Как я пишу свои стихи

Задумалась сегодня над тем ,как я пишу свои стихи и почему встречаю на них диаметрально противоположные отклики и отзывы.

Так что набросала для себя, чтобы разобраться… тем кому это интересно - присоединяйтесь…
Я пишу звуком, для меня слово на письме это только транскрипция, записанная так по договоренности со словарями и правилами, для меня гораздо важнее знать, как слово звучит, чем как оно пишется:

…Палачей тоже оплачут.
Траурный сервис им
По скупому тарифу оплачен,
После смерти притиснут в строй.
По стандарту — оградки, рябинки.
Пару дней некрологи, поминки,
А потом тишина и покой…
И железною тумбой стой
Под облупленною звездой…

(Марина Шамсутдинова)

Для меня в творчестве нет никаких ограничений, я не связана никакими литературными групповыми обязательствами и запретными темами. Есть только понятие соразмерности и смысловой оправданности. Своими «нельзя и не положено» – поэты загоняют себя в такие узкие рамки, что дальше только пустота или верлибр… Убери такой автор свою фамилию из текста в каком-нибудь тематическом альманахе и он уже не отличит и не узнает своих стихов.

По красной, озябшей, кленовой ладошке цыганочка-осень гадает
Что было, что будет читает в прожилках, снега да мороз предрекает.
Минорные вальсы на ливневых струнах играет, выводит шарманка.
В рябиновых бусах, туманом укрыта, колдует красотка-цыганка.

(Елена Бланкет)

Незаметно лето пролетело:
В золото оделися леса
Ярким пламенем горят на солнце
Ягоды рябинового куста.
Клён стоит одетый,как на праздник-
Все цвета одел он на себя.
На верхушке шапка золотая,
По бокам багряная листва.

(Тамара Клюева)

Небо, сохрани багрянца медь,
разгони тоску и стынь!
Лучше бы вам, тучи, улететь
и вернуть благую синь!

"Осень, не грусти!" – поют дожди.
В музыке звучит ответ:
"Скоро бабье лето – подожди,
вижу среди туч просвет!"

(Юрий Гардаш)

Выбрала первые попавшиеся тексты про осень, чтобы показать ,каким узким может быть у поэта путь смыслового заимствования, если идти на поводу у самой доступной рифмы и самого затертого образа. Здесь и цветаевский «рябиновый куст», и « клен озябший и оледенелый», и «синь –стынь и багрянец меди», и» дожди-подожди», « В багрец и золото одетые леса,».

Раз уж пишу о стилистическом поиске смысла , рифм и образов, дам цитату и из своего стиха, которая не претендует на какое-то поэтическое совершенство, но доказывает, что об осени и осенних деревьях можно писать и не прибегая к устоявшимся стилистическим канонам, если хорошо поискать…

Как лист зеленый пожелтеет день,
Наполнится усталостью и прелью.
И там, где слух разбужен был капелью
Уснет мудрец под медный звон травы,
…………………………………………..
Как пёстрые несушки на насесте
Деревья,
оперенье из листвы теряют.
Перья – листья, перья вместе
Набьют подушки пышные зимы.
Всё станет ждать, когда отверзнув слух,
Вдруг встрепенется солнечный петух,
Разбудит свой курятник оголтелый…

Образ, картинка, рифма – все это способно увести поэта в новое художественное пространство, создать цепочку новых словесных рядов и озадачить читателя неожиданным смыслом.

У нас в законе субкультура!
Там варят суп из ножки стула,
……………………
Нас упакуют в суп-набор,
То культурист, потом фашист
В строю шагает активист
И череп на косой пробор.
…………………
… Курицы принцессы,
Перья кринолином,
Ходят по насесту
В пёстрых платьях длинных.
…………………..
Уведёшь дорогой дальней
Ты меня мой, конь педальный.
………………………
Вчера ходил по дому Гоголем,
Сегодня смотришь Львом Толстым.
Вчера налили, выпил, много ли?
Сегодня боль, похмельный дым.
………………….
Гроздь бананов, как кисть Фредди Крюгера,
Кровь варенье сочит, в блюдце умерло.
Мёда гнойные, липкие лужицы...
Не смотри по ночам фильмы ужасов!
…………………
На улице дождь,
Москва принимает душ.
Сажу с кожи сдерёшь,
Щенячьих наделаешь луж.
………………………..
Меня как чайку
Вихрь занёс
На острую гальку
Колючих звезд.
……………………….
Читателю заклеить рот,
Надеть вериги,
А браконьер за ним придёт,
Он в Красной Книге…
(Марина Шамсутдинова)

5 декабря 2010


Рецензии