Канон святым врачам
Тропарь, гл 5
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Песнь 1.
Ирмос:
Песнь Ему моя,
дыхание и жизнь,
Исцелившему кости мои
и сердце новое мне Давшему,
и Восставившему меня в правде пред Ним, -
Церковь Твоя
С Мариамиею Тебе зовет.
Иисусу:
Мариам исцеленная Тобою, поет:
Язва проказы, рука Моисея,
Змей вознесенный
Образы это
Того
Кто в последние дни сии
В Сыне явился
Крестом
И Живоносным Восстанием!
Врачам:
К философии Христа Врача, что превыше всех,
Святые врачи себя уготовили,
подражая милосердию Асклепиада из Вифинии и Сорана из Эфеса
Не искали пышной славы Галеновой –
у Аретея соумирать со страдальцами научились.
Богородичен:
Новая Ева нетленная,
Мариам Дева
Дщерь Иеффая новая,
Откровение тайн Спасителя Бога,
Хор возглавь,
Лик созови всемирный
Исцеленных
Сыном Твоим –
Человеком от Господа.
Песнь третья.
Ирмос:
Спаситель мой,
Веселие мое,
Ты бессильных
Силою Своею
От глубин земли забвения
К Себе,
Земле Живых,
Возвел.
Иисусу:
Дух Твой, Христе,
Всехудожник искусный,
Веет, где возжелает любовь Твоя –
Видишь Ты ужасное,
Касаешься неприглядного,
Скорби приобщаешься,
Братию Твою избавляя от великих зол
Как Целитель и Врач,
Скорбь и смерть повергая в прах.
Врачам:
Жены, отложившие немощь Евину,
В мужество облеклись Мариино,
Сыну Ее послужив,
Как Врачу – врачи
И Другу – другини,
С Софией и Вереною
В след Его спеша,
Аромата мира нетленного.
Богородичен:
Куда бить еще –
вся глава в ранах и все тело в язвах
у Отрока Господня,
плоть взявшего у Дочери Давидовой чудной.
Миро, стакти и кассия
от риз погребальных Его –
аромат живоносный всем,
по дороге спешащим за Ним в путь
с очами отверстыми.
Песнь четвертая.
Ирмос:
Вышел и приблизился лицом к лицу
Христе Иисусе Боже наш,
Сила изнемогающих,
Возводя от тесноты и скорби нас
Духом Твоим
На горние высоты,
Свидетелей Твоих призывая к Себе.
Врачам:
Панталеон
Руку на рало возложил
Главу змиину стер,
С Тобою,
Боже Крепкий, Иисусе,
Сочетался навек.
Оттого
Друг и Брат
Имя ему новое
Свое дает
Сосвидетельствуя с ним
О Воскресении Своем.
Царственное благородство христианское
Не посрамилось в тебе, Кесарий врач,
Чистой Нонны сын,
Григория брата со-таинник красноречивейший
и целитель благороднейший:
Перед царем неистовым
Новым Даниилом
В рве со львами
Победителем явил тебя
Христос Врач.
Как Иону, из-под земли
Вывел тебя Бог твой, Кесарий,
Образом Восстания Своего
И призвал тебя
К Себе
Из Вифинии, как прежде Пантолеона врача.
Богородичен:
К Силоамской купели
спасти
одинокого и страждущего сына Евина,
ангела и ходатая
тщетно ждущего,
пришел
Спаситель,
Друг и Брат,
И Человек от Господа –
Сын Твой, Мариам!
Песнь пятая.
Ирмос
Врач и Воскреситель
Явился исцелить живущих на земле,
Церковь родив от ребра,
Духом спасения осиянную, -
Любовь и крепость свою, -
Себя раздавая в ней
Жаждущим страдальцам
Утренней росою.
Врачам:
Премудрости Христу соименная,
Врачу – врачебница и другиня,
Евхаристию Его помня,
Десницею Его в страданиях свидетельства обымая,
За мира жизнь
С Ним со-священнодействовала, София,
Целителем всяческих.
