Об авторе этой страницы

Евг. Феодоров. Восьмая нота - Миоль

1.

Наверное, можно считать частью жизненного опыта убеждение, которое окончательно сложилось у меня сравнительно недавно, когда приспел час итогов. По профессии и по душевным побуждениям , немало постранствовал по книжному морю. Что хотел узнать и понять? Пожалуй, то же, что и каждый уходящий в это море. Далеко не всё узнал, ещё меньше понял. Так и не нашёл, например, формулу поэзии. Да и ответа на банальный вопрос о том, что такое Поэзия, не отыскал ни в книгах, ни среди людей. Есть бесчисленные суждения, есть разнообразные попытки связать словом самую суть Поэзии… но решения нет, формулы нет… думается, и не будет.
Но зато убедился: Поэзия не подразделяется по возрастным и половым признакам. Одно из самых нелепых понятий – «молодой автор». Как будто не очень зрелый возраст даёт право на всевозможные – на невозможные тоже – языковые и литературные огрехи. Ну а автор, в 60 лет издающий свою первую книгу, молодой? Не менее нелепо выражение – почти литературоведческий термин! – «женская поэзия». Есть, мол, поэзия, а есть «женская поэзия»… с этаким оттенком снисходительности или высокомерия. И вовсе глупостью представляется определение поэта не по творчеству его, а по месту жительства. Но здесь просто стоит представить себе: санктпетербургский поэт А. С. Пушкин, рязанский поэт Сергей Есенин… как будто и нет для них России, кроме родного местечка.
… и всё же: Она.

2.

Кто она? Почему «Она»? «Она… к Ней… для Неё… во имя Её…» - это же из словаря паломников, бредущих к образу Марии-Матери Божией!..
Нет, ни малейшей попытки посягнуть на святыни у меня и в мыслях нет. Хотя… разве не за откровением и духовной поддержкой обращаемся мы к Поэзии, к «жрецам Аполлона»?! Но речь пойдёт о даре.
Она… женщина и поэт… единая личность! На память приходит не слишком длинный перечень восхитительных имён женщин-поэтов. Потрясение, восхищение, восторг, хвалы… и коленопреклонение… Но мало кто может представить, какая это драма – женщина-поэт… драма, подчас поднимающаяся до высот трагедии.
Дело отнюдь не только в быте. И что о нём сейчас говорить?! Оглянись вокруг: быт… личный, семейный, производственный или служебный… Какое ж бытие без быта, если так уж устроено обитание человека на планете?! Это быт обычно обходится даже без мыслей о бытии, но не бытие без быта… пока существует человек со своими капризами, нуждами, желаниями, потребностями, мечтами. Вот и рождаются поэты, чтобы мы приобщались к бытию и не забывали о своём человеческом предназначении.

3.

В интернете можно найти целый альбом её фотографий. Что ж, поэту подчас необходимо увидеть и услышать себя со стороны. Пушкин частенько моментальными росчерками набрасывал в черновиках свой профиль. А здесь-
спасибо её другу-фотохудожнику! Каждая фотография производит впечатление невыписанного стихотворения, каждая – как бы снимок души поэта.
Но пока – не о фотографиях. Читаю стихи…
Только начинаю читать – и волнуюсь… до дрожи в пальцах, до ломоты в висках. Отстраняюсь… перевожу дыхание… представляю себя в картинной галерее – и тогда начинаю рассматривать стихотворение.
Казалось бы, знакомы все слова… родная речь! И каждое слово – внове, а в сочетаниях слов, строчек открывается удивительный мир живой, нервически чуткой души.
Знаю, не удержится какой-нибудь досужий язык да и приговорит: «Пхе… известное дело! Понасмотрелся стихов и фотографий… и, видите ли, очаровался… очарованный заочник!.. и теперь распинается.» Нелепый и вздорный приговор, как все приговоры со скамейки у подъезда, или из окна на семнадцатом этаже, или в минутном промежутке между котлетой и компотом.
Да, распинаюсь, т.е. распинаю себя. Потому что встретился с даром и с тем, как человек отдаётся этому дару… и вот – стихи. И стихи настолько совершенны, что «нам так не жить», а читать, восхищаться – и укорять себя за хитроумную игру в поддавки с жизнь… и в конце концов – убедиться: чтобы талант осуществился, требуется немалое мужество.
Как же ей хватает мужества быть женщиной и поэтом?!
В одном из её стихотворений человек пережил сонет (подчёркиваю: пережил сонет) за два часа до боя. Все её стихи – пережиты… как если бы приспел последний час и для неё самой, и для мира, а главное – для искусства.

4.

