Nokturnal Mortum - интервью
- Когда вы поняли, что становитесь значимой группой на тяжёлой сцене и количество слушателей и даже фанатов начало расти, изменило ли это ваше отношение к самим себе и к процессу создания музыки и живым выступлениям?
«А мы уже стали?»
- Слухом земля полнится… А каким тебе, кстати, представляется “лучший мир” и “лучшее положение” вашей группы в этом мире?
«Мир лучше уже вряд ли станет, а положение группы меня полностью устраивает. Я доволен тем, что обо мне вспоминают (ха-ха!)»
- Ты что-то ну совсем скромничаешь! А в чём смысл твоего творчества и, вообще, какой тебе видится цель деятельности Nokturnal Mortum?
«Мне нравится творить и мыслить. В своё время хотелось что-то сделать лучше или просто изменить, а ещё раньше хотелось бунтовать – всё как у всех. Я знаю, что повлиял на этот мир, пусть совсем чуть-чуть, но повлиял – и это главное!»
- За 15 лет – уж точно повлиял. Идеология, чистое творчество, карьера музыканта – почти что не соединимые вещи. Как с этим обстоит у NM?
«Нам удалось всё соединить и остаться единственной концептуальной группой в мире, которая не зависит от публики, от конъюнктуры, моды, от финансового положения, от требований издающей компании и общественного мнения. Мы создаем Искусство – как в музыке, так и в жизни!»
- В Nokturnal Mortum несколько раз менялся состав – кто, куда и почему ушёл? Общаетесь ли сейчас?
«Не все могут посвятить группе всю свою жизнь. И не каждый может оставаться до конца преданным идее, которую мы несём. Судьба у всех сложилась по-разному: с кем- то мы в очень хороших отношениях, помогаем друг другу, чем можем, а с кем-то потеряли всякое желание общаться».
- Если уж вспомнили начало начал – как вы пришли к названию Nocturnal Mortum и почему позже стали писать первое слово через "k"?
«Назывались вначале Suppuration, а такая группа уже существовала – пришло в голову сочетание двух слов (совершенно не помню, как) – Nocturnal Mortum. Чуть позже, чтоб наверняка ни с кем опять не пересечься, изменил букву. Да оно и красивее смотрелось. Смысла в название я не вкладывал. Сегодня это скорее имя собственное и не нужно его переводить и расшифровывать».
- А помнишь псевдонимы всех музыкантов – их историю? И какой всё же смысл их использования вместо собственных имён?
«Вопрос, конечно, уже плесенью воняет, как и предыдущий, ну да ладно. У меня в коллективе столько людей переиграло, что я уж и не вспомню, почему они именно так назвались. Мой псевдоним – нумерология, приведённая в читабельный вид. Значение цифр и букв объяснять не буду, опять же всё банально. Тем более, сегодня, на мой взгляд, это уже не нужно».
- Плесень этих вопросов может заметить только тот, кто про вас давно уже знает, а наша задача ещё и молодому поколению поведать об истоках NM. Вот, например, ещё один не новый, но, к сожалению, ещё очень актуальный момент: ты когда-то звался Князь Варггот, и это массовое появление князей, графов, баронов и, тем более, волхвов на постсоветском пространстве среди весьма молодых представителей тёмной и языческой сцены, как минимум, кажется, комичным, и, как максимум, шизофреничным и порою явно провокационным…
«Ну, я, наверное, первый князь (ха-ха!). Кстати, я давно уже этот “титул” не использую. А то, что наплодилось после меня князей, так это и немудрено, тренд ведь ни кто не отменял пока. Меня это тоже веселит, хотя нет – сегодня мне уже всё равно. Неинтересна мне вся эта возня!»
- И как в таком случае ты оцениваешь музыкальную жизнь украинской тяжёлой сцены, когда вы начинали и в нынешнее время?
«Я никогда не был частью так называемой «сцены». Мы всегда стремились уходить от стадных объединений, и нам это всегда удавалось, поэтому я не в курсе, что там происходит, мне это не интересно».
- А можешь назвать, кто из украинских и мировых групп ближе вам и идейно, и музыкально, и кого считаете, наоборот, своими противниками и врагами?
«Ты знаешь, нет сегодня таковых. Есть люди, которых я уважаю, но их не так много, не буду называть их имена, чтобы не привлечь к ним излишнего внимания. Сам я сконцентрировался на личной жизни – мне намного интереснее проводить время в кругу семьи и совершенно не интересно всё, что творится вне моего круга. Нет и такой личности, которую я ненавижу. Противники, наверняка, есть, но куда без них?..»
