Деньги. 6. Душевное тепло

   Вот так проскочили детство, отрочество и юность. Быстро, незаметно. Никто не контролировал, особенно не воспитывал. Большей частью Лийка училась на примерах, симпатиях, антипатиях, пыталась сама вникнуть во многие жизненные проблемы. И довольно часто это ей помогало. Ведь реальных советчиков можно найти таких, что потом едва свяжешь концы с концами, а так обвинять никого в жизни не пришлось. Ведь все делалось
самостоятельно, совершенно независимо и отличалось  полной оригинальностью, необычайностью поступков. Значительно позже, разговаривая о детдомовских детях, она удивлённо задавала вопрос:"Чем моя жизнь отличалась от жизни детдомовских детей?"  И тут же добавляла:"Разве только тем, что у меня была квартира в которой я спала и никто обо мне вообще не заботился и не интересовался."

   Да, ещё каждый день в школу мама оставляла один рубль с пенсии, которую она получала за отца и которыми Лийка полностью должна была рассчитатьсяч за школьные обеды, хотя этих денег, по секрету от мамы, не хватало даже на одно мороженое, которым на переменах развлекались все подружки класса. А потом в городе появились очень вкусеые сахарные снежинки. Они стоили точно 1-н  рубль и приходилось целый день голодать, чтоб купить одну снежинку на обратной дороге домой. Но надо отдать должное продавщице, которая распродав всё содержимое, одну снежинку прятала в углу своего ящика и довольно часто ждала прихода Лийки, не получая ничего взамен, просто из-за желания сделать что-то приятное для неё. Лийка чувствовала тепло человеческой души бльше и  сильней других, так как в её жизни это явление было очень редким и как позже пришлось узнать о прошедшем времени, даже запретным. А сколько хороших дел было сделано просто чудесными людьми, не безразличными преподавателями и всё бесплатно: музыкальная школа,  и занятия на детской технической станции, и занятия электротехникой, и игра в спектаклях, и помощь хоровому коллективу благодаря Лийкиной игре и т.д. Чувствовалась постоянная забота и уже профессиональная необходимость в ней. Внезапно ворвался спорт и открылись новые перспективы.

   Кроме этого, привычка анализировать все события на солнечной "ноге", продолжала срабатывать. И как - то задумавшись о смысле жизни, она пришла к выводу, что надо жить для человеческого тепла и доброго отношения  друг к другу. Никогда никакая грубость не вызывала положительных эмоций  - только протесты, как говорят, "делать всё на зло". А  длинные разговоры, так называемые чтения моралей, тоже были бестолковыми. Повзрослев, Лийке понравилось однажды обращение директора школы к ученице - краткое и существенное. Лийка и не почувствовала, что сразу же этот способ общения взяла на вооружение. Впервые она заметила за собой это тогда, когда ехала в автобусе летом с молодыми людьми. Выпив бутылку воды, они выбросили её в открытое окно на полном ходу.  Ни у кого такое явление не вызвало никаких эмоций. Всё произошло обычно и привычно. У Лийки же сразу возникли вопросы:"Зачем они разбили бутылку, кторую можно было поставить позже, а на дороге не оставить осколки, грязь?" "Ведь в этом заключена культура человека. И как сказать об этом, чтоб не было обидно, больно  действенно и не выглядело бы нотацией." Пришлось долго ломать голову, пока не возникло очень простое слово:"Осмысленность, да, нужно жить осмысленно!" Это слово применимо буквально ко всем жизненным перепетиям.


   


Рецензии