Нет, цитат не будет – ни словечка! Исключительный случай в моей долгой и разнообразной читательской жизни. Не могу вынуть из её стихов ни строчки, ни слова. Здесь цитирование представляется мне насилием над живой душой… кощунством… - так цельны и органичны стихи. И не вижу, не различаю ни метафор, ни сравнений, ни эпитетов, но явственно ощущаю и переживаю заповедный мир живой души. И речь – богатая словами, богатая музыкой – и чистая… кастальский ключ! родная речь! И через неё свершается приобщение к высокому и прекрасному, приобщение к бытию.
Потом, когда притихли первые впечатления, я раздосадовался, просматривая рубрикацию её стихов: «любовная лирика», «философская лирика» и т.д. Но таковы желание и воля поэта. Правда, поэты редко бывают справедливы в определении и оценке своих творений, и таковые случаи единичны в истории литературы. И здесь я не вижу возможности, чтобы, пусть и формально, разобщить стихи, отделить друг от друга, расставив по жанровым полочкам. В целостной, неразъёмной общности этих стихов мне видится вочеловеченный космос русского слова.
Великолепный дар! Но чем больше вчитываешься, тем ощутимей тревога. Нет, не за себя, естественно. Но за поэта, наделённого редким поэтическим даром.

5.

Не могу счесть прошедшее время, но вот сегодня мне кажется, что я понял, почему тревожно за поэта.
Круг её поэзии, среда её духовного обитания – это как бы перенасыщенный раствор, в котором рождаются кристаллы. Этот круг, как бы ни был велик, - заповедная, строго очерченная территория. Заповедник души
перенасыщен культурой вообще, но прежде всего – музыкой, живописью, поэзией, именами и судьбами музыкантов, живописцев, поэтов. Возможно, это качество – от воспитания и образования. Возможно, такова принципиальная позиция поэта как результат самовоспитания. Подчас первое и второе органически связаны… но картина, соната, стих не просто восприняты поэтом – пережиты, оставив в душе яркие, живые воспоминания.
… и безукоризненное мастерство, виртуозное владение возможностями классической силлабо-тоники.
… и речь каждого стиха – богатая оттенками смыслов и чувств.
Но заповедник – это не весь лес. Заповедные рукава волжского устья, где цветут лотосы и живут розовые фламинго, - это ж не вся Волга. Да и заповедная гора, величественная, прекрасная и грозная, - это отнюдь не вся горная цепь.
Список заповедного в её поэзии прекрасен, как, наверное, описание щита у Гомера: Чюрлёнис, Федерико Гарсия Лорка, «Ёжик в тумане», Пушкин, Сергей Есенин, «Маленький Принц», комедия-дель-арте, Сёра… и музыка, музыка, без которой просто немыслим заповедник души поэта.
Её заповедник велик, но – ограничен. А дар не терпит ограничений: или преодолевает их, или отменяет вовсе, или – сомневается. Сомнения – всегда драма.

6.

Дар, какой бы он ни был – музыканта, резчика, поэта, кузнеца, клоуна…, испытывает человека не только радостью творения, но и сомнениями. Чем талантливей человек, тем больше сомнений, тем острее они. И как же часто дар оборачивается глыбой Сизифа: вот эта глыба на вершине радости – и тут же срывается в топь сомнений.
Я для того и решился сказать это слово, чтобы у поэта было поменьше сомнений или чтобы не так жестоко они терзали душу поэта.
На её странице на сайте «стихи.ру» я не сразу понял, зачем псевдоним, если он тут же расшифрован: МИОЛЬ – МИщенкова ОЛЬга.
Миоль… Восьмая нота? Наверное, так. Новая нота в музыкальном строе русской поэзии.
Миоль – как миниатюрное стихотворение.
Так… я сказал. Конечно, далеко не всё, что можно и должно сказать о таком поэте. Но пока ставлю точку. А дальше…
А дальше читателю предстоит пережить, открыв стихи Мищенковой Ольги, встречу с прекрасной поэзией. И хочется, и думается, и верится, что с этой поэзией что-то по-хорошему изменится в душе и жизни читателя, потому что именно для этого и родилось слово поэта – Ольги Мищенковой.

P.S.
Но в предлагаемой книге другие стихи, чем те, о которых только что шла речь. Стихи эти – прорыв из духовного заповедника, выход на общение, на расширение горизонтов своей поэзии. И снова – музыка, импрессии, и снова речь, исполненная тончайших переживаний и редкостных смысловых оттенков, и снова свет удивительного дара.

2011 - 2014, Ростов -на - Дону






Другие страницы

 МИщенкова ОЛЬга (МиОль)
http://www.stihi.ru/avtor/klyoklya стр. 2010 г.

МиОль ЯСные сонеты (страница в стиле ЯС)
http://www.stihi.ru/avtor/74sever

http://www.stihi.ru/avtor/bellaahma
 Страница Памяти Беллы Ахмадулиной.



                ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РФ

              Член Союза профессиональных литераторов РФ

               Главный редактор журнала "Сотворение"
               http://www.stihi.ru/2011/10/25/2858
               http://www.stihi.ru/2011/11/18/8465




 Ольга Мищенкова (МиОль) - Александр Архангельский(2011г.) -
 Наедине о Вечном, или Двухголосие
http://www.stihi.ru/avtor/dvyhgolosie
 Кировоградская областная
 универсальная научная библиотека им. Д.И.Чижевского
 URL: http://library.kr.ua/
 Подаровані видання
 Подаровані видання за жовтень — листопад 2011 року
 От авторов Архангельского Александра и Мищенковой Ольги
http://library.kr.ua/novini/new-11.html


 С музыкой Александра Архангельского
http://www.stihophone.ru/users.php?user=klyoklya
 -------------------------------------------------


 Мои Книжки:
 --------------

 Ольга Мищенкова   и    Александр Ребриков
 http://www.stihi.ru/2012/07/04/7912
 Пять Импровизаций на тему «Сонетов тёмной любви»
 Федерико Гарсиа Лорки – Рязань; Узорочье, 2012. – 36 с.
 (Литературное приложение к журналу «Сотворение»)


СЛЫШИШЬ ЛИ ЗВУКИ?.. Русский альбомный сонет в восточном стиле (2012)
http://www.stihi.ru/2012/07/15/8599


НЕПРЕДВИДЕННОЕ. или СТРАНИЦЫ из ПАМЯТИ (1999г.)
http://www.stihi.ru/2010/07/05/2349

 МУЗЫКА В ДУШЕ (2000г.)
http://www.stihi.ru/2012/02/06/2920

 ОЧЕРТАНИЯ (Сборник сонетов)(2001г.)
http://www.stihi.ru/2011/10/25/2858

 МНОГОЗВУЧИЕ (2002г.)
http://www.stihi.ru/2012/01/04/457

 БЕГУЩИЙ ВПЕРЕДИ (2004г.)

 НАЕДИНЕ о ВЕЧНОМ, или ДВУХГОЛОСИЕ (С А. Архангельским) (2011)
http://www.stihi.ru/2011/09/09/8043

 ЛЕБЯЖЬЯ БОЛЬ МОЛИТВ. БЕЛЛА (2011)
http://www.stihi.ru/2011/04/25/8830

 Я К ВАМ СТРОКОЮ ПРИКАСАЮСЬ, ВЕНКИ СОВМЕСТНЫХ СОНЕТОВ (совместно с А. АРХАНГЕЛЬСКИМ) (2011)
http://www.stihi.ru/2011/04/26/783

 КОРАЛЛЫ СЛЁЗ МОИХ... (совместно с А. АРХАНГЕЛЬСКИМ) (2011)
http://www.stihi.ru/2011/08/31/7903

 КУКОЛЬНЫЙ ОСТРОВ, ИЛИ МУЗЫКА ВЕТРА И СНОВ…
 (Русские альбомные сонеты в восточном стиле) (2011)
http://www.stihi.ru/2011/05/17/4081

 БЕЛАЯ СОНАТА. Стихи, переводы. (2011)
http://www.stihi.ru/2011/10/28/7543


Публикации в журналах:

 «Молодая гвардия» (Москва),
 "Сотворение"
http://www.stihi.ru/2012/02/15/10770
 «Вся королевская рать»
 «Парадоксы творчества»
http://www.enisey.wallst.ru/mishenkova.html
 "Три желанья"
http://trigelanija.livejournal.com/5746.html
 «Есенинский вестник»
 «Рать» (Москва)
 "Литературная Рязань" (Альманах)
http://www.stihi.ru/2011/03/06/5512
 "Параллели"
"Не для мужчин"
(женский журнал)
http://mirina24.ru/aromat-zhizni-dialog/

Альманах "Виват, Петербург!", 2013 (310-й годовщине города посвящается)
http://www.stihi.ru/2013/05/30/8501

***

 Авторское чтение здесь:
http://www.stihophone.ru/users.php?user=klyoklya



Даниэль Зорчин

 ....................Ольге Мищенковой

 Скоро осень уже, не отвертеться,
 не распихать по карманам листья,
 не набрать про запас меда, ягод, солнце.
 Осень рядом, глаза её печальны,
 она грустно глядит на меня
 и листвою посыпает мне голову,
 словно я должен скорбеть о ком-то.
 Приглашаю за стол.
 Тяжелая у неё судьба.
 Так бродить –
 немой, опустошенной…
 Ягод поедим, стихи почитаю;
 прислонившись к облетевшему каштану,
 о весенних днях помечтаю.
 Слушает меня,
 кивает
 голою кроной,
 хотя с весной не знакома.
 Вижу свинцовую печаль облаков,
 она плачет,
 вытру ей слёзы,
 и уже без неё
 на зимнюю дорогу.

 Декабрь.

http://www.stihi.ru/2012/04/23/264


Рецензии
Здравствуйте, Ольга.
Извините, я про то, что в самом верху почти.

**Член Союза профессиональных литераторов РФ

Главный редктор журнала "Сотворение"
http://www.stihi.ru/2011/10/25/2858
http://www.stihi.ru/2011/11/18/8465**

В слове "редктор" сбежала буква "а" между "д" и "к".
А в остальном – хорошо.
Спасибо.

Владимир Грубин   04.07.2013 13:34     Заявить о нарушении
СПАСИБО!
Пойду искать беглянку.
.
Это - Вам
Минск. Поезд мчится... в очень чистом поле
http://stihi.ru/2012/10/08/115

Минск. Приветствуется... грамотная речь!
http://www.stihi.ru/2012/08/11/2741

Миоль   04.07.2013 14:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.