Укрепил колена свои
Силою убитого на древе Агнца,
Кость от кости несокрушенной
И плоть от плоти Его,
Христов – от Христа,
Фалалей.
Отрок Фалалей,
Кровь за Отрока Господня и с Ним
Пролил
За спасение мира
От язвы проказы.
Проповедник Спасителя мира,
Диомид,
И свидетель смерти и воскресения Его,
Научил, наставил, явил
и исцелил
Жаждущих спасения.
Богородичен:
Проповедать послан был слепым прозрение
и страждущим отраду
Отрок Господень,
Сын Мариин, Сын Человечь,
Лето новое Божие,
Субботу суббот,
Лето Царствия Его,
В плоти Своей
укус змиин мироубийственный
исцеляя.
Песнь шестая.
Ирмос:
Жизнь мою, до конца истлевшую,
Спас Ты, мой Христе,
Сам же, спасающий,
В бездны страшные смерти шагнул,
Худшее Себе беря,
Чтобы лучшее нам отдать –
Жизнь новую негибнущую
От ребра Твоего.
Иисусу:
Вознесенный на древо
исцеляет взирающих из пустыни,
желчь и оцет вкушает,
причащаясь горького
нашего уничижения во Адаме,
и умирает,
и падает
Бог Слово,
да человека восставит, богом нарекая.
Врачам:
Нееман Сириянин
скромный Иордан по слову Елисея не презрел,
но очистился от своей проказы
водами
что Сына чистой Матери
в дни последние
омыли.
И от рек великих Сирии
ко Спасителю и Целителю пришли
братья Его новые,
волю Его соблюдшие,
и чудеса Его творящие
в простоте сердечной,
Косма и Дамиан,
дети славные славной Феодотии,
Бога воистину познавшей.
Злато Аравийское
и ливан, и смирну,
разделили братья с Братом
и врачи с Врачом,
Косма и Дамиан,
и Леонтий, и Анфим, и Евтропий,
чашу Его испили,
одесную сели,
с Ним мир от тления соисцеляя.
Столица вселенной
принесла дары в вертепе Рожденному.
Не от Греции зови на помощь,
посылая корабли
в Эпидавр за исцелением,
но узри сынов твоих,
Косму и Дамиана,
восшедших на ладью спасения
в озере Галилейском.
Богородичен:
Сын Твой, Утешение Твое,
Восстал от гроба,
Твою болезнь и печаль
И наши с Твоими
Светло утоляя,
Целитель всех.
Кондак.
Христа,
Целителя всяческих,
Познавшие,
Сами же
Познанные Им
И испытанные,
Голос Живого во век
За трапезой Его
Присно слышите в радости:
«Вы – друзья Мои,
Все Я поведал вам!»
Икос.
Рукодейство великое
И целение всяческих
Совершает Христос Врач,
Тайны все открывая
Врачам и свидетелям Своим
За трапезой Своей радостной,
Глаголя к ним лицем к лицу:
«О, друзья Мои,
Все Я поведал вам!»
Песнь седьмая.
Ирмос:
Спаситель, Ты – Бог наш,
Христос Иисус – Господь,
Врачующий ранами Своими укус змиин!
Прииди и стань посреде,
Себя являя нам,
и пребудь с Церковью Твоей вовек!
Врачам:
Руку простер Александр,
Целительный нож беря и коллурий,
Раны воинов врачуя и очи людей,
В день же свидетельства
Руку простер
Мученикам Христовым,
Сам средь них просиял светло,
Сосвидетельством Христу,
Язв Его дланию радостно касаясь.
Исцелил Господь Египет, и явил Себя
Киру с Иоанном, друзьям Своим, -
Благословение Египта и Ассирии,
Благословение Израиля Нового,
Церкви от многих народов
До пределов земли.
Соединил Восток и Запад,
Север и Юг, Христе,
Целитель истинный и жизни Хорег!