- В последние годы как-то особенно стала проявляться разрозненность металлеров да рокеров, вражда внутри неформальных групп, союзов, общин – везде людишки-людишки-людишки ни чем не уступающие ни церковникам, ни финансистам…
«Такова природа человечества – пытаться себя поставить поудобнее в этом мире и не важно, мешает это кому или нет. А в чём выгодность объединения всех и вся? Очередная ложь. Какой смысл в создании очередных партийных комитетов? Тошнит... Масса никогда не заменяла сознание и индивидуальность!»
- Может, именно поэтому вы относительно редко выступаете в последние годы? Но какое из выступлений вы запомнили на всю жизнь как самое лучшее, а какое – как худшее?
«Да, ты прав, сегодня мы очень мало играем концертов – ровно столько, чтобы это было нужно нам! А помню я, наверное, все наши концерты. Я научился всегда видеть только хорошее – даже в самом плохом. Например, как оценить концерт, где-нибудь в маленьком городе, где напрочь отсутствует понятие об организации концерта, но остаются отличные воспоминания от общения с людьми и самом путешествии? Поэтому, я не могу сказать, что у NM были плохие концерты. Мы всегда выкладываемся на полную. А лучшие концерты это выступления на «Коловороте». На мой взгляд, этот фестиваль, будучи очень высокого уровня в плане организации и атмосферы, и до сих пор сильно развивается. Организаторы соблюдают все условия, которые предъявляют группы, и для NM ещё никто не делал лучшего концерта».
- «Коловорот» знаменит, как своей музыкальной составляющей, так и идеологической. А что для тебя значит «NSBM»? Мне не понятно, как могут его представители говорить про возвышение какой либо нации или религии над другой в свете общего идеологического блэкерского мизантропства (я, например, не вижу ни какой разницы между современными представителями любых наций и народностей: для меня они все – людишки и никаких иллюзий я не испытываю ни на чей счёт). А суть термина “pagan black”, вообще, кажется, абсолютно нелепым…
«Я не хочу комментировать термин «NSBM» - каждый вкладывает в него свой смысл. Я творю музыку, которую чувствую в себе, и что это – не важно: главное, что честно! А с этим у меня никогда проблем не было. И, вообще, я не хочу, чтобы меня ставили в стойло, каково бы оно ни было! А на счёт «...в свете общего идеологического блэкерского мизантропства...» - ну, ты и загнул – смешно!»
- Конечно, смешно! Тут уже столько лет так дела и обстоят: чем страшнее морда, тем больше на хохот распирает! А вся деятельность блэк-металлических ансамблей прямо и косвенно является одной из самых действенных анти-рекламных кампаний для того же христианства – просто беспрецедентный акт чёрного пиара!
«Тебя действительно волнует это? До недавнего времени блэк-метал был способом заработать деньги, и на этом не заработали либо такие идейные, как мы, либо полнейшие бездари (ха-ха!). Я блэк-метал вообще не слушаю (только старые коллективы), и, тем более, не верю и в 1% той чуши, о чём они поют. О каком пиаре идёт речь? Не думаю, что из-за раскрашенных парней больше людей понесло свои деньги в церкви, а вот карманы особо раскрашенных, думаю, пополнились и не кисло».
- Ну, эта тема для отдельного разговора. А на счёт «заработать денег», так на той же «вере предков» денег тоже сделано уже немерено! А ты сам веришь в то, что кто-то знает, как жили наши предки 1-2000 лет назад? Ведь даже в наши дни, живя рядом с живыми ещё представителями Второй Мировой, мы не можем похвастаться тем, что знаем о той войне хоть что-то более-менее достоверное.
«Никто не может достоверно знать о том, что было на самом деле. Для меня это вопрос выбора: либо ты веришь, что твои предки – обезьяны, либо – боги и герои. И дальше от этого выбора зависит, есть ли у тебя шанс или нет. Пусть получит каждый всё то, к чему сам же и стремится!»
- Да, тут много и тонких материй, и толстых намёков, а путаницы и парадоксов хватит на много лет вперёд. И в том же свете кажется парадоксальным, когда славянские националисты используют чрезмерно активно английский и немецкий языки. Вы в частности, поёте и пели на английском, делали разные версии шикарного альбома `Мировоззрение` для внутреннего и внешнего рынка…
«Ничего странного здесь нет – это одно и тоже послание, только на разных языках.
