Деньги. 10. Учёба

   После летнего отпуска начались занятия в консерватории. Победа не лёгкая и тем  дорога. Так быстро кончилось всё: детство, отрочество, которое прошло вообще незаметно, так как с Лийкой никто не возился и всегда надо было соображать самой, а юность как-то сразу превратилась в самостоятельную взрослую жизнь. Анализируя свою счастливую случайнось,( решение уйти из училища) она подумала о том, что не следует никогда в жизни руководствоваться эмоциями, а тем более торопиться с выводами. Ведь, если б вовремя не сработали мозги, а она не сумела бы собраться до конца, был бы совсем другой результат.

   На первом курсе консерватории появились новые, совсем не студенческие проблемы. Кроме занятий, она поняла, что "висит" квартирный вопрос. Жить в одной комнате с мамой и мужем
было как-то не с руки. И как раз на заводе, где работала мама, достроили их дом и маме предложили две комнаты. Вроде хорошее предложение, но Лийка ужаснулась потому,что дом был восьмиквартирный. Заводские люди работают по сменам. А музыка в стенамах дома с плохой звукоизоляцией? Тогда она попросила маму отдать свою новую квартиру взамен тем людям, котоые захотят её получить, но сдадут в их пользу однокомнатную квартиру в старом доме, самую крошечную, но отдельную квартиру взамен. И это получилось. Всего 11 квадратных метров, но своих. Таким образом, тоже две комнаты, но отдельно.

   Появился и финансовывй вопрос. Стипендия-это лишь призрак элементарного благополучия. Пришлось без малейшего опыта и практики искать работу, но нашла. Работа, учёба на стационаре да, спустя какое-то время, оказалось, что Лийка в положении и это только первый курс! А ведь когда она разговаривала со своим педагогом в училище, он её тогда предупреждал: "Лучше синица в жмене, чем журавль в небе", намекая на то, что лучше получить диплом, а потом поступать, так как можно и не закончить ВУЗ, а один диплом  уже всё-таки будет в руках. На что Лийка сказала: "Хоть на карачках, если я поступлю, то доползу до конца."

   Так и получилось. Жизнь закрутилась как "белкино колесо", в котром Лийка была белкой. После благополучного окончания первого курса, на втором - произошли крупные изменения: работа, учёба, ребёнок, нянька. В самом начале второго года обучения, её перевели к другому педагогу, программу дала предыдущая "училка". А в этот период Лия избавилась от своего старого рояля, а новый - шёл медленной скоростью из Москвы ровно два месяца. В этот период не было физической возможности ходить на занятия  по специальности, так как появилась Лариса, заниматься не на чем было и новая преподаватель, которая ни разу в течениие месяца не видела  свою новую учениуцу, написала докладную на имя декана консерватории. Он вызвал Лийку, прочитал докладную и спросил: "Почему  вы не ходите на специальность?". От неожиданности она сразу ляпнула что попало: "Не могу".И тогда она услышала фразу, которая врезалась на всю жизнь в память: " Бывают две стороны дела: формальная и гуманная. Я считаю, что у вас будет всё в порядке." И отпустил её без всяких моралей. Лия полностью оправдала его надежды, блестяще закончив второй курс, невзирая на естественные трудности она получила повышенную стипендию.

   Оставшихся три года пролетели очеь быстро. Дочь, которая подросла и смогла бы ходить в детский  садик, категорически не хотела вписываться в коллектив. Как только её приводили в сад, она с самого утра до того момента, когда её заберут оттуда, не просто ревела, а бросала всё, что ей давали: завтрак, игрушки, обед, а Лийка платила за садик и содержала няньку, так как что-либо потерять в тот момент было невозможно. Садик всегда заканчивался либо гриппом, либо ангиной, либо какой-то детсктй болезнью, типа краснухи или свинки и постоянно требовался уход за ребёнком. Поэтому лишаться няньки нельзя было. Попытки нескелько раз  приучить малышку к садику, оказались безрезультатными.
И Лия решила бросить это глупое занятие, оставив только няньку. А для того, чтоб всё это получалось, надо было "вкалывать" и совсем некогда было думать о том, что ты умеешь или не умеешь. Повышенная стипендия полностью шла на оплату няньки и так это длилось до окончания ВУЗа.

