Цицерон. 106-43 до н. э. Рим. О Законах

Даже у разбойников есть свои законы.

Крайняя строгость закона - крайняя несправедливость.

Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека.


Рецензии
В "Современной идиллии" Салтыкова-Щедрина есть забавный эпизод:
"С незапамятных времен, - сказал он, - варяги учат нас уму-разуму: жгут
города и села, грабят имущества, мужей убивают, жен насилуют, но и за всем
тем ни ума, ни разума у нас нет. Как вы, други милые, полагаете, отчего?" Но
так как новгородцы, вместо ответа, только почесали в затылках, то Гадюк
продолжал: "А я так знаю отчего. Оттого, други милые, что хоть и учат нас
варяги уму-разуму, но методы правильной у них нет. Грабят - не чередом,
убивают - не ко времени, насилуют - не по закону. Ну, и выходит, что мы
ихней науки не понимаем, а они растолковать ее нам не могут или не хотят.
Так ли я, братцы, говорю?" Дрогнули сердца новгородцев, однако поняли
вольные вечевые люди, что Гадюк говорит правду, и в один голос воскликнули:
"Так!" - "Так вот что я надумал: пошлемте-ка мы к варягам ходоков и велим
сказать: господа варяги! чем набегом-то нас разорять, разоряйте вплотную:
грабьте имущества, жгите города, насилуйте жен, но только, чтоб делалось у
нас все это на предбудущее время... по закону! Так ли я говорю?" Опять
дрогнули сердца новгородцев, но так как гадюкова правда была всем видима, то
и опять все единогласно воскликнули: "так!" Тогда выступил вперед старейшина
Гостомысл и вопросил: "А почему ты, благонамеренный человек Гадюк,
полагаешь, что быть ограбленным по закону лучше, нежели без закона?" На что
Гадюк ответил кратко: "Как же возможно! по закону или без закона! по закону,
всем ведомо - лучше!" И подивились новгородцы гадюковой мудрости и порешили:
призвать варягов и предоставить им города жечь, имущества грабить, жен
насиловать - по закону!
Сказано - сделано. Прибыли из-за моря три князя: Рюрик - в Новгород,
Синеус - в Ладогу, Трувор - в Изборск. Приехали и легли с дороги спать.
Только спят они и видят во сне все трое один и тот же ряд картин,
прообразующих будущие судьбы их нового отечества. Сначала удельный период -
князья жгут; потом татарский период - татары жгут; потом московский период -
жгут, в реке топят и в синодики записывают; потом самозванщина - жгут,
кресты целуют, бороды друг у дружки по волоску выщипывают; потом
лейб-кампанский период - жгут, бьют кнутом, отрезывают языки, раздают
мужиков и пьют венгерское; потом наказ наместникам "како в благопотребное
время на законы наступать надлежит"; потом учреждение губернских правлений
"како таковым благопотребным на закон наступаниям приличное в законах же
оправдание находить", а, наконец, и появление прокуроров "како без
надобности в сети уловлять". Вскочили три брата в смущении великом и не
знают, как быть. Думают: а что, коли ежели из-за нас вся эта программа да
выполнится? И стали они тосковать. Первый затосковал Синеус в Ладоге - и
утопился в озере; второй затосковал Трувор в Изборске - и повесился на
вожжах. Рюрик же, как имел ум свободный, сразу принять напрасную смерть не
пожелал. Созвал он вече и обратился к нему с следующею речью: "Видел я,
господа новгородцы, на новоселье у вас нехороший сон! Будто бы через меня по
всей Руси губернские правления пошли, а потом и палаты государственных
имуществ... И так меня этот сон расстроил, что уж и не знаю, как с собой
благороднее порешить: утопиться или повеситься?" Но новгородцы, видя, что у
князя ихнего ум свободный, молчали, а про себя думали: не ровен случай, и с
петли сорвется, и из воды сух выйдет - как тут советовать! Гостомысл же
произнес: гм! - и тут же испустил дух. Тогда выступил вперед благонамеренный
человек Гадюк и за всех ответил: "А по-моему, ваше сиятельство, если вся эта
программа и подлинно впоследствии выполнится, так и тут ни топиться, ни
вешаться резону нет!" Задумался Рюрик; по нраву пришлись ему гадюковы слова;
но, с другой стороны, думается: удельный период, московский период,
татарский период... нехорошо! Как бы так устроить, чтобы всю вину на самих
новгородцев свалить? "Помилуй, братец, - говорит, - ведь во всех учебниках
будет записано: вот какие дела через Рюрика пошли! школяры во всех учебных
заведениях будут долбить: обещался-де Рюрик по закону грабить, а вон что
вышло!" - "А наплевать! пускай их долбят! - настаивал благонамеренный
человек Гадюк, - вы, ваше сиятельство, только бразды покрепче держите, и
будьте уверены; что через тысячу лет на этом самом месте..." Тогда Рюрик
совсем уже повеселел: "Видел я и это во сне, - прервал он Гадюка, - даже
художника Микешина видел, но, по скромности, о сем умолчал. Так как же,
господа новгородцы? По-вашему, стало быть, наплевать?" - "Наплевать!" -
повторил Гадюк. И опять подивились новгородцы гадюковой мудрости и в один
голос воскликнули: "Так! наплевать!" Рюрик же, натянув бразды, сказал: ин
быть по-вашему! и начал действовать - по закону!""

Роман Савов   23.01.2011 20:16     Заявить о нарушении
Интересно, очень... наверное подходит России, как никакой другой стране.. Но надо же что-то делать. Ведь коррупция и мафия побеждалась в отдельно взятых странах :))) что-то же люди делали...

Спасибо, Ром, рада вашему сновопоявлению :)

Елена Нижний Рейн   02.02.2011 11:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.