NM я не считаю сугубо славянским явлением – это явление, скорее, мирового масштаба. И вообще, я не принадлежу к тем славянским националистам, которые слишком активно используют английский и немецкий языки. Новый альбом весь спет на украинском языке, кроме песни «Валькирия», которую я написал чуть раньше, и менять ничего не стал из-за ценности для меня сказанного, а перевод мог убить силу слов. Кстати, интересен тот факт, что украинский язык намного гармоничнее ложиться на музыку NM – скорее всего, далее я буду использовать только украинский».
- Да, согласен, не говоря уже о патриотической сути песнетворчества на родном языке, я считаю, что сильнее и по энергетике получаются песни, написанные на том языке, на котором думаешь, чувствуешь, каждый день говоришь. А каков ваш путь от английского к украинскому?
«По мере того, как развивалось умение творить музыку и придумывать стихи и тексты, у меня появилась потребность выразить свои мысли на родном языке. Это для меня более естественно, чем на английском. Исполняя свои песни на родном языке, я могу полнее передать весь спектр чувств, которые я вложил изначально в произведение».
- Песня – это слова и музыка, но не всегда получается идеальная гармония этих составляющих. В каком альбоме тебе удалось достигнуть максимальной гармонии, а в каком лучше получились тексты и в каком - музыка?
«Для меня все мои альбомы логичны – они, как и воспоминания, являются частью меня и отголосками того времени. В каком альбоме лучше, в каком хуже – решать не мне. Кому что нравится…»
- А тебе что-то нравится из новых музыкальных течений, и что неизменно осталось в тебе до сих пор из первых пристрастий?
«Я слушаю всё то, что слушал раньше – Pink Floyd до Burzum. Правда, большинство метал-групп 1990-х сегодня играют откровенное дерьмо, поэтому я предпочитаю слушать их старые работы. Кстати, сегодня услышал Slayer `World Painted Blood` - меня материал просто порвал!!! Из современных течений радует подъем прога, также люблю indi-rock, ambient-rock и многое другое. Ах, да, совсем забыл: слушаю много электроники – дарк электро, агротех, индастриал и т.д. – как-то даже хотел сделать свой проект, но отложил до других времён».
- И как бы ты описал эволюцию (а может, и с "революционными" переходами) своих предпочтений в кино, литературе, музыке – что тебе близко сейчас?
«Я всегда ищу себя и развиваюсь, мне по-прежнему нравится многое из того, что меня вдохновляло 10 лет назад, но это не означает, что я не нахожу для себя новых источников вдохновения. Я люблю на столько разные вещи, что не смогу в интервью всё изложить, к тому же ещё я – человек настроения, и с этим моим качеством твой вопрос вообще становится «неотвечаемым». Скажу лишь, что ненавижу любые проявления дегенерации в искусстве».
- Благо, ваши альбомы этими проявлениями не страдают. Идущие друг за другом диски `Мировоззрение` и `Голос Сталi` - словно новое мировоззрение и новый голос группы – всё это случилось намеренно или естественным путём?
«Полностью не согласен с тобой. Новое звучание – возможно, но ни как не мировоззрение. Это прямое продолжение всего того, что мы делали. Мы к этому логично шли на протяжении всего нашего творчества».
- Процесс записи нового альбома чем-то отличался от прошлой сессии?
«Ну, во-первых, запись проходила на нашей собственной студии OSF. Это позволило нам больше экспериментировать, как со звуком, так и с аранжировками. Микс мы делали на той же студии M.A.R.T., где был записан альбом `Мировоззрение`, звукорежиссёр этой студии работает с не металлическими коллективами, что придало нашему звуку непохожесть на весь тот пластмассовый шлак современного металла. А мастеринг мы сделали на Mana Studio, специализирующейся на некоммерческом дэте».
- В новый альбом вошли все песни, которые написались к этому времени или идёт отсев из имеющихся к моменту входа в студию? Как было раньше и как это происходит сейчас?
«На альбом некоторые песни не вошли. Возможно, в недалёком будущем мы издадим
кое-что из этого».
- Судя по буклету, в записи и сочинении материала участвовали не только музыканты постоянного состава NM – а кто, в частности, автор текста «Голос Сталi»?
«Дмитрий Близно. Мой друг и соратник, организатор фестиваля «Коловорот» - нас связывает работа над Oriana Music, Musical Hall Distribution и многое другое...