Вот, пришли они –
Антиох из Севастии и из Коринфа Кодрат,
Из Эмессы Юлиан и от Египта Никандр,
Вместе со Урцином из Равенны,
и Евсевием, и Пеоном из Рима ветхого, -
да едят и пиют на трапезе Твоей,
и видят Бога лицом к лицу воистину!
Подобно Пантелеимону врачу
други его праведные
о Христе забывших укоряя,
заключенным облегчение,
словно дар Божий,
подавали.
Больше пострадали за Христа,
Чем написать и поведать можно,
В песнях и словах,
Вместе с Орестом врачом
Исповедники времен новых,
имена которых Спас и Бог
в книгу жизни
Кровью Своей, с их кровями смешавшуюся,
вписал.
Богородичен:
Дочь Отца Небесного,
Не Галаадский ты бальзам –
Миро излиянное
Собрала в сосуд бесценный Свой,
Родила Христа,
Ранами Своими раны народа исцелившего.
Песнь восьмая.
Ирмос
Отрок среди отроков,
Друг посреди друзей,
Врач посреди врачей,
Свидетель верный посреди свидетелей Своего Креста и Воскресения,
Христос Бог
Посреди Церкви Своей стоит,
Живой вовек,
«Утешайте, утешайте народ Мой!» - глаголя.
Аретей Каппадокиец ученикам велел
Не бросать больного безнадежного,
Но Богу и Спасителю молитвы вознося,
До конца оставаться с ним,
Когда земное искусство врачевания оскудевает
и смерть близится.
Оскудевший крепостью и силой на Кресте
Спас и Бог
К сердцу разбойника говорил, превыше сил Своих,
В след же Ему грядущие други Его
Умирая, как свидетели Воскресения,
ближних и дальних любовью
подобно Ему,
как Евгений, сын врача и врач,
бескорыстно обымали.
Троичен
Спасителю Богу
Мир весь поет
Сын, Слово
Посреди нас пребывает Духом, -
Да расступится смертная пучина,
И идем,
Поя,
Ко Отцу Его.
Песнь девятая.
Ирмос:
Сердцем уразумейте,
Очами взирайте,
Ушами слушайте –
Се, по именам зовет нас,
Как Марию безутешную,
В прохладе сада весеннего
Целитель, от гроба восходящий, –
Отрок и Господь,
Иисус Христос.
Иисусу:
Из ран Твоих
Исцелений струи истекают,
Боже мой и Спасе,
Бескорыстно, щедро, без укоров,
Раздаешь Себя и преломляешь
Средь множества больных,
Слепых, хромых, иссохших,
Движения воды чающих,
И Тебя не видящих.
Врачам:
С Пантелеимоном врачом вместе
О Христе забывших укоряя,
К заключенным в темнице по заповеди Спасителя придя,
Облегчение им,
Дар Божий,
Подавали.
Врачам:
От Луки врача начало,
И венец в Луке епископе,
Врач – врачу,
и свидетель свидетелю Христову преемник стал,
с ними и Антоний, врач и пастырь добрый,
и апостол островов западных,
но число же их всех и имена
благородные и честные,
Божий дар знающих воистину,
И мир удививших,
И в застенках казненных,
только Ты все знаешь,
Спас, и Врач и Бог.
Богородичен:
Все Сын Твой взял Себе –
Пот, боль и усталость смертную,
Ничего не оставляя одиноким
сынам Адамовым,
Все Себе приобщил, -
Да вкушая то, что Он вкусил,
Нечаянную радость
Воскресения Его
Воочию увидят.
Светилен
Христе,
Распятый Целитель всех и Врач,
Светозарно Воскресение Твое,
И честны друзья Твои,
От света Твоего живоносного
Вкусившие.
Свидетельство о публикации №111010906753
Мария Климович Богданович 15.10.2020 02:53 Заявить о нарушении
Ольга Шульчева-Джарман 15.10.2020 21:08 Заявить о нарушении