   Занятия тоже были не совсем обычными. Ей приходилось пропускать лекции, но удачные ответы на семинарах, как ей казалось, списывали ей прогулы. Она долго даже не догадывалась, так как попросту не знала, что имела законное свободное посещеие. Об этом она узнала только на последнем курсе при разговоре с председателем студенческого профкома. Она не только об этом  не знала, но и том, что в конце четвёртого курса у неё была единственная  "двойка" за все пять лет.  А случилось это так: Лийка  имела на подготовку к музлитературе всего один день и одну ночь. Дня не хватило и она начала на  вопросах набрасывть хоть какие-нибудь запоминающиеся факты или названия произведений, их частей для ориентации, так как в голову уже ничего не лезло. Не спавши целую ночь, она пошла сдавать экзамен и когда она достала билет, автоматически вытащила свои вопросы, чтобы взглянуть на свои заметки. А педагог увидел, отобрал их и попросил выйти. Оценки он не поставил и больше ничего ей не сказал. Лийка пошла домой спать. Она больше ничего не хотела. А на следующий день она сдала ещё какой-то экзамен и решила, что незачем ей готовиться ещё раз, так как получила четвёрку и уже было всё равно. Повышенная стипендия не светила, а пересдавать не хотелось. Договорившись с другой однокурсницей, которая тоже "завалила" экзамен, она пришла к педагогу и сразу без подготовки ответила на свой билет и получила отличную оценку. То ли билет оказался лёгким, то ли сыграло роль, то что она выспалась и в голове всё прояснилось, но сдала экзамен просто и легко. Дождавшись однокурсницу, которая пересдавала после неё, она спросила: "Ну, как?" Та спокойно ответитла : "Тройка". И тут же добавала: "А какое имеет значение как я сдала? Главное, что я всё знаю." Тут Лия поймала себя на мысли, что такому челевеку трудно что-либо объяснить. Он видит всё через очень узенькие рамки и никогда их не расширит, он во всём уверен уже, большего не дано. И она не стала даже объяснять, что при своей "пятёрке", Лия так не уверена в своих знаниях как она.
   И этот случай Лие напомнил ещё один эпизод со сдачей экзамена по английскому языку
её сестры. Когда она пришла с группой сдавать экзамен, педагог предупредила всех: "Я могу автоматически поставить зачёт или попрошу сдать экзамен. Заходить по очереди в аудиторию". Когда пришла очередь Лийкиной сестры, преподаватель у неё спросила: "Вам экзамен автоматически поставить или вы будете тащить билет?" Сестра ответила:" Как хотите!" " Давайте зачётку," сказала она, ставя "отлично". Пока она ставила в зачётку оценку,следующая студентка на точно такой же вопрос уже ответила:" Как хочете".
И, естественно, преподаватель английского языка заставила эту студентку тащить билет . Лия не знает окончания этой истории, но с научным коммунизмом у неё был похожий эпизод.
Она сдавала экзамен с подругой, которая как и она подготовила одинаковый материал и имели ещё "море" времени для самостоятельной подготовки. Первой пошла сдаваьть Лийка. Ответила без проблем, но профессор задал дополнительный вопрос: "Что такое политическая авантюра?" Лийка вслух начала рассуждать: "adventure" - это приключение, то есть политическое приключение" сказала она и начала усиленно соображать, какой пример было бы хорошо привести. Но в этот момент педагога кто-то вызвал и, вернувшиь в кабинет , он в зачётку Лийке поставил "отлично". Больше ничего, как оказалось, не требовалось. Важно одно - умение ориентироваться в языках, особенно в русском (пример с Тиной -сестрой). Какой английский, если ты русского не знаешь?


Рецензии