Это член NM, который всё время находится в тени».
- Заглавный трек получился просто потрясающим – таким, каким и должен быть первый номер на альбоме! А кому посвящена абсолютно неземная «Валькирия»?
«Посвящена песня Лиде Шевченко. «Валькирия» – это печаль по погибшему другу. Лида погибла в 2006-ом году. До сих пор в сердце мы чувствуем пустоту».
- Тем не менее, альбом в итоге получился сильнейший, а как вы его сами оцениваете – всё ли удалось?
«Это очередной шаг, и мы не останавливаемся. На сегодняшний день мы довольны всем, но, как показывает опыт, через какое-то время возникнет чувство, что можно было сделать иначе».
- Кто работал над оформлением обложки и какие были варианты, если были?
«Над обложкой работал художник Виктор Титов. У меня была идея оформления альбома, и Виктор, как никто другой, мог воплотить это в жизнь, поэтому я к нему и обратился. Он – великолепный художник и этим все сказано!»
- То же касаемо и названия альбома…
«Название, как всегда, лаконично и гениально – мы всегда пытаемся попасть в голову с первого выстрела. Я сначала придумываю концепцию и название альбома, а потом музыку и лирику. Кстати, следующий альбом NM будет называться `Истина`».
- Клавишник NM, насколько я знаю, участвовал в записи последнего – очень неожиданного! – диска группы Khors `Mysticism`, что слышится по звучанию обоих ваших альбомов. Вообще, атмосферность и даже повышенная мелодичность и романтизм сейчас особенно сильно выражены в вашей музыке – что говорят ваши поклонники, что чувствуете вы в связи с этим?
«Сатуриус записал партии клавишных во всех альбомах Khors. И я не смогу перечислить всех тех групп, которым он помогал. В творчестве NM не обходилось без лирики и романтики даже на таких альбомах, как `To The Gates...` и `Нехристь`. А такие альбомы как `Lunar Poetry` и `Goat Horns` до сих пор остаются эталоном жанра. NM всегда задает направление в искусстве, и, я думаю, новый альбом не стал исключением».
- А кто отвечал за «фольклорную» часть – играл, делал аранжировки? Использовалось какие либо уникальные народные инструменты?
«Этим всегда занимаюсь я и Сатуриус. У нас огромная коллекция народных инструментов, есть и уникальные – например: дрымба (карпатский варган) начала прошлого века, барабан какого-то племени из Hамибии. Но на новом альбоме, в отличие от предыдущего, мы использовали не очень много инструментов: лиру, скрипку и некоторые духовые. Но, как по мне, этого достаточно».
- При таком трепетном отношении к истокам, имеет ли для тебя важное значение Интернет и сотрудничество с лейблами? Какова ваша активность в «сети» и чем сейчас живёт лейбл Oriana Music?
«Конечно, Интернет имеет значение – я же не в лесу живу. Я отлично себя чувствую в виртуальных просторах, если ты об этом. Сегодня даже трудно себе представить и дня без Интернета. Но группой в «сети» я не занимаюсь. Этим в основном занимаются наши басист и гитарист, а я за всем слежу, как Саурон (ха-ха-ха!). А Oriana, как всегда, живёт, благодаря NM».
- Чем занята твоя жизнь ещё, кроме музыкальных интересов, кроме группы?
«Основная моя деятельность – это группа и студия. А свободное время... Меня в данный момент увлекает вселенная Вархаммер, WFB, 40К (поджанры стратегии в компьютерных играх, а также род настольных военных игр – прим. Г.), MMORPG (принимал участие во многих проектах), занимаюсь дайвингом, ну, и много времени забирает, конечно, семья».
- Если завтра не останется возможности или желания заниматься музыкой вообще, чем будет наполнена жизнь музыкантов NM и твоя собственная?
«Я не думал об этом и думать не хочу – если такое случится, тогда и буду предпринимать что-то, но знаю, что без дела не останусь».
- А когда пишешь новый альбом, нет мыслей, что он может стать последним? Не влияет ли это на процесс?
«Я всегда и всё делаю так, чтоб потом не было стыдно, как бы ни сложилась судьба. Поэтому у меня подобных мыслей не возникает. А если бы это было твоё последнее интервью, какие вопросы ты бы задавал?..»
- Я бы – молчал… И улыбался… А ещё слушал бы всё то, что человек сам бы хотел мне рассказать, зная, что это моё последнее интервью…
Свидетельство о публикации №111010508385