяются в «Правде» в связи с развитием событий на фронте. В первые месяцы войны центральные объекты внимания – фашизм, агрессор – выступают в несколько обобщённом виде. Поэты располагают знаниями о противнике ещё общими. Теми, которые они имели в своём распоряжении до начала Великой Отечественной войны. Здесь изображение реакционной человеконенавистнической сущности фашизма («Фашистам в лицо» Й. Бехера – 14 августа 1941 г.), германского фюрера, зарекомендовавшего себя «бандюгой» («Людоед-вегетарианец» С. Маршака – 11 августа этого же года). Здесь также первые намётки в изображении сателлитов Гитлера, поставляющих на рынок мировой войны «пушечное мясо» («Фашистская псарня»   3 августа   и «Мясопоставки»   15 сентября    С. Маршака). Найдём мы и стихи, обрушивающие свой удар на немецкую пропаганду («Бочка Геббельса»   8 августа   и «Арапские сказки немецкого Верховного Главнокомандования»   та же дата – С.Маршака). И стихи, выступающие против фашистских мародёров («Драй петук! – 24 августа – Д.Бедного, а также «Поросята»   21 октября всё того же 1941 г.   М.Исаковского и др.).

            Здесь мы прочтём стихотворение А. Суркова «Они не вернутся с Востока»   11 ноября,   в котором поэт пытается разобраться, как же получилось такое, что на смену Шиллеру, Гёте и Канту «пришёл дикарь Атилла, и внуки шерстью поросли».
Всё это в месяцы героического сопротивления Красной Армии, в дни вынужденного отхода наших войск, в период  неудач. И в эту тяжёлую пору нет в сатирических стихах нот отчаяния, пессимизма. Более того, в них сохраняется собранное в кулак равновесие духа писателей, интонации при всей своей публицистической остроте сдержанны, спокойны, эмоциональный заряд их проявляется в чисто лексическом материале.
Совершенно иными аккордами звучит памфлетное стихотворение М. Слободского «Историческая панорама»   15 декабря,   написанное по случаю разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В первой части произведения в гротесково-сатирической форме передаются настроение, наступательный порыв гитлеровских войск:

Мы наступали, словно львы,
Мы быстро шли, от пота взмокли,
Нам внутренняя часть Москвы
Теперь видна через бинокли.

            И эта строфа, и многие другие строки пронизаны нескрываемой иронией автора к врагу, а заключительная строфа:

Бросают избранные части
Солдат и танки на бегу…
Нам без биноклей на снегу
Видны их внутренние части!

            звучит как тонкая, меткая, уничтожающая издёвка, справедливая по своей сути, как саркастическая насмешка. Стихотворение построено по принципу противопоставления мнимого (какими немцы воображали себя в начале войны) и действительного (какими они оказались при столкновении с нашими войсками). Это произведение даёт возможность объективно, по-новому посмотреть на врага, объяснить советскому солдату, что он не только должен, но и может успешно громить противника. Построенное на контрастирующем, разделяющемся на две полярные части материале, стихотворение, вместе с тем, пронизано сквозной иронией, разоблачительным пафосом, сплавляющим обе части в единое и гармоничное целое.

            В стихотворении С. Маршака, написанном ровно через год после начала гитлеровской интервенции, «О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня»   22 июня 1942 г. – перед нами уже не тот враг, не та «нечисть», которая «ползёт, как ошалелая, летит, как одурелая». Перед нами фюрер, плачущий над своими несбывшимися планами, обеспокоенный противоречиями внутри гитлеровской коалиции, объятый страхом в ожидании открытия союзниками Советского государства второго фронта.


Рецензии