Есенин и есеноиды
Так припадите же теперь к первоисточнику и судите, не прибегая ни к г-ну Василиеву, ни к "Г.В.Ф.Гегелю", ни даже к "О.Н.Трубачёву". Чтобы выразить своё, личное отношение к жизни, судьбе и творчеству кого бы то ни было, вовсе ни к чему цепляться за панталоны "Вилли Гегеля" и слюнявить труды "лингвиНИста О.Н. Трубачёва" [именно на такой короткой и хромой ноге с великими подвизается в околокультурном пространстве вышеупомянутый субъект].
Итак - читайте и делайте выводы, если хотите. Без оглядки на Гегеля и... Василиева)))
С искренним уважением и верой в мудрость и благоразумие Ваше -
Иван Табуреткин. 28.10.11 г.
Бог дал миру изумруд Есенина для восхищения
и поэтического вдохновения, а чернь
воспользовалась им как булыжником пролетариата
для сокрушения неугодных ей светлых голов...
Частное мнение
Если Есенин - точка отсчета для новой деревенской поэзии - после барина Некрасова, после разночинцев Кольцова, Никитина, Сурикова, после Дрожжина, Клычкова, Орешина, Клюева, Ширяевца до Демьяна Бедного, - то чем он нов и чем неизгладим на фоне всей последующей "крестьянской" поэзии?
В отличие от своих предшественников и современников, Есенин - сам крестьянин по чувству, по мысли, по образной подоплеке. Он смотрит на мужика не извне, а как на себя и свою родню: отца, мать, деда, сестер. Сама земля себя поёт.
В отличие от предшественников, Есенин впервые смотрит на мужика и бабу не как на "представителя" класса и не как на раба бесчувственного, а как на человека, личность, живую душу, которая и любит, и мучится, и грешит, и мыслит, и ёрничает, и плачет, и смеётся, и осязает мир, и - творит мир. Этот движитель и подвижник земли уважает в себе человека и сам делает свою судьбу. У него есть судьба - и не роевая, и не загробная, но личная и земная.
Лирический герой Есенина не надуман, а органичен во всех движениях души. Есенин пишет о матери - не из чувства долга перед матерью, а от сердца, по естественному зову сыновней любви и тоски. Он воспевает - да какой там "воспевает"! - вспоминает суку, щенят, жеребёнка, корову не из желания пооригинальничать или шокировать городскую публику, а потому что от них исходит родное, материнское, животное тепло, греющее детскую душу взрослого поэта в ледяных салонах поэтической элиты и в кабацком кочевье голи перекатной, запамятовавшей свои корни и в первом, и во втором колене.
Ему есть что вспомнить из для кого-то серого, однообразного крестьянского бытия. Его память живет подробностями, о которых даже не наслышаны его городские сверстники.
Язык Есенина вскормлен крестьянским речемыслием: это его колыбель, а не постоялый двор, как для иного нынешнего "деревенщика", натужно выцарапывающего деревенские реалии и словечки из Даля или из книжек прежних "певцов деревни".
Есенин - при всей растрёпанности своей недеревенской жизни - не бродяга, не люмпен, не перекати-поле, не Челкаш, не Максим Горький (ничего личного! но...), - он суть и соль народа-пахаря и продолжателя рода человечьего.
Природа для Есенина - не пейзаж, не декор, не антураж: он сам - природа, слово и звук природы, нерв её неотрывный и кровь её неостудная.
Есенин - жадный до запредельного мира, до непостигнутого мира человек: он разинулся на пашне, не поленился оглянуться окрест, заглянуть в душу себе и другим, смотаться за окоём мужицкий, - чтобы напомнить миру о себе - мужике, и чтобы сказать за мужика-пахаря, и чтобы мужику порассказать о мире и о нём же самом.
По какой такой нужде? А быть может, из обиды за немотствующего и оглохшего да из досады уязвленного самолюбия перед лицом кичливой "образованщины" города. Интеллигенты? Интеллигент? Да нет: толпа эстетствующих во народе "опекунов" и - ненасытный к познанию себя и мира мужик. Не миссионер! - но любознательный мужик. Рязанский - следом за архангельским... А близко уже - и смоленский, гжатский.
Любовь Есенина к женщине - это неуёмная жажда разбуженной в родство души: до предела, за предел - где душа и тело неразлитны, неразличимы. Его трагедия, что он такого счастья не обрел: он лишь воображал его в стихах как мечту. Беда его женщин, что ни одна из них не могла его понять, постигнуть и утолить: каждая понимала лишь себя - и спешила взять из него тепла - славы, близости, семьи, опоры... Но поэт – не опора. Он сам готов... повеситься на рукаве любимой, не принадлежа себе и - тем менее принадлежа женщине. Он блудный сын, который, глядя в глаза любимой, ищет Родину, жаждет колыбели.
Бог... Для Есенина это та родина, то предание, которое неизъяснимо, но дано - и наплевать на него равносильно плевку в глаза матери, в святой угол деревенской избы... Но и не сидится под образами буйной мужичьей натуре. Чем сидеть в святом углу, лучше сунуть ладанку, крест, образ за пазуху, ближе к сердцу, и носить бога в себе, рядом и вкупе, по миру.
Стоит ли после этого ждать "нового" Есенина, искать его среди усердных певцов деревни поесенинской эпохи? Повторить всего, слившегося в Есенине, невозможно: быта, языка, образности, мироощущения, противоречия и трагедии. Есть Русь есенинская - лишь в нём самом. Всё прочее - литература, - как говаривал француз Верлен. Литературщина. Прочая и новая Русь - это Русь деревни с отшибленной памятью, с ностальгией по незнаемому, с потугой "переплюнуть" Есенина, сидя в провинции бельмом на глазу колхозного уклада, семеня за председателем колхоза в заискивании льгот и послаблений для старательного полуобразованного "трутня-графомана". Где уж тут Русь? На отшибе.
90-е гг.
---------------------------------------------------
Мои песни на стихи С.Есенина можно прослушать здесь:
Свидетельство о публикации №111010607497